Рефлективный отчет относительно модуля
«Обучение критическому мышлению».
«Тот, кто учится, не размышляя, впадет в заблуждение.
Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении».
Конфуций (Кун-цзы)
В настоящее время в условиях современной жизни идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, в связи этим становится необходимым учиться, и учить молодое поколение мыслить критически. Достижение таких целей может осуществляться с помощью модуля «обучение критическому мышлению», который предполагает обучение умению рассуждать, размышлять над собственным практическим опытом. (Руководство, стр.165)
По-моему, критическое мышление позволяет увидеть проблему в совершенно новом ракурсе. Это возможность выражать свои мысли, доверять себе. Со своей позиции, я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания.
Ведь формирование критического мышления учащихся в процессе обучения связано не только с новыми задачами, которые поставлены перед современной школой, но и с тем, что критическое мышление тем или иным образом занимает существенное место в новых, нетрадиционных формах обучения, в том числе в процессе обучения математике.
Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь всех семи модулей, изученных нами в период первой части курсов. Это и обучение через диалог, и оценивание учащихся для обучения, и обучение талантливых и одаренных детей, и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников и обучение с применением ИКТ.
В своей педагогической практике ранее я не использовала многие подходы данного модуля, поэтому эффективность ее применения в школе стала для меня важным открытием. Во-первых, потому, что согласно руководству для учителя (стр.165) традиционно считалось, что критическое мышление более применимо к обучающимся старших классов и высших учебных заведений. Я использовала стратегии данного модуля в обучении детей среднего возраста (10-12 лет), и действительно убедилась в ее положительной результативности. Я увидела, что учащиеся готовы к переменам в личном обучении, они с интересом принимают участие в разных видах работ, хотят думать и размышлять.
Как говорилось ранее, критическое мышление – взаимосвязь всех семи модулей. И во время практики в школе я это четко увидела. Критическое мышление может развиваться через диалог (Модуль 1 «Новые подходы: обучение через диалог»).
Так, например, в одном из серии последовательных уроков на этапе побуждения, я предложила учащимся поразмыслить над словами К.Э. Циолковского: “Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”.
Предложила ответить на вопросы: «Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, вы сегодня для себя откроете: то, что известно многим, то, что известно некоторым или то, что неизвестно никому?».
Я была удивлена однозначным ответам детей, так как все они ответили: «Мы сегодня откроем то, что известно многим», тогда я ввела их в заблуждение, спросив: «Неужели???». Тут они начали дискуссию, но в результате каждый остался при своем мнении.
Уже на начальном этапе урока я для себя выяснила, что у детей уже имеются некоторые навыки наблюдения, анализа и умения делать выводы, что является признаками развития критического мышления.
Как известно, аргументация, диалог и исследовательский разговор способствуют развитию высокого уровня мышления. При диалоговом обучении постановка вопросов является ключевым навыком, но при условии, что они становятся эффективным инструментом для преподавания. Ведь вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.
Так на уроке по теме «Координатная прямая» я предложила вопрос с размышлением высокого порядка: «Какие ассоциации возникают у вас, когда произносите слово «координата?».
Основная масса связывает это понятие с географией (глобус, широта, долгота). Возникают ассоциации с понятиями – «месторасположение, местонахождение». Неожиданным был для меня ответ мальчика Жени, который сказал, что первая ассоциация с данным понятием был фрагмент из фильма, где действие происходит в вертолете и пилот запрашивает координаты объекта.
Так же на одном из уроков, для развития у учащихся критического мышления, я раздала каждой группе один и тот же рисунок на котором изображены 2 мальчика.
Им необходимо было охарактеризовать их.
Немного пообсуждав, каждая группа предложила свою характеристику:
- Маленький – большой;
- Слабый – сильный;
- Высокий – низкий;
- Предлагали, что один «положительный», а другой «отрицательный»;
- Увидели общее: у них одинаковая одежда.
В ходе диалога я спросила: «Как же называются в русском языке эти слова?»
