Тема урока «Топливно –энергетический комплекс Казахстана»
9 класс
Кенсминавичус Пётр Мартынович
учитель географии
ГУ «Новокубанская СШ»
Шортандинский район
Акмолинская область
В последнее врем я в методической литературе стали уделять много внимания коллективным формам работы учащихся на уроке . Сама идея эта не нова . В настоящее время коллективная работа учащихся рассматривается с учётом достижений психологии и педагогики. Под коллективными формами обучения считается любая организация учебного сотрудничества и взаимодействия детей между собой при решении учебной задачи. Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение является непременным условием формирования правильных понятий.
Перед первым уроком с использованием групповой формы учитель готовит памятку «Как работать в группе». Задания к уроку учащиеся получают за месяц вперёд.
Содержание : главные нефтяные , газовые , угольные бассейны, основные принципы , факторы размещения отраслей.
Образовательно- воспитательные задачи :
*установление главных нефтяных , газовых , угольных бассейнов и объяснение их размещения.
*продолжение обучения учащихся коллективной форме работы на уроках в ходе изучения нового материала.
*формирование умений работать со статистическим материалом учебника и составление на его основе картограмм и диаграмм.
*совершенствование умений учащихся давать чёткие ответы, осуществляя отбор самого главного , подкрепляя и иллюстрируя цифровым и картографическим материалом.
ХОД УРОКА
1 Инструктаж групп о предстоящей работе. Раздача пакетов с заданиями. (5 мин)
2 Работа групп по заданию . (20 мин )
Задание группам 1 и 4 – анализ размещения нефтяной промышленности.(4 группа дублирует группу 1 и выступает её оппонентом):
1 Построить круговую диаграмму, показав долю основных нефтедобывающих районов Казахстана в добыче нефти.
2 Проанализировать особенности географии нефтедобычи и подготовить ответы на следующие вопросы
А) какие районы добычи нефти в стране ведущие?
Б) какие появились новые нефтяные районы и каково их место в добычи нефти?
В) как изменилась география нефтяной промышленности ?
3 Сделать вывод об особенностях размещения нефтяной промышленности в стране.
Итогом работы являются контурные карты , на которых должны быть нанесены основные нефтяные районы, круговая диаграмма «Доля основных районов Казахстана в добыче нефти».
Время выполнения задания -20 минут.
Задания группам 2 и 5 – анализ размещения газовой промышленности Казахстана.
Построить круговую диаграмму, показав долю основных газодобывающих районов Казахстана в добыче природного газа.
Определить главные районы добычи и запасов газа и нанести их на контурные карты. Сравнить их по следующим показателям:
А) промышленные запасы,
Б) объём добычи,
В) себестоимость .
3 Отметить изменения в размещении газовой промышленности Казахстана. Сделать вывод об особенностях размещения отрасли.
Задание для 3 группы — анализ размещения угольной промышленности Казахстана.
построить круговую диаграмму, характеризующую добычу угля по основным бассейнам .
Проанализировать размещение отрасли по следующим показателям :
А) в каких бассейнах и почему сложилась наиболее крупная добыча угля?
Б) сравнить крупнейшие угольные бассейны по качеству углей, условиям залегания, размерам запасов и добычи, ЭГП по отношению к потребителям топлива.
В) каковы сдвиги в размещении угольной промышленности в последнее время, нанести новые бассейны.
3 Сделать вывод о главных тенденциях развития и размещения угольной промышленности Казахстана.
Время выполнения задания —20 минут.
Задание для 6 группы -территориальная структура топливной промышленности Казахстана.
1 Нанести на контурную карту районы добычи нефти, природного газа и угля с указанием основных месторождений.
2Построить картодиаграммы, показывающие долю районов в добыче каждого из рассматриваемых видов топлива. Для этого на контурной карте в пределах выделенных районов нанести круги, размеры которых соответствуют удельному весу каждого района в добыче того или иного вида топлива. Центры наносимых кругов на картограмме желательно располагать в главных местах добычи соответствующего вида топлива. Для нефти взять коричневый цвет, газа – синий, угля – чёрный.
Время выполнения задания — 20 минут.
Заслушивание ответов групп — 20 минут. От каждой группы выступает 1 – 2 ученика . Первый ученик комментирует диаграммы, второй — рассказывает . Таким образом экономится время. На каждый ответ отводится не более 3 минут. Дополняют ответы члены группы. Учитель подводит итог .
Анализ урока проводится совместно с представителями каждой группы, выставляются оценки.