Омарова Слушаш Шайсултановна — учитель русского языка и литературы Молодогвардейской средней школы района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области
Предмет: русская литература
Класс: 10 (с русским языком обучения)
Тема: Дуэль в русской литературе XIX века
Цель: при обобщении и систематизации изученного материала познакомить с дополнительными сведениями о дуэли, дать оценку дуэли как этическому явлению на материале поединков, описываемых в романах, определить свое отношение к проблеме поединка и в связи с этим к жизни человека как самой большой ценности.
Задачи:
— формировать читательский интерес, эстетический вкус, образное мышление и творческое самовыражение посредством прочтения и осмысления художественных произведений;
— уметь выражать активную читательскую позицию и излагать в устной и письменной форме свое понимание классического произведения;
— расширить кругозор и обогатить словарный запас учащихся.
Ход урока
- 1. Слово учителя.
Петровские реформы и преобразования ознаменовались проникновением в Россию западноевропейского стиля жизни. Одним из новшеств, пришедших из Европы, явилась дуэль. Понятия защиты чести, человеческого достоинства были описаны в европейской литературе романтизма.
Дуэль. Много ли мы о ней знаем? Более ста лет назад это явление было распространено в России и Европе. На дуэлях дрались тысячи молодых людей, о дуэлях было написано в романах и поэмах. Каковы истоки этого удивительного явления, как складывалась традиция поединка в русском обществе, каково было отношение к нему общества и государства, почему тысячи молодых людей безоговорочно принимали вызов, в чем же привлекательность дуэли такие вопросы возникают при чтении произведений XIX века. Почему же дуэль так прижилась в российской действительности и нашла отражение в русской классической литературе? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти сегодня на уроке.
- 2. Опрос.
— Назовите имена участников дуэлей, описанных в русской литературе?
(Гринев и Швабрин, Онегин и Ленский у Пушкина, Печорин и Грушницкий у Лермонтова, Базаров и Кирсанов у Тургенева, Пьер Безухов и Долохов у Л. Толстого и др.)
— На дуэлях дрались не только литературные персонажи, но и их создатели. Можете ли вы назвать их?
(Пушкин много раз участвовал в поединках до трагической дуэли с Дантесом. Лермонтов стрелялся с де Барантом до роковой дуэли с Мартыновым, Грибоедов с Якубовичем)
Как видим, не только литературные герои, но и сами писатели участвовали в дуэлях. Они получили широкую огласку благодаря масштабу личности соперников.
- 3. Словарно-семантическая работа над понятием «дуэль».
По словарю С.И. Ожегова
Поединок. В дворянском обществе: способ защиты личной чести – вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов, дуэль.
По Словарю иностранных слов
Дуэль (фр. duel<лат. duellum война). Поединок между двумя противниками по вызову одного из них.
- 4. Беседа по определению понятия «дуэль».
— В Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего Средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие- предшественник дворянства с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. Петр 1 провел реформы во всем российском обществе на примере развитых европейских стран. Одним из нововведений стала дуэль. До Петра 1 дворяне дрались на кулаках или дубинках.
— Какова была цель дуэли?
(Цель дуэли – удовлетворение поруганной чести).
— Было ли принято защищать честь и достоинство на дуэли в среде купцов, крестьян?
(Нет, на дуэли могли драться только дворяне)
— Сколько было участников дуэли?
(Только двое: оскорбленный и его обидчик)
— Какие средства дуэли вам известны?
(Сначала дрались на шпагах, позже стрелялись, используя парные, абсолютно одинаковые пистолеты)
— Как вы думаете, почему поединки на шпагах встречались реже?
(Исход такой дуэли зависел от степени фехтовального мастерства соперников, а поединок на пистолетах уравнивал шансы противников)
- – Что же толкало противников на дуэль, что могло служить ее мотивами и причинами. Послушаем 1 ученика (сообщение, заранее подготовленное учеником)
Дворянская молодежь, которая присягала царю и Отечеству, никогда не допускала вмешательства государства или частных лиц в свои дела. Отстоять свою честь, достоинство в любой ситуации было очень важно. Генерал Корнилов так сформулировал свое жизненное кредо: «Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь — никому». Известен случай, когда молодой офицер, не имея права вызвать оскорбившего его наследника русского престола на дуэль, послал ему письмо с предупреждением. Наследник не отреагировал, т.е. не извинился и не вызвал на дуэль, и офицер был вынужден застрелиться, поскольку отстоять честь было важнее, чем сохранить жизнь.