Они пусть не сразу, но ответили: « Антонимы.»
Я: А какие слова называются антонимами?
Слова, противоположные по значению.
Я: А можете привести мне еще примеры?
Они говорили, про добро и зло, верх и низ, холод и тепло и м.д. Это задание их очень заинтересовало и активизировало т.к. ученик, который редко отвечает на уроке впервые за долгое время поднял руку, подтверждая, что он готов выступить с ответом.
Я:Для каждого ли слова можно подобрать антоним?
Сперва они ответили: «да», но позже пообсуждав в группе, привели в пример слова для которых не могли найти антоним.
Я: А что является основным объектом изучения в любом языке?
Они сразу ответили, что — Слово.
Я: А в математике?
Число.
Я: Ну а как числа отражают этот факт – вот наша основная задача на уроке
Этим задание их очень привлекло, так как здесь прослеживаются связь не только с предметом «русский язык», но и актуальным моментом была связь с жизнью.
Ребята охотно отвечали на поставленные вопросы, такой дискуссией я вовлекла в работу весь класс, но развить этот вопрос дальше не могла т.к. времени урока катастрофически не хватало.
Учитель: Является ли число -3 – отрицательным числом? Ученик: Конечно! Учитель: Если взять произвольное число а и перед ним поставить знак «минус», то будет ли число -а – отрицательным? Ученик: Конечно!
|
Как говорилось ранее – обсуждение и диалог выделяются своим познавательным потенциалом. в подтверждении этого группам на одном из уроков был предоставлен показ небольшого видео, где показывается типичная ситуация из жизни, снятое мною и моей коллегой.
Далее я задала им компрометирующий вопрос: «Как вы думаете, какую оценку получит студент и почему?»
Сразу попросила их не отвечать сейчас, а обсудить в группе и подумать. В ходе такого группового обсуждения ребята, пусть не сразу, но нашли решение этой ситуации. Как говорится: «В споре рождается истина».
Таким образом уроки, проведенные с помощью таких приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает не только детям знания, но и воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.
Выполняя это задание, скорее всего, втянувшись в обсуждение групп, выслушивая их варианты, я затянула это задание по времени т.к. и я не варьировала ответы обучающихся.
Для того, чтобы в дальнейшем не допускать такого результата, я решила более тщательно планировать уроки и рационально дозировать учебный материал, а также работать в этом ключе системно.
Задания на развитие критического мышления у учащихся позволяют и проявить свои творческие способность, так на этапе актуализации знаний я предложила детям представить себя в роли синоптиков. Им необходимо было озвучить прогноз погоды в городах Казахстана. Это задание их очень активизировало, заинтересовало и побудило к дальнейшим действиям.
Так же на одном из своих уроков я предложила разыграть небольшую “сценку”, представляя, что перед ними на полу координатная прямая, а я изображаю число 0, справа от меня – положительные, а слева – отрицательные числа.
Для меня требовались желающие помощники (братья-близнецы): Артем и Николай, объясняя им, что их действия должны быть одинаковыми
Путем введения на своих уроках в обучение таких элементов технологии критического мышления, развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность, идет большая организация самостоятельной деятельности учащихся.
Критическое мышление – это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее мышление. Технология «Развитие критического мышления» была разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д. Стил, Ч.Темпл. Ее применение в педагогической деятельности позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении и творчестве. Это способность самостоятельно решать образовательные задачи. Эти навыки критического мышления легко наблюдаемы при использовании групповой работы на уроке.
Критическое мышление – это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу, синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Развивать критическое мышление на уроке мне помогали стратегии данной технологии: кластер, таблицы «ЗУХ», прием «Ключевые термины». Так уроках по темам «Положительные и отрицательные числа» и «Модуль числа», я предложила нелинейный метод мозговой атаки:
1. Составьте кластер на тему «Числа», а на другом уроке «Модуль числа». Перенесите всю информацию на ватман.
3. Выберите представителя группы для защиты вашего проекта.
4. Презентуйте проект классу.
