Рефлективный отчет относительно модуля «Обучение критическому мышлению».

Рефлективный отчет относительно модуля

«Обучение критическому мышлению».

 

 

«Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение.

Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении».
Конфуций (Кун-цзы)

 

В настоящее время в условиях современной жизни идет становление новой системы образования,  ориентированного на вхождение в мировое образовательное  пространство, в связи этим  становится необходимым учиться, и учить молодое поколение мыслить критически. Достижение таких целей может осуществляться с помощью модуля «обучение критическому мышлению», который  предполагает  обучение умению рассуждать, размышлять над собственным практическим опытом. (Руководство, стр.165)

По-моему, критическое мышление позволяет увидеть проблему в совершенно новом ракурсе. Это возможность выражать свои мысли, доверять себе. Со своей позиции, я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания.

Ведь формирование критического мышления учащихся в процессе обучения связано не только с новыми задачами,  которые поставлены перед современной школой,  но и с тем,  что критическое мышление тем или иным образом занимает существенное место в новых,  нетрадиционных формах обучения,  в том числе в процессе обучения математике.

Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь всех семи модулей, изученных нами в период первой части курсов. Это и обучение через диалог, и оценивание учащихся для обучения, и обучение талантливых и одаренных детей, и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников и обучение с применением ИКТ.

В своей педагогической практике ранее я не использовала многие подходы данного модуля, поэтому эффективность ее применения в школе стала для меня важным открытием. Во-первых, потому, что согласно руководству для учителя (стр.165)  традиционно считалось, что критическое мышление более применимо к обучающимся старших классов и высших учебных заведений. Я использовала стратегии данного модуля в обучении детей среднего возраста (10-12 лет), и  действительно убедилась в ее положительной результативности.  Я увидела, что учащиеся готовы к переменам в личном обучении, они с интересом принимают участие в разных видах работ, хотят думать и размышлять.

Как говорилось ранее, критическое мышление – взаимосвязь всех семи модулей. И во время практики в школе я это четко увидела. Критическое мышление может развиваться через диалог (Модуль 1 «Новые подходы: обучение через диалог»).

Так, например, в одном из серии последовательных уроков на этапе побуждения, я предложила учащимся поразмыслить над словами  К.Э. Циолковского: “Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”.

Предложила ответить на вопросы: «Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, вы сегодня для себя откроете: то, что известно многим, то, что известно некоторым или то, что неизвестно никому?».

Я была удивлена однозначным ответам детей, так как все они ответили:  «Мы сегодня откроем то, что известно многим», тогда я ввела их в заблуждение, спросив: «Неужели???». Тут они начали дискуссию, но в результате каждый  остался при своем мнении.

Уже на начальном этапе урока я для себя выяснила, что у детей уже имеются некоторые навыки наблюдения, анализа и умения делать выводы, что является признаками развития  критического мышления.

Как известно, аргументация, диалог и исследовательский разговор способствуют развитию высокого уровня мышления. При диалоговом обучении постановка вопросов является ключевым навыком, но при условии, что они становятся эффективным инструментом для преподавания. Ведь вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Так на уроке по теме «Координатная прямая» я предложила вопрос с размышлением высокого порядка: «Какие ассоциации возникают у вас, когда произносите слово «координата?».

Основная масса связывает это понятие с географией (глобус, широта, долгота). Возникают ассоциации с понятиями – «месторасположение, местонахождение». Неожиданным был для меня ответ мальчика Жени, который сказал, что первая ассоциация с данным понятием был фрагмент из фильма, где  действие происходит в вертолете и пилот запрашивает координаты объекта.

Так же на одном из уроков, для развития у учащихся критического мышления, я раздала каждой группе один и тот же рисунок на котором изображены 2 мальчика.

 Им необходимо было охарактеризовать их.

 

Немного пообсуждав, каждая группа предложила свою характеристику:

  • Маленький – большой;
  • Слабый – сильный;
  • Высокий – низкий;
  • Предлагали, что один «положительный», а другой «отрицательный»;
  • Увидели общее: у них одинаковая одежда.

