Развитие детской одаренности (статья, методики для исследования, программа развития)

Детская одаренность

Подготовила Алеева О.В.

СШ № 4 г.Тайынша

Содержание:

1. Введение………………………………………………………….2

2. Условия для развития одаренных детей в РК………………….4

3. Методики направленные на определение уровней одаренности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….11

4. Программа развития одаренных детей старшего дошкольного возраста «Одаренность»………………………………………………….17

5. Литература………………………………………………………24

 

Введение:

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и развитие его умений, способности нестандартного поведения. Этому вопросу в республике РК уделяется огромное внимание, создаются необходимые  условия для развития одаренности детей.

В Законе РК об образовании используется такой термин как элитарное образование — образование, получаемое по специализированным образовательным учебным программам, реализуемым в специализированных организациях образования для одаренных лиц [1]. 

Большое внимание развитию одаренности детей уделяет Н.А.Назарбаев. \»Осуществление стратегических программ развития государства будет делом ваших рук\», сказал 30 октября 2010 года в Астане Президент Нурсултан Назарбаев на встрече с одаренными детьми. По словам Главы государства, Казахстан сегодня находится на новом этапе своего развития, когда завершены основные политические и экономические реформы, и осуществляется переход от сырьевой направленности экономики к обрабатывающей. В связи с этим принята \»важная программа индустриализации страны\», подчеркнул Н.Назарбаев. \»Именно вам придется участвовать в реализации данной программы, которая определяет, что к 2015 году экономика страны должна вырасти в 3,5 раза\», отметил Президент, обращаясь к одаренным детям.  Сегодняшняя молодежь будет заниматься претворением в жизнь тех приоритетов, которые обозначены в Стратегии развития Казахстана до 2030 года [2].

Накоплен значительный опыт по проблеме одаренности. Талантливые дети – интеллектуальный потенциал страны. 7 лет в республике действует республиканский научно-технический центр \»Дарын\». Именно через эту государственную организацию наши ребята имеют возможность показывать знания и представлять страну на международных олимпиадах.

С момента подписания Президентом нашей страны стратегически важного документа – распоряжения «О поддержке и развития школ для одаренных детей» прошло более 10 лет. Благодаря созданному республиканскому научно-практическому центру «Дарын» более 800 казахстанских учащихся поднимались на пьедестал почета международных олимпиад и научных соревнований по общеобразовательным предметам.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, рассматривающие вопросы одаренности не только взрослых, но и детей различного возраста. К сожалению, недостаточно изучены вопросы выявления и развития одаренности детей дошкольного возраста.

Свои психологические модели были разработаны  рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн.

Этой проблеме посвящены работы известных психологов, докторов психологических наук Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина. Их работа по изучению психики одаренных детей занимают видное место в психологи. Многие психологические принципы развития творчества дошкольников выдвинули М.С. Старчеус, В.С. Юркевич, Л.В. Попова, Н.З. Новлянская, НН. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец.

Огромную работу, как теоретик, проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он полно структурировал это как психологическое явление.

Также казахстанские ученые вносят свой посильный вклад в разработку педагогических аспектов проблемы одаренности Ж.О. Умбетова, Л.М. Нарикбаева, О.А. Жумадиллаева, У.Б. Жексенбаева. Исследование Г.Ж. Акылбаевой посвящено психологическому аспекту: вопросу чувствительности к проблемам у одаренных лиц.

 

Условия для развития одаренных детей в Республике Казахстан.

Всем известно, что одарённые и талантливые дети являют собой интеллектуальный и творческий потенциал, основной ресурс развития государства в целом. Для этого в Казахстане осуществляется ряд мероприятий по оказанию организационной, психолого-педагогической и социально-экономической их поддержки на разных уровнях и в разных формах.

В Республике Казахстан с момента обретения суверенитета поддержка одаренной, творческой молодежи стала рассматриваться в качестве приоритетного направления, и его практическая реализация стала осуществляться под эгидой Республиканского научно-практического центра «Дарын», созданного на основании распоряжения Президента РК Н.Назарбаева «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» (1996).

Основной целью деятельности республиканского научно-практического центра «Дарын» является целенаправленное формирование интеллектуальной элиты в Республики Казахстан.

За время работы данной организации получили возможность раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал тысячи детей и молодежь со специальными способностями, академической одаренностью, получив возможность бесплатного образования в лучших вузах Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Массовая диагностика способностей и профессиональной направленности личности учащихся школ РК позволила начать профильную подготовку учащихся старшего звена общеобразовательной школы [3].

