Урок
литературы в режиме КМ в 9 классе
« Уроки нравственности в повести
«Степной король Лир».
Автор разработки – Н.Б. Кот, учитель
русского языка и литературы СОШ № 9
г. Экибастуз
Тема: « Уроки нравственности в повести «Степной король Лир».
Цели:
- способствовать развитию у учащихся умений определять проблематику произведения И.С. Тургенева;
- обеспечить условия для комфортного общения в группе и аргументированного выражения своей точки зрения;
- направить учащихся на путь нравственного усовершенствования.
Как хотите, чтобы с вами поступали люди,
Так поступайте и вы с ними.
(Нагорная проповедь. Иисус Христос)
Возвышающий себя сам, унижен будет.
(Евангелие)
Ход урока.
I. Evocation.
1. Сообщения учащихся. « Работа Тургенева над повестью «Степной король Лир» (домашнее задание).
Дополнение учителя. В малой прозе писателя, а именно в повести – воспоминании ощутимо стремление автора выявить положительные начала в русском национальном характере.
2. Беседа.
- Понравилась ли вам повесть Тургенева?
- Какие чувства она в вас пробудила?
- Заставила о чём-нибудь задуматься?
- Внимательно ли вы её читали?
II. Realization of Meining.
- Викторина « По страницам повести». (ИКТ).
- О чём шёл разговор в зимний вечер между университетскими товарищами?
- Назовите главного героя повести.
- Чем гордился больше всего Мартын Петрович?
- Чем ему обязана была Наталья Николаевна ( мать рассказчика)?
- К кому из персонажей повести относятся эти слова? Это был человек мизерный, всеми презираемый: приживальщик одним словом.
- Узнайте героиню по данному описанию. В её красивом лице было что-то змеиное.
- Какая из дочерей Харлова оставила после гибели отца родительский дом?
- В каких словах выражалось народное правосудие ?
- Пятистишие. Характеристики литературных героев.
Групповая работа.
1-6 гр.
1. Харлов
2. Анна, Евлампия.
3. Слёткин В.В.
4. Сувенир.
5.Наталья Николаевна.
6. Рассказчик.
— Какие лица вызывают презрение? Почему?
— Что подтолкнуло дочерей Харлова предать своего отца?
3. Дискуссионная карта.
Да |
Прав ли Харлов, при жизни отписав всё имущество своим дочерям? |
Нет |
1. Не хотел, чтоб та самая смерть его врасплох застала. |
|
1. Он больше не хозяин, а гость. |
2. Был уверен, что дочери его будут всегда кормить, поить, одевать, обувать. |
|
2. Благодарности не увидел, покорился судьбе. |
3. Самолично, ещё жимши, хотел решить, кому и чем владеть. |
|
3. Был выгнан из дома как пёс. |
Запишите своё мнение.
Харлов имел право принять такое решение- сделать доброе дело для своих дочерей. Но любое благое дело нельзя выставлять напоказ. «Твори милостыню в тайне». «Возвышающий себя сам, унижен будет».
III. Reflection/
1. Дебаты (если разные мнения)
по выводам из дискуссионных карт.
2. Письменный ответ « Почему погибает Харлов?»
- Чему учит повесть Тургенева?
- Что вы возьмете в свой жизненный багаж?
- Как связан эпиграф с содержанием урока?
Еще до нашей эры было сказано человеку: "Чти отца и мать", (независимо от их достоинств или недостатков, богатства или бедности). "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", — призывал еще Иисус Христос в Нагорной проповеди. То есть, относитесь бережно к чужой жизни, достоинству, интересам. Если бы всех нас лучше воспитывали с самого детства, все мы скорее научились бы создавать условия, все более благоприятные для исполнения нравственных заповедей. Это все еще впереди — задача для 21-го и последующих веков.
4. Д/з. Мини-сочинение « Надо быть благодарным… ».
Подготовить сообщение «Любовь в жизни Тургенева». (Инд. задание).