В ходе диалога я спросила: «Как же называются в русском языке эти слова?»

Они пусть не сразу, но ответили: « Антонимы.»

Я: А какие слова называются антонимами?

Слова, противоположные по значению.

Я: А можете привести мне еще примеры?

Они говорили, про добро и зло, верх и низ, холод и тепло и м.д. Это задание их очень заинтересовало и активизировало т.к.  ученик, который редко отвечает на уроке впервые за долгое время поднял руку, подтверждая, что он готов выступить с ответом.

Я:Для каждого ли слова можно подобрать антоним?

Сперва они ответили: «да», но позже пообсуждав в группе, привели в пример слова для которых не могли найти антоним. 

Я: А что является основным объектом изучения в любом языке?

Они сразу ответили, что — Слово.

Я: А в математике?

 Число.

 Я: Ну а как числа отражают этот факт – вот наша основная задача на уроке

Этим задание их очень привлекло, так как здесь прослеживаются связь не только с предметом «русский язык», но и актуальным моментом была связь с жизнью.

 

Ребята охотно отвечали на поставленные вопросы, такой дискуссией я вовлекла в работу весь класс, но развить этот вопрос дальше не могла т.к. времени урока катастрофически не хватало.

 

Учитель: Является ли число -3 – отрицательным числом?

Ученик:      Конечно!

Учитель: Если взять произвольное число  а и перед ним поставить знак «минус», то будет ли число  -а – отрицательным?

Ученик: Конечно!

 

 

Как говорилось ранее – обсуждение и диалог выделяются своим познавательным потенциалом. в подтверждении этого группам на одном из уроков  был предоставлен показ небольшого видео, где показывается типичная ситуация из жизни, снятое мною и моей коллегой.

Далее я  задала им компрометирующий вопрос: «Как вы думаете, какую оценку получит студент и почему?»

Сразу попросила их не отвечать сейчас, а обсудить в группе и подумать. В ходе такого группового обсуждения ребята,  пусть не сразу, но нашли решение этой ситуации. Как говорится: «В споре рождается истина».

Таким образом уроки,  проведенные с помощью таких  приемов,  носят нетрадиционный характер.  На таких уроках учитель дает не только детям знания,  но и воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком,  а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения,  самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.

Выполняя это задание, скорее всего,  втянувшись в обсуждение групп, выслушивая их варианты, я затянула это задание по времени т.к. и я не варьировала ответы обучающихся.

Для того, чтобы в дальнейшем не допускать такого результата, я решила более тщательно планировать уроки и рационально дозировать учебный материал, а также работать в этом ключе системно.

Задания на развитие критического мышления у учащихся позволяют и проявить свои творческие способность, так на этапе актуализации знаний я предложила детям представить себя в роли синоптиков. Им необходимо было озвучить прогноз погоды в городах  Казахстана. Это задание их очень активизировало, заинтересовало и побудило к дальнейшим действиям.

Так же на  одном из своих уроков я предложила разыграть небольшую “сценку”, представляя, что перед ними на полу координатная прямая, а я изображаю число 0, справа от меня – положительные, а слева – отрицательные числа.

Для меня требовались желающие помощники (братья-близнецы): Артем и Николай, объясняя им, что их действия должны быть одинаковыми

Путем введения на своих уроках в обучение таких элементов технологии критического мышления,  развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность,  идет большая организация самостоятельной деятельности учащихся.

 Критическое мышление – это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее мышление. Технология «Развитие критического мышления» была разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д. Стил, Ч.Темпл. Ее применение в педагогической деятельности позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении и творчестве. Это способность самостоятельно решать образовательные задачи.  Эти навыки критического мышления легко наблюдаемы при использовании групповой работы на уроке.

 Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу, синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Развивать критическое мышление на уроке мне помогали стратегии данной технологии: кластер, таблицы «ЗУХ», прием «Ключевые термины». Так уроках по темам «Положительные и отрицательные числа» и «Модуль числа», я предложила нелинейный метод мозговой атаки:

1. Составьте кластер на тему «Числа», а на другом уроке «Модуль числа». Перенесите всю информацию на ватман.

