Шығыс Қазақстан Облысы
Семей қаласы
Қ. Рысқұлбеков атындағы № 33 орта мектебінің
Орыс тілі және әдебиет пәнінің мұғалімі
Темирбаева Гаухар Бакытбековна
Тема урока: «Словосочетание »
Учебно — воспитательные задачи урока:
1.Обучающая: Умение определять способы связи слов в словосочетании. Закрепление умения разбирать словосочетания, преобразовывать словосочетания с различными способами подчинительной связи. Развитие навыка выделения главной мысли текста
2. Развивающая: Развитие умения логически излагать свои мысли, умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать, развивать орфографическую зоркость, зрительную память, внимание, каллиграфию.
3. Воспитательная: Воспитание любознательности, самостоятельности сознательного отношения к учебной работе, к окружающему миру, природе.
Тип урока: повторение изученного материала.
Методы обучения: словесный, практический, репродуктивный
Технология обучения: педагогическая технология уровневой дифференциации обучения, элементы критического мышления
Оборудование: учебник русская речь для 7 класса общеобразовательной школы с каз. языком обучения. Авторы – К. У.Кунакова, З.Ж.Искакова, Р.А.Кыдырбаева;
Уровневые тетради электронный учебник, система мультимедиа, схема, тест.
Ход урока:
1Организационный момент
1. Подготовка учащихся к работе на уроке
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся: — Здравствуйте, ребята! Друзья, я вам задам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец (хорошо) или опуская (плохо). Положительный ответ вы сопровождается восклицанием: «Во!»
-Какие у вас друзья?
-А школа?
-А учителя?
-Класс?
— Как ваши дела?
-Как настроение?
На все вопросы ученики отвечают положительно.
— Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут!»
II. Этап всесторонней проверки знаний
Актуализация (5 мин.)
Что я знаю?
Блиц-турнир.
1. Что изучает синтаксис?
2. Назовите основные единицы синтаксиса?
3. Что такое словосочетание ?
4. Чем отличается словосочетание от слова
5. Из каких частей состоит словосочетание?
6. Как связаны грамматически слова в словосочетании?
III. Поэтическая пятиминутка
Чтение текста стихотворения И. Бунина и выполнение заданий
Туча растаяла. Влажным т…плом
Ве…т в…сенняя ноч… над с…лом.
Тонкий туман над ст…мневшей р…кой
Лег сер…бристою нежной фатой,
Ветер приносит с п…лей аромат,
Слабо алеет за степью з…кат,
И за р…кою, в неяс…ной т…ни,
Ро…ко блестят з…л…тые огни.
Вставьте пропущенные буквы .Выпишите по два словосочетания с согласованием, управлением, примыканием, указав в них главные слова.
Согласование: (каким?) х
Влажным т…плом [Прил. + сущ.]
(какая?) х
В…сенняя ноч… [Прил. + сущ.]
Управление х ( откуда?)
Приносит с п…лей [Глаг.+ сущ.]
х (над чем?)
Ве…т над с…лом [Глаг.+ сущ.]
Примыкание
(как?) х
Слабо алеет [нареч. + глаг.]
(как?) х
Ро…ко блестят [нареч. + глаг.]
IV. Выборочное списывание
Выделите словосочетания из предложения. Весёлый турист шёл по тропинке и напевал песню. Определите способы связи в них.
Веселый турист ( согласование) шел легко(примыкание)шёл по тропинке(управление )напевал песню (управление)
V. Работа с текстом
Берётся фрагмент текста «Обыкновенная земля» по К. Паустовскому.
1.Чтение текста по цепочке.
2. Словарная работа: Бор- орман, стог-шөмле, косяк — бір топ
3.Вопросы по тексту:
— Что можно увидеть в Мещерском крае?
— Что можно услышать в Мещерском крае?
— Почему природу Мещерского края автор связывает с картинами Левитана?
— Почему автор назвал своё произведение «Обыкновенная земля»?
4. Работа с карточками у доски.
Составьте словосочетания и запишите их.
Изделие, войлок, из.- Изделие из войлока
Охватывать, территория — Охватывать территорию
Гордиться, свой, держава – гордиться своей державой
Народность, различный — различные народы
Традиция, сохранить- сохранять традицию
5. Выпишите из данного ряда словосочетания по способу связи согласование:
Цветущие луга, вся прелесть, Мещерский край, пахнущие сеном, свист иволги,
делается богаче.
VI. Тестовые задания: Работа с интерактивной доской
VI.Итоги уроки. Чему вы научились, изучив тему словосочетание?
VII. Рефлексия:
Составьте кластер на тему словосочетание
Назвать предметы, действия
и их признаки, но только более точно
так как зависимое слово уточняет смысл
…………………………………………………………….В словосоч.слова связываются тремя
………………………………………главного ………………………………………………способами связи:
……..Сочетание двух и более слов …………………………………………………Согласование, примыкание
связанных по смыслу и ……………………………………………с Управление
Основная единица Синтаксиса.
