Тема урока «Казахстан в середине XVIII века»

Тема урока «Казахстан в середине XVIII века»

Цели урока:

Образовательная:

раскрыть колониальную сущность
царизма через взаимоотношения казахов и башкир.

Развивающая:

развитие интеллектуальных
умений:

-установление
причинно-следственных связей

-выделять главное,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

-давать собственную оценку
фактам, событиям, историческим процессам

Воспитательная:

воспитание интереса, уважения к
истории государства

Тип урока: комбинированный

Методы урока: объяснение, тестирование, работа с учебником,
индивидуальная работа, беседа, работа с интерактивной доской, элементы игры.

Ход урока.

I. Организационная
часть:

–приветствие, проверка
посещаемости

-историческая разминка

Цель разминки: настроиться на
предмет, повторение необходимых для изучения новой темы понятий.

Форма разминки «вопрос-ответ»

-Кого в начале 18 века называли
аманатом?

— Абулхаир, Нуралы, кто они,
какую роль сыграли в истории?

-Российский дипломат,
переводчик, генерал, сыграл важную роль в приведении Младшего жуза в российское
подданство

-Петр I о значении казахских земель сказал:
«….»

II. Опрос
домашнего задания.

-Настройка на предмет прошла,
материал домашнего задания отчасти восстановлен, посмотрим, насколько хорошо он
изучен.

Переход к тестированию  (7 минут на 9 вопросов)

Тест

  1. Предводитель башкирского восстания в 1740 г.:

a) Таймас Шаимов

b) Карасакал

c) Батырша

d) Сабалак

e) Салкам

2. Губернатор Оренбургского края
в ходе антиколониального восстания башкир, предложивший казахским правителям
выдать восставших

a) И.Кириллов

b) Г. Гасфорт

c) И. Неплюев

d)Г. Колпаковский

e) Г. Игельстром

3. В 1848 г. ханом Младшего жуза
стал:

a) Айшуак

b) Абылай

c) Жангир

d) Нуралы

e) Абулхаир

4. Царское правительство
запретило казахам Среднего жуза переход на правобережье Иртыша :

a) в 1735 г.

b) в 1773 г.

c) в 1775 г.

d) в 1755 г.

e) в 1756 г.

5) Крупнейшее восстание башкир,
под руководством Батырши проходило:

a) в 1735 г.

b) в 1773-1775 гг.

c) в 1783 -1797 гг

d) в 1755 г.

e) в 1756 г.

6. В 1752-1755 гг. на северных
землях Среднего жуза возводится линия:

a) Новоишимская

b) Уральская

c) Иртышская

d) Коряковская

e) Колбасинская

7. Перекочевка на правобережье
Иртыша казахам разрешена:

 a) в 1771 г.

b) в 1740 г.

c) в 1751 г.

d) в 1765 г.

e) в 1752 г.

III. Работа по
изучению новой темы.

1. Объявляется тема урока и цель( раскрыть колониальную сущность
политики царизма через взаимоотношения казахов и башкир)

2. Записываем тему в тетрадь

3. Работа над планом урока

Задание: внимательно прочтите пункты плана в учебнике и скажите,
какими подпунктами его необходимо дополнить? ( Какие вопросы необходимо
рассмотреть в контексте пунктов плана?)

Обсуждение результатов.

План (заносится в тетрадь по ходу урока). Он также размещен на
интерактивной доске.

1. Обострение противоречий на
территории Младшего жуза

А) Причины противоречий

2. Специфика развития
казахско-башкирских отношений.

А) Основные направления
взаимоотношений

Б)  Роль царского правительства в этих
взаимоотношениях

3. Казахско — башкирский
конфликт 1755 г.
и его последствия

А) Причины

Б) Роль царизма в нем

В) Последствия

4. Строительство Новоишимской  (Новоисильской) линии.

А) Цель

Б) Значение

5. Дальнейшее обострение
земельного вопроса в приграничных районах Среднего жуза

 

1.Обострение противоречий на территории Младшего жуза.

Задание: во время изложения содержания 1 раздела поднимите руку
тогда, когда прозвучит одна из причин противоречий (здесь можно применить и
другой способ обозначения. Например, раздать карточки)

Обсуждение

Вывод: первая причина-назначение в 1748 г. Нуралы ханом Младшего
жуза.

Как этот факт  мог привести к обострению противоречий в Мл.
жузе.?

Ответ:

  1. Хан подержал царскую администрацию
  2. Нарушена традиция избрания хана
  3. Падение авторитета ханской власти

Продолжение рассказа
учителя

Алгоритм работы тот
же

Вывод: вторая
причина – межродовые противоречия в вопросе о власти

— Скажите, к чему приведут разногласия такого рода?

Ответ: ослабление ханской власти, уязвимость. Царская Россия
получит возможность  укрепить свои
позиции, в том числе за счет строительства крепостей, вытеснения казахов с
исконных земель

 

Обобщение:
перечислите причины противоречий в Младшем жузе.