Международные связи РНПЦ \»Дарын\»

  • Член Всемирного Совета по талантам и одаренности;
    • Филиал Всемирной выставки науки и техники;
    • Московский государственный университет им.М.Ломоносова;
    • Московский институт стали и сплавов;
    • Московский физико-технический институт им.Баумана;
    • Международные  олимпийские  комитеты  по  математике,  физике,  биологии, химии, информатике, по русскому языку;
    • Международные конференции по проблемам одаренности;
    • «Иматон»(Россия);
    • Общественный фонд «KATEV»;
    • Совет Интернациональной физической олимпиады;
    • ЮНЕСКО;
    • Международный комитет интеллектуальной математической игры-конкурса «Кенгуру-математика для всех»;
    • Комитет Азиатско-тихоокеанской олимпиады по математике и Международной олимпиады «Шелковый путь»;
    • Азиатская физическая олимпиада;
    • Международный лагерь в Турции «К великой дружбе через космическое образование»;
    • Международный конкурс экологических проектов;
    • Комитет Балканской олимпиады по математике;
    • Международная олимпиада научных проектов по физике среди юниоров;
    • Комитет Международной программы «Дети. Интеллект. Творчество»;
    • Центр дополнительного образования г.Рязани (Россия) [4].

Ежегодно с целью стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, выявления и поддержки одаренных детей, популяризации среди школьников интеллектуальных игр, конкурсов, соревнований, повышения интереса к основам наук среди учащихся проводятся:

МЕЖДУНАРОДНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА — КОНКУРС  «КЕНГУРУ»

Международная математическая игра — конкурс \»Кенгуру\» проводится в 36 странах мира (штаб-квартира г.Париж, Франция). Участниками могут стать все желающие, учащиеся 3-10 классов. Победители награждаются ценными подарками, призами, путевками в летнюю профильную школу \»Дарын\» и участники набравшие наивысшие баллы проходят обучение в международных математических лагерях ближнего и дальнего зарубежья.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН «АҚ БОТА»

Интеллектуальный марафон \»Ақ бота\» проводится среди учащихся 3-10 классов по предметам: русский язык, казахский язык, математика, биология, химия и начальное звено (русский язык, казахский язык, математика, естествознание).

Интеллектуальные соревнования среди школьников практикуются во многих странах мира, в частности в России, США и др., что позволяет детям полнее раскрыть свои способности.

Президентская программа «Дарын» внесла ощутимые результаты для признания казахстанского образования на мировой арене, способствовала отбору одаренной и талантливой молодежи в стране.

Из года в год увеличивается количество наград, завоеванных нашими учащимися на интеллектуальных мероприятиях международного уровня.

\\s

Мир узнает нашу республику не только в том, что она является независимым государством, успешно проводит экономику и политику страны, но и через молодежь – носителя интеллектуальных ценностей.

В Казахстане прошла 51-ая Международная олимпиада по математике в 2010 году. Команда Казахстана – 5 место среди 98 стран мира.

Сейчас у нас в Казахстане открылись Назарбаев Интеллектуальные школы в г. Астане-2, г. Кокшетау, г. Семей, г. Оскемен, г. Талдыкорган . Интеллектуальные школы – фундамент для воспитания интеллектуальной элиты Казахстана. По республике функционируют 6 интеллектуальных школ с охватом 3702 человек.

Для полноценного и своевременного развития одаренности детей кроме перечисленных 6 Президентских школ, а также сети организаций  «Дарын» в Акмолинской области в Республике функционируют следующие специализированные школы, школы-интернаты  для одаренных детей:

1. ЮКО специализированная школа-интернат №1 для одаренных детей с обучением на трех языках г. Шымкент

2. Кентауская региональная школа-интернат \»Дарын\» №3 г.Кентау

3.Туркестанская региональная специализированная школа-интернат\»Дарын\»

4.Казыгуртская специализированная школа-интернат\»Дарын\» Казыгуртский р/н

5.Толебийская специализированная школа для одаренных детей Толебийский р/н

6.Казахско-Турецкий лицей-интернат для одаренных мальчиков № 1 города Шымкент

7.Учебно-оздоровительный центр «Тау самалы» для одаренных детей Толебийский район

8.Специализированная школа-лицей для одаренных детей с обучением на трех языках имени Абая Тюлькубасского района

9.Специализированная школа-интернат №4 для одаренных детей Шардаринского района

10. Специализированная школа-интернат № 3 для одаренных детей Сарыагашского района