3. Выберите представителя группы для защиты вашего проекта.

4. Презентуйте проект классу.

         Делая вывод о результативности данной работы, следует отметить, что такая форма работы оказала положительное  влияние на уровень самомотивации детей, так как составление кластера – это такая педагогическая стратегия, которая помогает детям свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления. Но заданный регламент времени не был выдержан из-за недостаточно сформированного умения саморегулироваться и самодисциплинироваться в группе.   Поэтому в перспективе я планирую применять групповую работу, так как это позволит в дальнейшем развить навыки самостоятельности. Также в ходе выполнения этой работы на уроке легко прослеживается развитие критического мышления через  модуль 3 «Оценивание для обучения». Так как к полученным в ходе урока презентациям учащиеся вывели критерии оценивания работ, которым старались соответствовать сами и согласно этим критериям оценивали другие группы (доступность, полнота изложения, защита, оформление, регламент), чем показали взаимосвязь с модулем «Оценивание для обучения»

 Таким образом, дети сконцентрировали внимание на сильных и слабых сторонах своей работы, что натолкнет их на рассуждение о том, что они могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

        Важным аспектом при любом  подходе к обучению, и в обучении критически мыслить особенно, является учет учителем тех знаний, с которыми ученик пришел к вам на урок. В классах обучаются дети с разной мотивацией, дети по-разному мыслящие, по-разному воспринимающие информацию и задачей учителя является научить критически мыслить всех детей. Поэтому в реализации этой цели, критическое обучение может проходить через модуль 5 «Обучение талантливых и одаренных детей». На своих уроках я использовала разноуровневые задания. Эти ребята в группе выполняли роль координатора, проверяли соседнюю команду в правильности выполнения задания, что передает идеи модуля 7 «Управление и лидерство в обучении» через обучение критическому мышлению.

           Также и в домашнем задании я отражала разноуровневую работу:

1 уровень предполагал только выполнение упражнения из учебника;

2 уровень дополнялся творческим заданием – составить ребус или кроссворд по теме урока;

3 уровень – дополнялся заданием по поиску и анализу дополнительной информации о противоположных числах.

       Учащиеся с радостью брались за тот вид работы, который им под силу, а я могла более конструктивно и тщательно проанализировать понимание и осознание тематического материала каждым обучающимся. Разноуровневые задания я также планирую применять в своей деятельности в перспективе.

Хорошим и результативным подходом к реализации этой же цели – обучить всех обучающихся, по-моему мнению, служат средства ИКТ. Таким образом, модуль 4 «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании» также проходит через модуль «критическое обучение». Так для учащихся со слабой мотивацией к обучению я применяла электронный тренажер на отработку навыков самостоятельной работы.

Учащимся нравится работать за компьютером, а учитель, благодаря этому приему не только мотивирует учеников на успех, но и выполняет образовательные задачи: отработка определенных навыков, коррекция допущенных ошибок, мотивация к самообучению.

     В целом обучение критическому мышлению – это требования нового времени. Времени свободных творческих идей, людей, которые могут анализировать свой практический опыт, находить нестандартные пути решения. А самое важное то, что этот опыт — это не только теоретические знания, приобретенные в школе за партами, это тот опыт, который поможет решать молодым людям жизненно важные ситуации, грамотно планировать свою жизнь, не бояться рисковать и исследовать.

   Для меня использование модуля «критическое мышление в обучении» на практике в школе, открыло  новые стороны, новые возможности моих учеников. Я знаю теперь о том, что нет «молчащих» детей, есть учителя, которые не дают «говорить». И  моей главной целью, которую я постараюсь достичь в дальнейшем, будет воспитание только таких учеников.

Критическое мышление — продвинутая стратегия обучения, учит размышлять, побуждать, продвигает нас всех вперед!!!

 

 

 

Использованная литература:

  1. Руководство для учителя, стр.165
  2. Андронова О.В. «Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ярославль 2010г., www.inf.yspu.org
  3. 3.Янчевская Л.А . «Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики»http://festival.1september. ru/articles/513292/

 

 

 

Добавить комментарий