Тема урока «Казахстан в середине XVIII века»
Цели урока:
Образовательная:
раскрыть колониальную сущность
царизма через взаимоотношения казахов и башкир.
Развивающая:
развитие интеллектуальных
умений:
-установление
причинно-следственных связей
-выделять главное,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
-давать собственную оценку
фактам, событиям, историческим процессам
Воспитательная:
воспитание интереса, уважения к
истории государства
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснение, тестирование, работа с учебником,
индивидуальная работа, беседа, работа с интерактивной доской, элементы игры.
Ход урока.
I. Организационная
часть:
–приветствие, проверка
посещаемости
-историческая разминка
Цель разминки: настроиться на
предмет, повторение необходимых для изучения новой темы понятий.
Форма разминки «вопрос-ответ»
-Кого в начале 18 века называли
аманатом?
— Абулхаир, Нуралы, кто они,
какую роль сыграли в истории?
-Российский дипломат,
переводчик, генерал, сыграл важную роль в приведении Младшего жуза в российское
подданство
-Петр I о значении казахских земель сказал:
«….»
II. Опрос
домашнего задания.
-Настройка на предмет прошла,
материал домашнего задания отчасти восстановлен, посмотрим, насколько хорошо он
изучен.
Переход к тестированию (7 минут на 9 вопросов)
Тест
- Предводитель башкирского восстания в 1740 г.:
a) Таймас Шаимов
b) Карасакал
c) Батырша
d) Сабалак
e) Салкам
2. Губернатор Оренбургского края
в ходе антиколониального восстания башкир, предложивший казахским правителям
выдать восставших
a) И.Кириллов
b) Г. Гасфорт
c) И. Неплюев
d)Г. Колпаковский
e) Г. Игельстром
3. В 1848 г. ханом Младшего жуза
стал:
a) Айшуак
b) Абылай
c) Жангир
d) Нуралы
e) Абулхаир
4. Царское правительство
запретило казахам Среднего жуза переход на правобережье Иртыша :
a) в 1735 г.
b) в 1773 г.
c) в 1775 г.
d) в 1755 г.
e) в 1756 г.
5) Крупнейшее восстание башкир,
под руководством Батырши проходило:
a) в 1735 г.
b) в 1773-1775 гг.
c) в 1783 -1797 гг
d) в 1755 г.
e) в 1756 г.
6. В 1752-1755 гг. на северных
землях Среднего жуза возводится линия:
a) Новоишимская
b) Уральская
c) Иртышская
d) Коряковская
e) Колбасинская
7. Перекочевка на правобережье
Иртыша казахам разрешена:
a) в 1771 г.
b) в 1740 г.
c) в 1751 г.
d) в 1765 г.
e) в 1752 г.
III. Работа по
изучению новой темы.
1. Объявляется тема урока и цель( раскрыть колониальную сущность
политики царизма через взаимоотношения казахов и башкир)
2. Записываем тему в тетрадь
3. Работа над планом урока
Задание: внимательно прочтите пункты плана в учебнике и скажите,
какими подпунктами его необходимо дополнить? ( Какие вопросы необходимо
рассмотреть в контексте пунктов плана?)
Обсуждение результатов.
План (заносится в тетрадь по ходу урока). Он также размещен на
интерактивной доске.
1. Обострение противоречий на
территории Младшего жуза
А) Причины противоречий
2. Специфика развития
казахско-башкирских отношений.
А) Основные направления
взаимоотношений
Б) Роль царского правительства в этих
взаимоотношениях
3. Казахско — башкирский
конфликт 1755 г.
и его последствия
А) Причины
Б) Роль царизма в нем
В) Последствия
4. Строительство Новоишимской (Новоисильской) линии.
А) Цель
Б) Значение
5. Дальнейшее обострение
земельного вопроса в приграничных районах Среднего жуза
1.Обострение противоречий на территории Младшего жуза.
Задание: во время изложения содержания 1 раздела поднимите руку
тогда, когда прозвучит одна из причин противоречий (здесь можно применить и
другой способ обозначения. Например, раздать карточки)
Обсуждение
Вывод: первая причина-назначение в 1748 г. Нуралы ханом Младшего
жуза.
Как этот факт мог привести к обострению противоречий в Мл.
жузе.?
Ответ:
- Хан подержал царскую администрацию
- Нарушена традиция избрания хана
- Падение авторитета ханской власти
Продолжение рассказа
учителя
Алгоритм работы тот
же
Вывод: вторая
причина – межродовые противоречия в вопросе о власти
— Скажите, к чему приведут разногласия такого рода?
Ответ: ослабление ханской власти, уязвимость. Царская Россия
получит возможность укрепить свои
позиции, в том числе за счет строительства крепостей, вытеснения казахов с
исконных земель
Обобщение:
перечислите причины противоречий в Младшем жузе.
(запись в тетрадь)
— Скажите, каковы
причины запретов царской администрации к кочеванию на правобережье Жайыка?
