Урок математики 1 класс Измерение времени

ГУ "Джалтырская сш №2"
учитель начальных классов
Кулакова Милена Юрьевна
Урок математики в 1 классе

Тема: Измерение времени             
Цели:
—     формировать знания о единицах измерения времени- часом, закрепить понятия времена года, сутки, месяц, год; актуализация знаний по организации режима дня ;
-развивать  умение  анализировать, работать самостоятельно;
-воспитывать внимание, устную речь.
Ход урока:
       I.                       Организационный момент       
          1. Готовность к уроку.
          2.Психологический настрой.
 Звенит звонок, звенит звонок.
Спешит начать он наш урок.
Чтоб смог начать писать, читать,
Вначале нужно тихо встать.
Сказать друг другу: «Веселей,
Учиться надо поскорей!»
    3.Сообщение темы и цели урока. 
  II.     Работа по теме урока
Учитель начинает со сказки.

Время и малыш
Сказка про время
Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие кусты роз и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его камешками.
Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы — настоящий человек!
Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится в прекрасного юношу. Многим девушкам он будет нравиться. Но он выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них появятся дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.
"Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! — думало Время. — Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она превратилась в старуху".
Служанка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.
Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.
— Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!
Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его блестели слезы, ему было жалко старую королеву.
Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.
— Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке не стал стариком?
Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.
Время так и сделало.
Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.
— На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно три прозрачные капли. Посмотришь, что будет!
Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке. Светило солнце, на площадке играли дети.
Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости. Они попали ему на головку.
— Ай! Пошел дождь! — воскликнул ребенок.
— Нет никакого дождя, тебе просто показалось, — заметила его подруга, и они продолжали играть.
Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался таким же.
Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.
Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый…
Но на этом, ребята, сказка не закончилась. И окончание  этой истории мы узнаем в конце урока, после того, как выясним, что же пришлось пережить этому кудрявому и голубоглазому малышу.
 Чему же может научить нас эта сказка?

Нравственный урок —  Өткен күнді қуып жетпессің. 
Вчерашний день и бегом не догонишь.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

 «Дай свою оценку поступку Времени»
«Докажи, что Время  поступило неправильно»;
«Кого тебе жалко в этой сказке»;
«Как бы ты поступил на месте…»;

Давайте с вами представим, что на месте малыша оказался не простой  малыш, а злой волшебник. Как вы думаете? Что произошло бы в сказке?

Но  давайте с вами вернёмся к малышу. Что же случилось с ним дальше?
Все стали очень сильно за него переживать  и думать, как ему помочь.
И к нему на помощь пришли следующие герои. Отгадайте, кто они.

 Летом — длиннющий,
Зимой — коротыш!
Когда он меняется —
Не уследишь. (день)

На юге она и темна, и черна.
На севере — белой бывает она.
Вечер ей родная дочь.
Кто же это? — … (ночь)

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний. (неделя)

Двенадцать братьев
Никогда не встречаются.
По-разному называются
И разными делами занимаются. (год)

Вот и пришла пора познакомиться поближе с единицами измерения времени.
(работа по электронному учебнику математики 1 класс. Раздел Время)
На магнитной доске — лист с единицами измерения для закрепления.

Кто же достался в помощники малышу?

Работа по составлению порядка времён года из картинок.
Какое первое время года в календаре? После него?
Дети называют понятия . что вместе они образуют? Год. Как называются зимние месяцы? Весенние? Летние? Осенние?
Раскрашивание стр. 13 зад. 2.
Дети отгадывают загадки:
1.     Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В школу собираются.
              (Утро)
2. Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем!
         (День)
3.   Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора!
     (Вечер)
4.  В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит.
             (Ночь)

Работа по карточкам. Составление распорядка дня.

 III. Физминутка .

Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик-так, тик-так. (наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так. (раскачивания туловища)
Налево — раз, направо — раз,
Тик-так, тик-так. (наклоны туловища влево — вправо)
Мы тоже можем так.

IV. Продолжение работы.
Отгадайте загадку. Кто же помощник у Времени?

Я всегда хожу по кругу, 
Круг — лицо, 
А стрелки — руки. 
Это, конечно, часы. Но всегда ли они были такими, какими мы привыкли их видеть?
Давайте немного вернёмся в прошлое.
Реальное начало (И. Мельников) Солнечные часы
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко — нам вставать пора. И так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на тень: она также движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?

Реальное начало Часы-петух (И. Мельников)
Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «ку-ка-ре-ку!» Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится — раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать.

Реальное начало (И. Мельников)Водяные часы
В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметины, которые показывали, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Водяные часы оказались тоже неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды наливалось молоко. Но какую шутку могли сыграть молочные часы с человеком?

Реальное начало (М. Ильин, Е. Сегал) Песочные часы
Стали люди думать, как бы сделать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и летом, и зимой, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок — значит, прошло 3, 5, 10 пишут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках. По этим часам больные получают лечебные процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.
Реальное начало Часы-цветы (10. Дмитриев)
Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, третьи — только ночью, а днем они всегда закрыты. Открываются не когда им вздумается, а в «свое собственное время». Так появились цветочные часы. Но «ходят» они только в солнечную погоду. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая, шиповник, лен и др. В пасмурную погоду цветочные часы нс «работают» совсем. Цветы у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.
Выполнение зад. 1 стр. 12 в тетради

  Время снова присело на скамейку и глубоко задумалось: "Что же ждет моего любимца? Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.
Как много всего интересного пройдет мимо него!
Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и состоит ее великая мудрость!"
Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил с кровати и не узнал себя: его пижама тала ему совсем мала, а ноги не влезали в тапочки.
— Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!
— Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.
Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие
 В конце урока давайте создадим свои часы с помощью цифр и стрелок, чтобы каждый помнил о том, что вчерашний день и бегом не догонишь, ценил время. Учащиеся на подготовленном листе ватмана круглой формы наклеивают цифрблат и стрелки.
 V.Итог урока.
VI. Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал…. Мне понравилось….
Если урок понравился- наклейте ____________  сердечко, если вам было трудно, то ____________________ сердечко.
VII.  Домашнее задание 

Скачать материалы урока [attachment=207]

Добавить комментарий