11.Специализированная физико-математическая школа-интернат № 5 имени Жамбыла Каппарова Казыгуртский р/н, с. Атбулак

12.Специализированная школа-интернат №12 для одаренных детей с обучением на трех языках имени М. Тасовой г.Шымкент

13.Специализированная гимназия № 8 для одаренных детей с обучением на трех языках имени М.Х. Дулати г. Шимкент

14.Специализированная школа для одаренных детей № 2 города Шымкент

15.Областная школа-интернат \»Онер\» г.Шымкент

16.Туркестанский Казахско-Турецкий лицей-интернат для одаренных мальчиков № 3 г.Кентау

17. Казахско-Турецкий лицей-интернат для одаренных девочек № 2 города Шымкент

18. Костанайская средняя специализированная музыкальная школа для одаренных детей ГУ

19. ГУ Областная многопрофильная школа-лией для одаренных детей  г.Павлодар

20. ГУ Областная специализированная школа-интернат для одаренных детей «Мурагер» г.Караганда

21. Областная казахская школа-интернат-комплекс для одаренных детей № 11 им.С.Сейфулина г.Уральск

22. Республиканская школа-интернат  для одаренных в спорте детей\» в микрорайоне  \»Шанырак\» города Алматы

Сеть специализированных школ работающих с одаренными детьми в  РК

 

 

Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным для подготовки к обучению в школе возрастом является период развития ребёнка с  3 до 6 лет. Именно поэтому в  республике ведется активная работа по улучшению дошкольного обучения и воспитания.

По поручению Главы государства Министерства образования и науки РК разработана и утверждена программа «Балапан» на 2011-2014 годы,  (Постановлением Правительства РК от 28 мая 2010г № 488) [5].

Результаты Программы к  2015 году — обеспечение 70%-ого охвата детей дошкольным воспитанием и обучением и 100%-ого охвата детей 5-6 лет предшкольной подготовкой.

 

Разработаны

Ø Новая методика расчета госзаказа с увеличением норм расхода на 1-го ребенка

Ø Методика подушевого финансирования

Ø Внедрен новый Госстандарт, образовательные программы «Кайнар», «Алғашқы қадам», «Зерек бала»

Ø Издано методической литературы: 2010г.-410 наименований, 2009г.-310 наименований, рост -32,2%

Открыто

Ø 499 консультационных пунктов

Ø 78 кабинетов инклюзивного образования

Также предусматривается разработка и апробация «Программы просвещения родителей в условиях консультационных пунктов» [6].

Сейчас наблюдается дефицит в дошкольных организациях на 100 мест – 112 детей. На сегодня зарегистрировано в республике 296,7 тыс. детей.

Также по программе Балапан в вузах и организациях профессионального и технического образования будут подготовлены, пройдут курсы переподготовки и трудоустроены до 2015 года более 18 тысяч педагогических работников дошкольного образования.

В каждом населенном пункте будет, как минимум, одна дошкольная организация или созданы условия для осуществления иных форм дошкольного воспитания.

 

 

Методики выявления уровня одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс методик диагностики универсальных способностей для детей 5-7 лет  В. Синельникова и  В. Кудрявцева.

\» Солнце в комнате\».

Основание: реализация воображения.

Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию \»нереального\» в \»реальное\» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ­ствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че­ловечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: \»Я даю тебе эту картинку. По­смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано\». По перечислению деталей из­ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: \»Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари­совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль­ной\».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ­яснить,  что нужно сделать для \»исправления\» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

Отсутствие ответа, непринятие задания (\»Не знаю, как исправить\», \»Картинку исправлять не нужно\») — 1 балл.

\»Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол­нышко) -2 балла.

Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте — \»Солнышко на улице\») -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок — \»Сделать из солнышка лампу\») — 4 балла.

Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру­гих,  сохранив его в контексте заданной ситуации : \»Картинку сделать\», \»Нари­совать окно\», \»Посадить солнышко в рамку\» и т.д.) -5 баллов.

\»Складная картинка\».

Основание: Умение видеть целое раньше частей.

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки,  имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: \»Сейчас я тебе дам эту кар­тинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?\» Выслу­шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: \»Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?\» После ответа ребенка картинка рас­правля­ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при­меняется пять вариантов складывания — \»угол\», \»мостик\», \»домик\», \»труба\», \»гармошка\».

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует об­щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля­ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Выделяются следующие уровни ответов:

Отсутст­вие ответа, не­принятие задания (\»Не знаю\», \» Ничего не станет\»,  \»Так не бы­вает\») — 1 балл.

Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя­щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения (\»У утки нет головы\»,  \»Утка сломалась\», \»Утка разделилась на части\» и т. д.) — 2 балла.

Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию (\»Утка нырнула\», \»Утка заплыла за лодку\»), построение новых компози­ций (\»Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку\») и т. д. — 3 балла.

Некото­рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения \»привязано\» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  кото­рую прини­мает картинка при складывании (\»Утка стала домиком\», \»Стала по­хожа на мос­тик\» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

 

 

\»Как спасти зайку\».

Основание: Надситуативно-преобразовательный характер  неординарных решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша­рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: \»Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?\»

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик (\»Зайка на шарике может улететь\») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

 

\»Дощечка\».

Направлена на выявление уровня умений детей к экспериментированию.

Цель:Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: \»Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать\».

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: \»Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?\»

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: \»Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз\». И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски: \»гараж\», \»лодочка\» и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

 

Метод изучение гибкости построения графического образа.

В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося графического контура. Данный тест был в 1962 году предложен американским психологом Е. П. Торрансом. Для проведения исследования потребовалось стандартные листы бумаги (в нашем случае формата А4) с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями (по пять штук в каждом ряду). Изображения могут напоминать капли, круги, зигзаги.

Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок…»

Время выполнения задания ограничивается 15-20 минутами.
Главный показатель творческого мышления в этом  — это количество идей, воспроизведенных ребенком. Подсчитывая их необходимо обращать внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом. Итоговый результат определяется по ниже приведенной таблице, где представлены данные для трех возрастов: 5 лет, 6 лет и 7 лет.

 

Таблица оценки способности к гибкому построению графических образов.

 

Уровень развития способности

Возраст

5 лет

6лет

7 лет

Высокий

5 и более

8 и более

9 и более

Средний

3-4

6-7

6-8

Низкий

1-2

1-5

1-5

 

 Методика оценки общей одаренности А.И. Савенкова для родителей.

Родителям предлагалось оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей          шкалой:
5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное        ему   проявляется        очень         редко;
3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное          оцениваемому;
1 —     четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах   деятельности;
0 —     сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к        познанию   нового,      неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведения     людей,       животных и       др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, важная характеристика творчески мыслящего          человека.
Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас результат и критерий развития умственных         способностей      ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так   и       действий          других       людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать   свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия       самым          высоким     требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Анкета на изучение познавательной потребности дошкольника.

( В.С.Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э.А.Барановой.)

Выявляет наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.

Стандартизированная анкета включает 7 вопросов, адресованных воспитателям.

 

 

Вопросы

Возможные ответы

Балл

 

1.

Как часто (полчаса — час) ребенок занимается какой-нибудь умственной работой

а) постоянно

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

 

2.

Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку?

а) помучиться, но самому найти ответ

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

 

3.

Просит ли почитать книги, дослушивает до конца?

а)постоянно слушает до конца;

б)иногда, не всегда слушает до конца;

в) редко;

5

3

1

 

4.

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением?

а)очень эмоционально

б)когда как

в)эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

 

5.

Часто ли ребенок задает вопросы?

а)часто

б)иногда

в)очень редко

5

3

1

 

6.

Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?

а) да

б) не всегда

в) нет

5

3

1

 

7.

Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме)

а) да, бывают довольно часто

б) когда как

в) не наблюдалось

5

3

1

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:

27-35 баллов — потребность выражена сильно;

17-26 баллов — умеренно;

меньше 17 баллов — слабо;

 

Программа развития одаренности детей старшего дошкольного возраста. 

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,

но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.

Б.П.Никитин

Работа с детьми старшего дошкольного возраста

Занятие на развитие конвергентного мышления

(подготовительная группа)

Ведущий: «Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в сказку. А вы знаете, на чем обычно собираются герои сказок в путь – дорогу?»

Дети перечисляют: «Сивка – Бурка…»

«Чтобы нам отправиться в путешествие нужно вызвать сивку – бурку, а чтобы его вызвать нужно выполнить такое задание:

1. Сережа поет лучше Миши. Миша поет лучше Коли. Кто из мальчиков поет лучше всех?»

После того, как дети решат задание, можно повесить рисунок с изображением Сивки – Бурки.

Ведущий: «Путешествовать по стране сказок будет легче вместе с какими-то сказочными героями». Дети их называют.

