МАТЕМАТИКА
Разработал учитель начальных классов СШ № 16 Села Садовое Осакаровского роайона Карагандинской области
КОРОВИНА ИРИНА ЮРЬЕВНА
ТЕМА: Устное умножение и деление.
Деление с остатком. Закрепление.
ЦЕЛЬ: Закрепить навыки табличного умножения и деления, решение примеров на деление с остатком; развивать логическое мышление, память; нахождение площади и периметра прямоугольника; воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, расширять кругозор.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
— Создадим хорошее, дружелюбное настроение.
Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Учитель.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
- Сообщение темы.
Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие по океану, где нас ждут приключения. В пути мы будем решать примеры на умножение и деление с остатком, задачи, уравнения; вспомним, что такое периметр, площадь. А в конце пути нас ждет клад.
- Устный счет.
1. – В путешествие мы отправляемся на трех кораблях. А это значит, что наш класс делится на три экипажа: 1 ряд – 1 экипаж
2 ряд – 2 экипаж
3 ряд – 3 экипаж
Экипажи уже выбрали своих капитанов. Давайте с ними познакомимся (знакомство с капитанами).
Сейчас мы проведем испытание для капитанов. Капитан каждой команды должен выполнить задание, которое написано на обратной стороне корабля.
1 корабль – 17 3=
2 корабль – 26 3=
3 корабль – 19 3=
2. – По два члена экипажа отправляются на рыбалку, т. е. работают по перфокартам-рыбкам.
1 перфокарта:
7 2= 6 6= 32 : 4=
5 3= 9 5= 72 : 8=
2 перфокарта:
6 3= 7 3= 35 : 5=
4 4= 8 8= 64 : 8=
— Остальные члены экипажа решают примеры устно:
5 9= 35 : 5= 6 9= 4 8= 6 7=
7 3= 36 : 9= 3 9= 9 9= 21 : 3=
16 : 4= 81 : 9= 64 : 8= 15 : 3= 48 : 6=
- Оформление бортовых журналов
Проверка правильной посадки.
Руки – на месте,
Ноги – на месте,
Локти – у края,
Спина прямая.
5. Тема урока:
- – Решение примеров на деление с остатком.
— Какие качества мы возьмем с собой в путь? ( Ум, смелость, выносливость).
- – Каждый моряк должен уметь работать с шифровками. Вы должны расшифровать запись.
ман боц окк ка тан пи
боцман кок капитан
Чтение по толковому словарю толкование слова боцман.
Примеры от боцмана (записаны на обратной стороне карточек)
39 : 6 26 : 8 33 : 4
46 : 7 50 : 7 44 : 8
Решают самостоятельно.
Проверка.
- – Работа в парах.
— А теперь мы обращаемся к звездам. Ведь хороший моряк
должен уметь ориентироваться по звездам. У вас на столе лежат
звезды, на которых написаны числа.
Давайте прочитаем задание.
- Разложить числа на два одинаковых слагаемых: 28, 18, 26, 14, 30, 12.
2. Вспомнить пример из таблицы умножения, где встречается такое произведение.
Образец: 28=14+14
28=7 4
Взаимопроверка.
- – Решение задач на нахождение периметра и площади.
— Рассвело. Нам пора отправляться в путь, на кораблях нет флага. У нас два варианта, нам нужно выбрать один. (На доске два флага)
— Как называется первый флаг? ( Флаг республики Казахстан).
— Что обозначает голубой цвет? ( Мир, единение, благополучие).
— Как называется второй флаг? ( Андреевский. Этот флаг поднимают на военно-морских судах).
— Какой флаг мы выберем? Почему? ( Флаг республики Казахстан. Наш путь мирный мы за мир во всем мире).
— Нам нужно найти периметр и площадь флага. Давайте вспомним, как найти периметр? Как найти площадь? Чтение данных по краткому условию.
А=12 дм
В=9 дм
Р=? S=?
Р=(12+9) 2=42 (дм)
S=12 9=108 (дм2)
6. Физминутка.
Мы проплываем мимо острова, жители которого танцуют танец
« Чунга – Чанга». Они пригласили нас вместе с ними потанцевать
Танец «Чунга – Чанга» (магнитофонная запись).
7. Тема урока. Продолжение.
- – Работа по учебнику. Решение задачи № 2 (б) с. 147.
— Внимание! Сигнал SOS !
— Сигнал SOS подает грузовой корабль, который получил пробоину и ему срочно нужна помощь. Что случится, если нефть выльется в океан? ( Погибнут обитатели океана, растения. Это будет настоящая экологическая катастрофа).
Чтобы этого не случилось нам нужно быстро решить задачу.
Чу – 86 км
Шыршык – 70 км
Лепсы — ? , в 3 раза
( 86+70) : 3=52 км
Ответ: 52 км длина канала Лепсы.
- Решение примеров.
— Перед вами айсберги. Что такое айсберги? ( Это отколовшиеся от ледника массивы различной формы, могут быть на плаву или «си-
деть» на мели).
— Нам нужно осторожно обойти эти айсберги, чтобы не повредить корабли. Для этого нужно правильно решить примеры записанные на айсбергах.
12х5= 60:5= 29х3= 87: 3=
|
42х3=126:3= 14х4= 56:4= |
13х7= 91:7= 18х5= 90:5= |
Проверка.
7.- Решение уравнений.
— На пути что-то странное. Кто это?
(Разгадывание ребуса)
это кит. Длина его достигает до 20 метров, весит до 70 тонн. Сколько это килограммов? (70000 кг.)
— Кит нас не пропустит, если мы не решим уравнения. (К доске выходят три ученика, они решают уравнения, записанные на карточках.)
Хх2=80 60:Х=3 5хХ=100
(Остальные решают в тетрадях. Каждый экипаж свое уравнение.)
8.- Занимательный материал.
— Внимание за бортом бутылка? Что в ней? (В бутылке записка с задачей)
Сосчитайте, сколько дней
Мы только с парохода,
Мы только из похода-
Одиннадцать недель.
Гостим на воде?
А сколько это дней?
Считай-ка поскорей!
9.- Тестирование.
Итак, мы добрались до острова, где зарыт клад. Но сундучок не открывается. Давайте проведем тестирование и найдем нужный ключ.
Найди пример с правильным ответом.
- 17:4=4 (ост 2)
- 17:4=4 (ост 1)
- 17:4=4 (ост 3)
10.- Итог урока.
Сундучок открывается, и в нем учащиеся находят оценки за урок, поздравления с 20-летием Независимости Казахстана, лучшие пожелания.