Урок литературы в режиме КМ в 11-ом клаccа
Автор разработки – Н.Б. Кот, учитель русского языка и литературы СОШ №9 г.Экибастуза
Тема: «Брат на брата, сын на отца».
Художественная концепция гражданской войны
в «Донских рассказах» М. Шолохова.
Цели: — определить основную проблематику и духовно-нравственную основу
в рассказах М. Шолохова;
— подвести учащихся к осмыслению преступности Гражданской войны
и греховности братоубийства;
— способствовать приобщению учащихся жить по законам нравственной
морали.
Оформление: 1)Стенд: «Героика гражданской войны.
2) Выставка рисунков «Глазами детей».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.Волошин.
Ход урока.
Сегодня мы приступаем к изучению «Донских рассказов» М. Шолохова. Но сначала давайте поразмышляем о смертном грехе.
1. Evocation Свободное письмо по ключевым словам.
Режим: инд.- «Смертный грех».
групп.-
колл.- Противостояние
братоубийство
не убий
изуверство
заповеди
Работа со стендом «Героика гражданской войны».
Обратите внимание на стенд, его заголовок. А свободное письмо вы писали о смертном грехе? Сопоставьте столь различные заголовки. Какие выводы напрашиваются? Учащиеся: — Заглавия содержат в себе противопоставления, но это всё имеет прямое отношение к рассказам писателя, к картинам бессмысленной жестокости.
2. Realization of meining
Режим: групп.-
колл.-
1.Защита рисунков «Глазами детей».
Дома вы должны были подумать, в чём выражается трагизм «Донских рассказов»
М. Шолохова, передать в своих рисунках их восприятие.
2. Дневник двойной записи.
Приведите примеры острых психологических моментов, аргументируя их выбор (по рассказам «Родинка», «Продкомиссар», «Алёшкино сердце», «Бахчевник», «Чужая кровь»).
Каждая группа получает задание по одному рассказу.
Ключевые моменты |
Аргументы |
1. — Сынок!…Николушка!…Родной!… Кровинушка моя… — Да скажи же хоть слово! Как же это, а?
2. а) – Ты мне не сын, я тебе не отец. За такие слова на отца трижды будь проклят, анафема. …Не умру, сохранит матерь божия,- своими руками из тебя душу выну. б) – Не серчай, батя… Подождал ответа. Тишина. — Раз… два…три!… в) – Брось пацанёнка! Чуешь, бисов сын? Брось, бо можут споймать нас!.. Догонят – зарубают! — Не брошу мальчонку, замёрзнет!.. Отвяжись, старая падла, убью!
3. а) — А я живой, тётя… Не убивай меня… Я не буду. б) – Понял Алёшка, что ему надо делать…На гранату блестящую, на бутылку похожую, лёг он животом, лицо ладонями закрыл…
4. а) – Затаив дыхание, подошёл Митька к кровати, остановился, прислушиваясь к булькающему храпу отца. б) — Протянул Митька руку к подушке, а у самого сердце не останавливалось: тук- тук- тук. в)- Упал на колени Митька, руки материны целовал, глаза, залитые чёрной кровью. Обнял голову, а на пальцах кровь и комочки белые и слизистые. г) – Качаясь прыгнул Митька, цепко ухватил стоящий у стенки топор, ухнул от внезапно нахлынувшего удушья и, с силой взмахнув топором, ударил отца в затылок.. |
Убийство сына, нарушение заповеди «Не убий».
Семейная драма, нарушение законопослушности.
Проклятие.
Осознание своей неправоты. Однако не отказывается от казни своего отца. Спасение ребёнка – сироты.
Искупительная смерть.
Сила детского отчаяния и страх смерти.
Доброта детского сердца, способность к самопожертвованию.
Отчаянный поступок.
Страх быть застигнутым отцом.
Горе Митьки, увидевшего забитую до смерти мать.
Страшная картина убийства отца. |
5. а) – Сынок! – позвал Гаврила вполголоса. – Петро!.. Сыночек!
б) – Нагнулся Гаврила над белокурым и дрогнул от жалости. Лежал перед ним мальчишка лет 19, а не сердитый, с колючими глазами продкомиссар. в) – Прощай, родимый!.. Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!. |
Огромное горе отца, потерявшего сына.
Жалость к поверженному врагу, сила человеческого всепрощения.
Огромная сила любви и тяжесть расставания.
|
— Исследователь творчества Шолохова Ф. Бирюков писал: «Страницы рассказов
густо окрашены кровью».
— Почему столько горя в рассказах Шолохова?
( Нарушение нравственных законов).
