VСтатья:
Креативность- путь к успеху
учитель начальных классов
Рахимова
Г.Т. школа-лицей №101
Г.Караганда
учитель начальных классов
Вся история человечества – это история
творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали
совершенствовать орудия труда, научились делать предметы быта. По мере развития
общества появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и
ошибок, чем путем простого подражания природе. Новые задачи требуют более
глубокого, осмысленного и творческого решения.
Современные социально – экономические
условия пробуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и
формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, нашему обществу требуются
образованные, нравственно—воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия,
отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, умеющие быстро адаптироваться к изменениям,
происходящим в нашем мире. [3]
С точки зрения педагогической
психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения и
творческих способностей именно для детей начальной школы как первой ступени
среднего образования. Ведь
младшем школьном возрасте закладываются основы
образовательных траекторий, психологическая база продуктивной деятельности,
формируется комплекс нравственных ценностей, развиваются воображение и
фантазия, творческое мышление, начинают складываться интересы и склонности,
формируются потребности, лежащие в основе творческого отношения к
действительности. Доминирующими становятся потребности в социальной активности
и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Следовательно,
можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным
и значимым периодом для возникновения новых условий развития творческого
потенциала личности. У младших школьников воспитываются любознательность,
самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и
анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы,
критически оценивать свою деятельность.[4]
Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный,
творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к
созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых
схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого
фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных
систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это
творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая
большинством под воздействием среды.[2]
Р.
Ф. Томсон определяет творческое мышление, противопоставляя его критическому
мышлению: \»Творческое мышление
— это мышление, результатом
которого является открытие принципиально нового или иной задачи. Критическое
мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения
области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание
новых идей, а критическое — выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного
решения, необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно:
творческое мышление является помехой для критического, и наоборот”.
Решая любую
проблему, человек может идти двумя путями:
- Применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский
уровень); - Изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели
или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).
Ситуация, возникающая в любом виде деятельности
или в повседневной жизни, которая осознается человеком, как проблема, требующая
для своего решения поиска новых методов (объективных или субъективно, т.е.,
неизвестных для этого человека) и приемов, создания какого-то принципа.
Творчество, как
вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:
- Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
- Социальная и личная значимость и прогрессивность;
- Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для
творчества; - Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных
качеств – знаний, умений, мотивации, творческих способностей); - Новизна и оригинальность процесса и результата.
Творческое мышление – высший уровень
развития личности. Дж. Гилфорд считал, что уровень развития
креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении
четырех особенностей;
- Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной
новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремиться найти
своё собственное решение; - Творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е.
способность видеть объект под разными углами зрения способность обнаружить возможность
нового использования данного объекта; - В третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная
гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы
видеть его новые или скрытые стороны; - Человек с творческим
мышлением, отличается от других людей
способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в
частности, в такой, которая казалось бы,
не содержит предпосылок и формирования новых идей. Такая способность
творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической, спонтанной
гибкостью.[1]
В
младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть
деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в
процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение
объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение
игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью
школьного возраста.
Значение
воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой
способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой
заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до
15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем
наступает быстрое снижение активности этой функции.
Вместе
с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются
возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.
Младшие
школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью
воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются
творческой деятельностью. Психологической основой последней также является
творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с
необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при
общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Однако,
фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное
направление развитие. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего
мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в
пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой
задачи, необходимо помогать ребенку, использовать свои возможности воображения,
в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной
деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного
мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста
очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в
наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Эти функции
обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.
Они
способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный
опыт. Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
- построение
образа, конечного результата его деятельности, - создание
программы поведения в ситуации неопределенности, создание образов, заменяющих
деятельность, - создание образов
описываемых объектов.[2]
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для
формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное
производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована
на развитие творческих способностей личности.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б, Психология творческих способностей.- Москва, 2002.
2. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Серия «Психологический
практикум». – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006.
<!- 3. Перминова JI.M. Формирование функциональной
грамотности учащихся: основы теории и технология. — Санкт-Петербург, 1998.
4. Симановский
А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль, \»Академия развития”, 1996 г.