VIII. Дача домашнего задания:
Выписать из упражнения № 124. Все словосочетания и назвать способы связи словосочетании
IX. Оценивание учащихся.
Шығыс Қазақстан Облысы
Семей қаласы
Қ. Рысқұлбеков атындағы № 33 орта мектебінің
Орыс тілі және әдебиет пәнінің мұғалімі
Темирбаева Гаухар Бакытбековна
Тема урока: «Словосочетание »
Учебно — воспитательные задачи урока:
1.Обучающая: Умение определять способы связи слов в словосочетании. Закрепление умения разбирать словосочетания, преобразовывать словосочетания с различными способами подчинительной связи. Развитие навыка выделения главной мысли текста
2. Развивающая: Развитие умения логически излагать свои мысли, умения выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать, развивать орфографическую зоркость, зрительную память, внимание, каллиграфию.
3. Воспитательная: Воспитание любознательности, самостоятельности сознательного отношения к учебной работе, к окружающему миру, природе.
Тип урока: повторение изученного материала.
Методы обучения: словесный, практический, репродуктивный
Технология обучения: педагогическая технология уровневой дифференциации обучения, элементы критического мышления
Оборудование: учебник русская речь для 7 класса общеобразовательной школы с каз. языком обучения. Авторы – К. У.Кунакова, З.Ж.Искакова, Р.А.Кыдырбаева;
Уровневые тетради электронный учебник, система мультимедиа, схема, тест.
Ход урока:
1Организационный момент
1. Подготовка учащихся к работе на уроке
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся: — Здравствуйте, ребята! Друзья, я вам задам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец (хорошо) или опуская (плохо). Положительный ответ вы сопровождается восклицанием: «Во!»
-Какие у вас друзья?
-А школа?
-А учителя?
-Класс?
— Как ваши дела?
-Как настроение?
На все вопросы ученики отвечают положительно.
— Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз: «Знания зовут, а дела не ждут!»
II. Этап всесторонней проверки знаний
Актуализация (5 мин.)
Что я знаю?
Блиц-турнир.
1. Что изучает синтаксис?
2. Назовите основные единицы синтаксиса?
3. Что такое словосочетание ?
4. Чем отличается словосочетание от слова
5. Из каких частей состоит словосочетание?
6. Как связаны грамматически слова в словосочетании?
III. Поэтическая пятиминутка
Чтение текста стихотворения И. Бунина и выполнение заданий
Туча растаяла. Влажным т…плом
Ве…т в…сенняя ноч… над с…лом.
Тонкий туман над ст…мневшей р…кой
Лег сер…бристою нежной фатой,
Ветер приносит с п…лей аромат,
Слабо алеет за степью з…кат,
И за р…кою, в неяс…ной т…ни,
Ро…ко блестят з…л…тые огни.
Вставьте пропущенные буквы .Выпишите по два словосочетания с согласованием, управлением, примыканием, указав в них главные слова.
Согласование: (каким?) х
Влажным т…плом [Прил. + сущ.]
(какая?) х
В…сенняя ноч… [Прил. + сущ.]
Управление х ( откуда?)
Приносит с п…лей [Глаг.+ сущ.]
х (над чем?)
Ве…т над с…лом [Глаг.+ сущ.]
Примыкание
(как?) х
Слабо алеет [нареч. + глаг.]
(как?) х
Ро…ко блестят [нареч. + глаг.]
IV. Выборочное списывание
Выделите словосочетания из предложения. Весёлый турист шёл по тропинке и напевал песню. Определите способы связи в них.
Веселый турист ( согласование) шел легко(примыкание)шёл по тропинке(управление )напевал песню (управление)
V. Работа с текстом
Берётся фрагмент текста «Обыкновенная земля» по К. Паустовскому.
1.Чтение текста по цепочке.
2. Словарная работа: Бор- орман, стог-шөмле, косяк — бір топ
3.Вопросы по тексту:
— Что можно увидеть в Мещерском крае?
— Что можно услышать в Мещерском крае?
— Почему природу Мещерского края автор связывает с картинами Левитана?
— Почему автор назвал своё произведение «Обыкновенная земля»?
4. Работа с карточками у доски.
Составьте словосочетания и запишите их.
Изделие, войлок, из.- Изделие из войлока
Охватывать, территория — Охватывать территорию
Гордиться, свой, держава – гордиться своей державой
Народность, различный — различные народы
Традиция, сохранить- сохранять традицию
5. Выпишите из данного ряда словосочетания по способу связи согласование:
Цветущие луга, вся прелесть, Мещерский край, пахнущие сеном, свист иволги,
делается богаче.
VI. Тестовые задания: Работа с интерактивной доской
VI.Итоги уроки. Чему вы научились, изучив тему словосочетание?
VII. Рефлексия:
Составьте кластер на тему словосочетание
Назвать предметы, действия
и их признаки, но только более точно
так как зависимое слово уточняет смысл
…………………………………………………………….В словосоч.слова связываются тремя
………………………………………главного ………………………………………………способами связи:
……..Сочетание двух и более слов …………………………………………………Согласование, примыкание
связанных по смыслу и ……………………………………………с Управление
Основная единица Синтаксиса.
VIII. Дача домашнего задания:
Выписать из упражнения № 124. Все словосочетания и назвать способы связи словосочетании
IX. Оценивание учащихся.