— Есть ли в рассказах писателя победители?
(Нет).
— А какую позицию занимает сам писатель, изображая страшную, братоубийственную войну?
— На чьей он стороне?
3. Работа с эпиграфом.
— Как вы думаете, почему к сегодняшнему уроку взяты именно эти строки?
(Выражают отношение Шолохова к героям своих рассказов).
4. Дискуссионная карта.
Режим:
инд.-
групп
колл. –
— Показывает ли писатель возможность избежать братоубийство, выход из
кровавого месива человеческой жестокости?
Да |
Показывает ли Шолохов выход из кровавого месива человеческой жестокости? |
Нет |
1. Несчастный Алёшка, не задумываясь, ложится на гранату, чтобы спасти девочку.
2.Очкастый комиссар бросается спасать Алёшку.
3.Игнат ценой своей жизни спасает ребёнка.
4.Мать Митьки кормит пленных красноармейцев.
5. Старик Гаврила прощает своих врагов, полюбив Николая, как родного сына. |
|
1. Почти в каждом рассказе совершается братоубийство. Белый атаман убивает сына-красноармейца. Игнат отдал приказ на расстрел отца. 2. Даже дети совершают преступления. Митька лишает жизни родного отца.
3. Анисим Петрович забивает до смерти свою жену. 4.Люди – звери. В них нет человеческого сострадания.
5. Родная кровь – для них пустой звук. |
Запишите свою точку зрения.
Примерный вариант ответа. У героев Шолохова есть выход из кровавого месива человеческой жестокости. Только сам человек может изменить окружающий мир. А для этого он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего, то есть попытаться вернуться к жизни по законам нравственности.
3. Reflection
Возможен выход на различные техники:
1. Дебаты ( при разных точках зрения).
2. Пятистишие
Режим: групп.- — А сейчас постарайтесь дать свою оценку войны,
колл.- изображённой в рассказах М. Шолохова.
Война
Жестокая, братоубийственная
Губит, зверствует, умерщвляет
Кровопролитие, калечащее души людей
Зло
— Отрадно отметить, что ваша оценка войны во многом совпадает с оценкой
писателя.
— « Война, несущая страшное зло в человеческий мир, калечит души, лишает людей высшего духовного смысла жизни», — считал Шолохов. К сожалению, проблемы, поставленные в рассказах писателя, становятся актуальными и в наше время. Всегда помните, что «там, где царит насилие, — царит горе и льётся кровь».
В. Гроссман.
-Теперь ещё раз сосредоточьтесь и выполните последнее задание – тест, позволяющий проверить глубину усвоения материала сегодняшнего урока.
3. Тест «По страницам рассказов».
1) Чьи это мысли? «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело всё…
А) Митьки?
Б) Николки?
В) Игната?
2)Персонажи какого рассказа ведут такой диалог? -Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что в свой амбар не пущаю,- я есть контра…Грабьте, ваша сила…
— Ты первый батраков всю жизнь сосал!
— Не умру, сохранит матерь Божия,- своими руками из тебя душу выну…
А) «Продкомиссар»?
Б) «Бахчевник»?
В) «Чужая кровь»?
3) Кто « понял…, что ему надо делать…На гранату блестящую, на бутылку похожую, лёг животом, лицо ладонями закрыл»?
А) Очкастый?
Б) Алёшка?
В) Николка Кошевой?
4) Назовите героя, который обращается с просьбой к матери: «Маманька, испеки пышек… Я бы отнёс энтим, какие в сарае сидят… пленным.
А)Федька.
Б) Митька.
В) Алёшка.
5) Кому из героев рассказов принадлежит признание: «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного…»?
А) Анисиму Петровичу?
Б) Деду Гавриле?
В) Очкастому?
6) Какой рассказ был написан первым?
А) «Родинка»?
Б) «Чужая кровь»?
В) «Продкомиссар»?
7) Выразите общую мысль шолоховских рассказов:
А) Кровь
Б) Голод
В) Предательство.
8) В своих рассказах Шолохов употребляет большое количество слов
А) Диалектных
Б) Устаревших
В) Нейтральных.
9) Закончите цитату Ф. Бирюкова: «Страницы рассказов густо окрашены…»
А) Страданием
Б) Насилием
В) Кровью.
10) В чём видит Шолохов спасительное очищение человеческой души ? В
А) Жертвенности?
Б) Прощении?
В) Семье?
Ключ ответов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Б |
А |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
В |
А |
Домашнее задание. Сочинение- миниатюра: «О чём заставляют задуматься рассказы
М. Шолохова?»