Условия, достаточные для вызова на дуэль, делились на легкие, средней тяжести и тяжелые. Легким оскорблением считалось язвительное замечание, касающееся внешности, речи, манер, привычек. Оскорбление средней тяжести – брань. Тяжким оскорблением считалось такое, которое сопровождалось бранью, рукоприкладством, порочащими человека обвинениями. В зависимости от его тяжести оскорбленный мог выбрать вид оружия и условия дуэли. Как правило, от него следовал вызов, или картель, после чего все вопросы, связанные с дуэлью, решали секунданты обеих сторон. Следует отметить, что драться на поединке имели право не все: только здоровые совершеннолетние дворяне могли принимать вызов, обычно не дрались с юнцом или седым стариком. Честь дамы защищал ее супруг, брат, сын или друг семьи.
Послушаем 2 ученика. Порядок проведения дуэли.
В заранее установленное время противники, секунданты и врачи прибывали в назначенное место. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами распорядитель в последний раз предлагал помириться. В случае отказа он излагал условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи – позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе дуэли противник трижды отступал за границу поля боя, это засчитывалось как уклонение и отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руку.
- 6. Словарно-семантическое задание. Сопоставить слова в левой колонке таблицы и его толкование в правой.
Секундант (лат. – secundantis -сопровождающий) |
Письмо с вызовом на дуэль. |
Пистолет ( фр. pistolet) |
Черта, обозначающая расстояние между участниками дуэли. |
Шпага ( итал. spada) |
Поединок между двумя противниками по вызову одного из них. |
Барьер |
Короткоствольное ручное оружие для стрельбы на коротких расстояниях. |
Бретёр ( фр. bretteur) |
Удовлетворение обычно в форме поединка, дуэли, которое оскорбитель давал оскорбленному по его требованию. |
Сатисфакция (лат.) |
Холодное колющее оружие, состоящее из длинного клинка и рукоятки со щитком. |
Картель (фр.cartel – исписанная бумага) |
Человек, готовый драться на дуэли по любому поводу; скандалист и забияка. |
Дуэль (фр.duel- война) |
Посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель. |
- Просмотр фрагмента из фильма. Перед этим зачитать дуэль в тексте.
- Работа в группах
1 группа «Евгений Онегин»
— Что послужило поводом для поединка Евгения Онегина и Ленского?
— Соизмеримы ли были силы противников?
— Кто из двух друзей уже участвовал в дуэлях раньше?
-Кто выступил в роли секундантов у Онегина и Ленского?
— Почему Зарецкий настаивал на проведении поединка?
— Куда получил ранение Ленский?
2 группа «Отцы и дети»
— Что послужило поводом для дуэли Кирсанова и Базарова?
— Как описана И.С. Тургеневым дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем: гротеск, ирония, сарказм, предметная деталь, речь персонажей, портретная деталь, смешение «сниженной» и высокой лексики?
— Какой смысл такой предметной детали, как трость с набалдашником из слоновой кости, которую взял с собой Павел Петрович Кирсанов («он обыкновенно хаживал без трости…»), отправившись вызвать Базарова на дуэль: признак его аристократизма, свидетельство волнения, желание унизить Базарова в случае его отказа от дуэли?
9. Обобщение.
— Всегда ли дуэль дает сатисфакцию? (Поединок Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
(Онегин не ожидал такого исхода, и смерть Ленского вынудила его покинуть ставший родным дом дяди. Он понимал, что причина дуэли была незначительной, однако не отказался от поединка, так как не хотел изменить понятиям чести, принятым у дворян.)
— Каковы скрытые мотивы дуэли? ( Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Базаровым И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
(Кирсанов стрелялся с Базаровым не столько из-за желания защитить честь Фенички, сколько из-за разногласий во взглядах на искусство, литературу, политику, на жизнь вообще).
10.Заполнение таблицы.
Название произведения, автор |
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин |
«Отцы и дети» И.С. Тургенев |
Дуэлянты |
Евгений Онегин и Владимир Ленский |
Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров |
Внешние причины дуэли |
Защита чести любимой девушки |
Поцелуй Базарова и Фенички |
Скрытые мотивы |
Флирт Онегина с Ольгой Лариной |
Расхождение во взглядах на религию, народ, искусство, науку |
Как изображена дуэль в романе |
Трагически |
Как элемент фарса |
11. Вывод: Самая большая ценность в современном обществе – человеческая жизнь. Дуэль как способ разрешения конфликта утратила свою притягательность и осталась в прошлом.