(работа с учебником)
Ответ:
- Царизм
не хотел иметь в тылу трудно контролируемую вооруженную силу - Земли
предназначались для заселения российским населением - Давние
земельные конфликты казахов с башкирами могли усугубиться
Учитель:
-Перейдем ко второму вопросу
темы, запишите пункт плана в тетрадь
- 2. Специфика развития казахско-башкирских
отношений.
Рассказ учащегося, получившего предварительное задание — выучить и
пересказать раздел.
Можно предложить ученику подготовить схему, презентацию и т.д
Учебная задача: выслушав рассказ, выявить и назвать основные направления
взаимоотношений казахов и башкир.
Ответы учащихся:
- Культурные
- Политические
— Что объединяло казахов и
башкир в период их совместного участия в восстаниях
Ответ: колониальная политика
царской власти
— В контексте цели сегодняшнего
урока, скажите, как должны действовать эти народы в дальнейшем и какие действия
предпримет царская администрация? ( здесь можно распределить роли: 1
ряд-казахский народ, 2-й-башкирский, 3-й-колониальная администрация.
Ответы учащихся, вывод, переход
к третьему разделу
- 3. Казахско-башкирский конфликт 1755 г. и его последствия.
Не забывать о работе в тетради!
— В 1755 г.
вспыхнуло очередное восстание башкир. Еще раз озвучьте причину.
Руководитель восстания? Что о нем известно?
Развитие конфликта (рассказ учителя)
Причина конфликта (вывод учащихся)
Последствия конфликта:
-охлаждение взаимоотношений
-взаимные набеги
— царизм достиг поставленной
цели — не допустить объединения народов
для борьбы против царских властей.
Итак, в чем была выражена сущность колониальной политики царизма во
взаимоотношениях казахов и башкир?
Ответ: разжигая конфликты и сталкивая народы между собой, царизм
ослаблял силы, которые могли бы быть направлены на борьбу за обретение
независимости. Разрозненные , конфликтующие народы проще подчинить своей
власти. Раздоры внутри казахского общества и с его соседями ослабляли народ и
государство, что делало его более уязвимым, а цели царизма более доступными..
Это подтверждают слова оренбургского исследователя В.Н. Витевского: «…семя
раздора, брошенное Неплюевым между башкирами и казахами, пало, как оказалось, на плодотворную почву, и дело, предпринятое им
для разъединения башкир и киргиз, приняло желаемый им исход…».
— Одним из способов укрепления колониальной политики царизма было
строительство крепостей, о чем и повествует раздел 4 параграфа.
- 4. Строительство Новоишимской (Новоисильской)
линии 1752-1755 гг.
-В 50 –х годах 18 века
завершается строительство Иртышской пограничной линии.
*Далее учащийся показывает на карте ее расположение и называет
крепости, продолжает работу по карте во время рассказа учителя
— В 1752-1755 г.. на землях Ср. жуза
возводится Новоишимская (Новоисильская) линия, соединившая Уйскую и Иртышскую
линии. Здесь были построены крепости: Звериноголовская, Николаевская, Петропавловская,
Кабанья, Пресногорьковская, Лебяжья, Полуденная. Новая пограничная линия
получила название «№Горькая» из-за наличия горько-соленых озер. Староишимская
линия выдвинута вглубь казахских кочевий на 250 верстюКазахи с этой территории
были выселены.
-Продолжите мой рассказ и
расскажите о значении строительства этой линии.
Ответ:
- Линия стала защитой от прежних хозяев-казахов
- Обострился земельный вопрос
- Нарушена система перекочевок
- Ужесточилась колониальная политика в крае
- Дан толчок к началу вооруженного сопротивления
- 6. Дальнейшее обострение земельного вопроса в
приграничных районах Среднего жуза.
В чем оно было выражено?
Ответы учащихся.
Вывод (закрепление):
В чем выражена колониальная сущность царизма в контексте данной темы?
Ответ:
В разжигании вражды между
народами, с целью их ослабления и захватов территории этих народов.
-В течение урока нам встречались даты и
события, повлиявшие на развитие взаимоотношений внутри казахского общества,
между народами, давайте освежим их в памяти посредством интерактивной доски.
(Здесь использую флипчарт , на котором расположены даты, события, имена).
Задача учащихся привести их в соответствие. Можно использовать как эффект
шторки, так и перемещение.
Подведение итогов
— Мы достигли поставленных
целей? Что помогло нам это осуществить?
— Объединив усилия, мы сумели
проделать большую работу. Действительно, в единстве и сплоченности заключена
огромная сила. История не раз нам это показала. Объединив усилия возможно
преодолеть любые препятствия , противостоять любой угрозе, создать нечто великое.
-А закончить урок хочу словами
Н. Назарбаева:
«Только та страна живет
счастливо и богато, которая сильна своим единством, радостна своим трудом,
дружна своими людьми»