Ведущий предлагает: «Каким бы сказочным героем хотел бы быть каждый из вас в нашем путешествии?» Затем отправляются в путь, после того, как уточнят цель своего путешествия: «отыскать обиженных и помочь им, если это можно и по нашим силам»

В начале своего пути дети встречают ветер, и обращаются к нему: «Ветер. Ветер, ты могуч… Не видал ли ты обиженных?»

Ветер: «Обиженных я видел и могу показать дорогу к ним, но сначала выполните мое задание

2. Стриж летает быстрее дятла, стриж летает медленнее сокола. Кто из этих птиц летает быстрее всех?»

Дети решают. После выполнения задания ветер приводит их к лебедям.

Ведущий: «посмотрите, посмотрите, это же одиннадцать лебедей. Чем это же они так растревожены?» (вопросы к детям)

Дети спрашивают у лебедей: «Можем ли мы чем вам помочь?»

Лебеди: «Можете, помогите решить задачу:

3. У Вали 4 груши, а у Миши 5 груш. Сколько груш надо отдать Максиму, чтобы груш у всех было поровну.

Дети решают, помогают лебедям. Затем отправляются дальше в дорогу и на своем пути встречают принца в облике чудовища, который был очень печален.

Дети: «Чудовище, почему ты такой печальный, чем мы можем тебе помочь?»

Чудовище: «Меня, принца превратили в это чудовище и теперь, чтобы меня расколдовать, мне нужно решить задачу:

4. Один поезд идет из Астаны в Кошетау, а другой – из Кошетау в Астану. Вышли они одновременно. Скорость первого в 3 раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Астаны в момент их встречи?»

Дети решают, чудовище превращается в принца. Ветер показывает нам дорогу дальше, дети встречают Герду, плачущую.

Дети: «Почему ты плачешь?»

Герда: «Снежная Королева заколдовала моего брата и теперь, чтобы его расколдовать, нужно решить сложное задание;

5. В семье трое детей. Грише будет вдвое больше лет, чем будет Вите, когда Олегу исполнится столько же лет, сколько Грише сейчас. Кто из них старший, кто младший, кто средний по возрасту?»

Дети разгадывают задачу, Кай превращается в нормального мальчика. Движутся дальше.

Ведущий: «А вот и солнышко. Спрошу-ка у него, не видал ли он кого обиженного». Обращается. «Солнце мне посоветовало обратиться к Бабе Яге».

Баба Яга: «Как выдумаете, чей это меч. А с кем сражаются богатыри в сказках? А что плохого сделал Кощей? (крал красивых царевен). Надо их выручать, а чтобы выручить, решите-ка мне вот эту задачу:

6. В одной семье было много детей. Семеро из них любили картофель, шестеро – помидоры, пятеро – фасоль. Четверо любили картофель и помидоры, трое – картофель и фасоль, двое – помидоры и фасоль. Сколько детей было в семье?»

Когда дети решат, они идут дальше и на пути находят красивый платочек и т.п.

2. Дивергентное мышление или альтернативное.

Занятие на развитие дивергентного мышления

Ведущий: «Ребята, сегодня мы очутились на необитаемом острове. Вокруг нас только синее море. Но этот остров – волшебный. Он будет задавать нам различные сложные задания. Но решив эти задания, мы сможем выжить на нем. А добравшись до последнего мы сможем выбраться с этого острова».

Дети решают, что необходимо им в первую очередь на острове. Приходят к выводу – вода.

Остров: «Если вы хотите, чтобы у вас была питьевая вода, решите задание:

1. Предлагаются различные геометрические фигуры. Задание: составьте из этих фигур как можно больше изображений (дом, елочка, собака). Затем задание усложняется. Составьте жилой дом, магазин, кинотеатр, замок, и т. д. (берем стратегию «здание»)»

Когда дети выполняют, то на острове появляется банка с водой.

Затем дети решают, что им нужно еще. С помощью ведущего приходят к выводу – нужны гамаки, спальные мешки.

Остров: «Чтобы у вас были гамаки, вот вам еще одна задача:

2. Нарисуйте как можно больше сюжетов на одну тему – например, «Подводный мир», сюжеты «Играющие рыбки», «Коралловые рифы и их обитатели», и т.п.».

 

После их выполнения на остров приносят гамаки, спальные мешки.

Ведущий: «Ребята, чем вы будете питаться на острове, давайте решим еще одну задачу». Дети соглашаются

3. Придумайте как можно больше традиционных и необычных способов использования дерева.

Дети придумывают и рассказывают эти способы, после чего остров пригл

Добавить комментарий