Делая вывод о результативности данной работы, следует отметить, что такая форма работы оказала положительное влияние на уровень самомотивации детей, так как составление кластера – это такая педагогическая стратегия, которая помогает детям свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления. Но заданный регламент времени не был выдержан из-за недостаточно сформированного умения саморегулироваться и самодисциплинироваться в группе. Поэтому в перспективе я планирую применять групповую работу, так как это позволит в дальнейшем развить навыки самостоятельности. Также в ходе выполнения этой работы на уроке легко прослеживается развитие критического мышления через модуль 3 «Оценивание для обучения». Так как к полученным в ходе урока презентациям учащиеся вывели критерии оценивания работ, которым старались соответствовать сами и согласно этим критериям оценивали другие группы (доступность, полнота изложения, защита, оформление, регламент), чем показали взаимосвязь с модулем «Оценивание для обучения»
Таким образом, дети сконцентрировали внимание на сильных и слабых сторонах своей работы, что натолкнет их на рассуждение о том, что они могут предпринять, чтобы развиваться дальше.
Важным аспектом при любом подходе к обучению, и в обучении критически мыслить особенно, является учет учителем тех знаний, с которыми ученик пришел к вам на урок. В классах обучаются дети с разной мотивацией, дети по-разному мыслящие, по-разному воспринимающие информацию и задачей учителя является научить критически мыслить всех детей. Поэтому в реализации этой цели, критическое обучение может проходить через модуль 5 «Обучение талантливых и одаренных детей». На своих уроках я использовала разноуровневые задания. Эти ребята в группе выполняли роль координатора, проверяли соседнюю команду в правильности выполнения задания, что передает идеи модуля 7 «Управление и лидерство в обучении» через обучение критическому мышлению.
Также и в домашнем задании я отражала разноуровневую работу:
1 уровень предполагал только выполнение упражнения из учебника;
2 уровень дополнялся творческим заданием – составить ребус или кроссворд по теме урока;
3 уровень – дополнялся заданием по поиску и анализу дополнительной информации о противоположных числах.
Учащиеся с радостью брались за тот вид работы, который им под силу, а я могла более конструктивно и тщательно проанализировать понимание и осознание тематического материала каждым обучающимся. Разноуровневые задания я также планирую применять в своей деятельности в перспективе.
Хорошим и результативным подходом к реализации этой же цели – обучить всех обучающихся, по-моему мнению, служат средства ИКТ. Таким образом, модуль 4 «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании» также проходит через модуль «критическое обучение». Так для учащихся со слабой мотивацией к обучению я применяла электронный тренажер на отработку навыков самостоятельной работы.
Учащимся нравится работать за компьютером, а учитель, благодаря этому приему не только мотивирует учеников на успех, но и выполняет образовательные задачи: отработка определенных навыков, коррекция допущенных ошибок, мотивация к самообучению.
В целом обучение критическому мышлению – это требования нового времени. Времени свободных творческих идей, людей, которые могут анализировать свой практический опыт, находить нестандартные пути решения. А самое важное то, что этот опыт — это не только теоретические знания, приобретенные в школе за партами, это тот опыт, который поможет решать молодым людям жизненно важные ситуации, грамотно планировать свою жизнь, не бояться рисковать и исследовать.
Для меня использование модуля «критическое мышление в обучении» на практике в школе, открыло новые стороны, новые возможности моих учеников. Я знаю теперь о том, что нет «молчащих» детей, есть учителя, которые не дают «говорить». И моей главной целью, которую я постараюсь достичь в дальнейшем, будет воспитание только таких учеников.
Критическое мышление — продвинутая стратегия обучения, учит размышлять, побуждать, продвигает нас всех вперед!!!
Использованная литература:
- Руководство для учителя, стр.165
- Андронова О.В. «Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ярославль 2010г., www.inf.yspu.org
- 3.Янчевская Л.А . «Приемы технологии развития критического мышления на уроках математики»http://festival.1september. ru/articles/513292/