(запись в тетрадь)

— Скажите, каковы
причины запретов царской администрации к кочеванию на правобережье Жайыка?
(работа с учебником)

Ответ:

  1. Царизм
         не хотел иметь в тылу трудно контролируемую вооруженную силу
  2. Земли
         предназначались для заселения российским населением
  3. Давние
         земельные конфликты казахов с башкирами могли усугубиться

 

Учитель:

-Перейдем ко второму вопросу
темы, запишите пункт плана в тетрадь

 

  1. 2.      Специфика развития казахско-башкирских
    отношений.

 

Рассказ учащегося, получившего предварительное задание — выучить и
пересказать раздел.

Можно предложить ученику подготовить схему, презентацию и т.д

Учебная задача: выслушав рассказ, выявить и назвать основные направления
взаимоотношений казахов и башкир.

Ответы учащихся:

  1. Культурные
  2. Политические

— Что объединяло казахов и
башкир в период их совместного участия в восстаниях

Ответ: колониальная политика
царской власти

— В контексте цели сегодняшнего
урока, скажите, как должны действовать эти народы в дальнейшем и какие действия
предпримет царская администрация? ( здесь можно распределить роли: 1
ряд-казахский народ, 2-й-башкирский, 3-й-колониальная администрация.

Ответы учащихся, вывод, переход
к третьему разделу

 

  1. 3.      Казахско-башкирский конфликт 1755 г. и его последствия.

Не забывать о работе в тетради!

— В 1755 г.
вспыхнуло очередное восстание башкир. Еще раз озвучьте причину.

Руководитель восстания? Что о нем известно?

Развитие конфликта (рассказ учителя)

Причина конфликта (вывод учащихся)

Последствия конфликта:

-охлаждение взаимоотношений

-взаимные набеги

— царизм достиг поставленной
цели —  не допустить объединения народов
для борьбы против царских властей.

Итак, в чем была выражена сущность колониальной политики царизма во
взаимоотношениях казахов и башкир?

Ответ: разжигая конфликты и сталкивая народы между собой, царизм
ослаблял силы, которые могли бы быть направлены на борьбу за обретение
независимости. Разрозненные , конфликтующие народы проще подчинить своей
власти. Раздоры внутри казахского общества и с его соседями ослабляли народ и
государство, что делало его более уязвимым, а цели царизма более доступными..
Это подтверждают слова оренбургского исследователя В.Н. Витевского: «…семя
раздора, брошенное Неплюевым между башкирами и казахами, пало, как оказалось,  на плодотворную почву, и дело, предпринятое им
для разъединения башкир и киргиз, приняло желаемый им исход…».

Одним из способов укрепления колониальной политики царизма было
строительство крепостей, о чем и повествует раздел 4 параграфа.

 

  1. 4.      Строительство Новоишимской (Новоисильской)
    линии 1752-1755 гг.

-В 50 –х годах 18 века
завершается строительство Иртышской пограничной линии.

*Далее учащийся показывает на карте ее расположение и называет
крепости, продолжает работу по карте во время рассказа учителя

— В 1752-1755 г.. на землях Ср. жуза
возводится Новоишимская (Новоисильская) линия, соединившая Уйскую и Иртышскую
линии. Здесь были построены крепости: Звериноголовская, Николаевская, Петропавловская,
Кабанья, Пресногорьковская, Лебяжья, Полуденная. Новая пограничная линия
получила название «№Горькая» из-за наличия горько-соленых озер. Староишимская
линия выдвинута вглубь казахских кочевий на 250 верстюКазахи с этой территории
были выселены.

-Продолжите мой рассказ и
расскажите о значении строительства этой линии.

Ответ:

  1. Линия стала защитой от прежних хозяев-казахов
  2. Обострился земельный вопрос
  3. Нарушена система перекочевок
  4. Ужесточилась колониальная политика в крае
  5. Дан толчок к началу вооруженного сопротивления

 

  1. 6.      Дальнейшее обострение земельного вопроса в
    приграничных районах Среднего жуза.

 

В чем оно было выражено?

Ответы учащихся.

Вывод (закрепление):

В чем выражена колониальная сущность царизма в контексте данной темы?

Ответ:

В разжигании вражды между
народами, с целью их ослабления и захватов территории этих народов.

 -В течение урока нам встречались даты и
события, повлиявшие на развитие взаимоотношений внутри казахского общества,
между народами, давайте освежим их в памяти посредством интерактивной доски.
(Здесь использую флипчарт , на котором расположены даты, события, имена).
Задача учащихся привести их в соответствие. Можно использовать как эффект
шторки, так и перемещение.

 

Подведение итогов

— Мы достигли поставленных
целей? Что помогло нам это осуществить?

— Объединив усилия, мы сумели
проделать большую работу. Действительно, в единстве и сплоченности заключена
огромная сила. История не раз нам это показала. Объединив усилия возможно
преодолеть любые препятствия , противостоять любой угрозе, создать нечто великое.

-А закончить урок хочу словами
Н. Назарбаева:

«Только та страна живет
счастливо и богато, которая сильна своим единством, радостна своим трудом,
дружна своими людьми»

Добавить комментарий