Уроки нравственности в повести «Степной король Лир»

 

Урок

литературы в режиме КМ в 9   классе

 

« Уроки  нравственности в повести

 «Степной король Лир».

 

                                Автор разработки – Н.Б. Кот, учитель

                                   русского языка и литературы СОШ № 9

г. Экибастуз

 

Тема: « Уроки нравственности в повести  «Степной король Лир».

Цели:

  • способствовать развитию у учащихся умений  определять проблематику   произведения  И.С. Тургенева;
  • обеспечить  условия для комфортного общения в группе и аргументированного выражения своей точки зрения;
  • направить учащихся на путь нравственного усовершенствования.

        Как хотите, чтобы с вами поступали люди,

                  Так поступайте и вы с ними.

(Нагорная проповедь.  Иисус Христос)

Возвышающий себя сам, унижен будет.

(Евангелие)

Ход урока.

I. Evocation.

1.   Сообщения учащихся. «  Работа  Тургенева над повестью «Степной король Лир» (домашнее задание).

Дополнение учителя. В малой прозе писателя, а именно в повести – воспоминании ощутимо стремление автора выявить положительные начала в русском национальном характере.

 

2. Беседа.

  •  Понравилась ли вам повесть Тургенева?
  •   Какие чувства она в вас пробудила?
  •   Заставила о чём-нибудь задуматься?
  •    Внимательно ли вы её читали?

         II. Realization  of  Meining.

    • Викторина « По страницам повести». (ИКТ).

  • О чём шёл разговор в зимний вечер между университетскими товарищами?
  • Назовите  главного героя повести.
  • Чем гордился больше всего Мартын Петрович?
  • Чем ему обязана была Наталья Николаевна ( мать рассказчика)?
  • К кому из персонажей повести относятся эти слова? Это был человек мизерный, всеми презираемый: приживальщик одним словом.
  • Узнайте героиню по данному описанию. В её красивом лице было что-то змеиное.
  • Какая из дочерей Харлова оставила после гибели отца родительский дом?

  • В каких словах выражалось народное правосудие ?

 

    • Пятистишие.   Характеристики литературных героев.  

      Групповая работа.

1-6 гр.

1.  Харлов

2. Анна, Евлампия.

3. Слёткин В.В.

4. Сувенир.

5.Наталья Николаевна.

6. Рассказчик.

—   Какие лица вызывают презрение? Почему?

— Что подтолкнуло дочерей Харлова предать своего отца?

     3. Дискуссионная карта.

 

 

Да

Прав ли Харлов, при жизни отписав всё имущество своим дочерям?

 

Нет

1.  Не хотел, чтоб та самая смерть его

врасплох застала.

 

1.  Он больше не хозяин, а гость.

2. Был  уверен, что дочери его будут всегда кормить, поить, одевать, обувать.

 

2. Благодарности не увидел, покорился судьбе.

3.   Самолично, ещё жимши, хотел решить, кому и чем владеть.

 

3.  Был выгнан из дома как пёс.

Запишите своё мнение.

Харлов имел право принять такое решение- сделать доброе дело для своих дочерей.  Но любое благое дело нельзя выставлять напоказ. «Твори милостыню в тайне». «Возвышающий себя сам, унижен будет».

   III. Reflection/

       1. Дебаты (если разные мнения)

по выводам из дискуссионных карт.

2.  Письменный ответ « Почему погибает Харлов?»

  • Чему учит  повесть  Тургенева?
  • Что вы возьмете в свой жизненный багаж?

 

  • Как связан эпиграф с содержанием урока?

 Еще до нашей эры было сказано человеку: "Чти отца и мать", (независимо от их достоинств или недостатков, богатства или бедности).    "Как хотите, чтобы с вами   поступали люди, так поступайте и вы с ними", — призывал еще  Иисус Христос в Нагорной проповеди. То есть, относитесь бережно к  чужой жизни, достоинству, интересам. Если бы всех нас лучше воспитывали с самого детства, все мы скорее научились бы создавать условия, все более благоприятные для исполнения нравственных заповедей. Это все еще впереди — задача для 21-го и последующих веков.

 

4. Д/з.  Мини-сочинение «  Надо быть благодарным…  ». 

Подготовить  сообщение «Любовь в жизни Тургенева». (Инд. задание).

Добавить комментарий