Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

Уральский гуманитарный колледж

Литературно-музыкальная композиция

на основе литературного краеведения

посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

«Поехал я в Уральск…»

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

Преподаватель русского языка и литературы Г.Н. Ахметова

г. Уральск-2014г

«Поехал я в Уральск…»

Сценарий  литературно-краеведческой композиции из цикла

«Уральская осень А.С.Пушкина»

Место проведения: актовый зал

Оформление: Портрет А.С. Пушкина, фонограмма, интерактивный видеоряд «Дорогами Пушкина», цветы, свечи.

План композиции:

  1. О поэзии Пушкина
  2. Стихи Пушкина
  3. Пушкин о бессмертии своего творчества
  4. Пушкин в жизни каждого из нас
  5. О великой утрате
  6. Связь Абая и Пушкина (отрывки из романа «Евгений Онегин»)
  7. Рассказ об уральских дорогах А.С.Пушкина
  8. «Мнение народное…»; интерес к казахскому фольклору
  9. Бережная память уральцев об «уральской осени» Пушкина
  10. Заключение.

СЦЕНАРИЙ

(Звучит инструментальная мелодия \’\’Мистер оркестр\’\’ 004).

  1. О поэзии Пушкина.

( На фоне затихающей музыки)

1й ведущий: Из толкового словаря В.И. Даля: «Бессмертие – непричастность смерти, свойство, качество неумирающего, вечно сущего, живущего, жизнь духовная, бесконечная. Всегдашняя память о человеке на земле, по заслугам или по делам его. Незабвенный, вечнопамятный».

(Звучит мелодия 002)

2й ведущий. Все в нем Россия обрела — Свой древний гений человечий,

Живую прелесть русской речи, Что с детских лет нам так мила, —

Все в нем Россия обрела. (Н. Доризо)

ВЕДУЩИЙ 1: Не найдешь сегодня на бескрайних российских просторах человека, которому незнакомо светлое имя — Пушкин, имя, которое стало олицетворением России.

Его читали и продолжают читать. Ибо "Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически" (А. Платонов).

Пушкин – это и целая эпоха в истории русской литературы, и начало ее.

ВЕДУЩИЙ 2: Он воплотил в себе весь творческий характер русского народа: жизнерадостность, веселый быстрый ум, смелые дерзания и неизъяснимый талант владения русским языком, этим океаном сокровищ… (А. Толстой)

ВЕДУЩИЙ 1: Русский язык. В век, когда вся просвещенная и литературная Россия говорила по-французски, знала английский и немецкий, Пушкин показал всю прелесть, напевность, образность, простоту и неповторимое изящество родного языка.

ВЕДУЩИЙ 1: Пушкин подарил России русский язык, на котором заговорила последовавшая за ним русская литература.

ЧТЕЦ 1:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2. Стихи А.С.Пушкина

На экран проецируется портрет Пушкина

(мелодия 002)

Чтец 2: Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

ВЕДУЩИЙ 1: Но отчаяние не могло надолго завладеть душой поэта. Перенося жестокую насмешку судьбы, драму одиночества, Пушкин оставался жизнерадостным и благодарным жизни. Он любил жизнь, принимал ее со всеми радостями и невзгодами, он наслаждался ею. Все творчество Пушкина – великий гимн жизни.

ЧТЕЦ 3:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

ВЕДУЩИЙ 1: Любовь и ненависть, радость и печаль, красота и грусть — вся жизнь поэта, весь дух эпохи нашли отражение в его творчестве.

ВЕДУЩИЙ 2: В самом деле, он – эхо мира, послушное и певучее эхо, которое несется из края в край, чтобы страстно откликнуться на все, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни.

  1. О назначении поэта

( музыка 012 с постепенным нарастанием)

ЧТЕЦ 4

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

  1. Пушкин в жизни каждого из нас.

Высказывания известных людей о Пушкине

На экран проецируется портрет Пушкина; звучит инструментальная музыка 019 Франк Дюваль

(на сцену выходят исполнители в театральных костюмах в образе поэтов)

Н.В.Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла.… Ни один поэт в России не имел такой завидной участи, как Пушкин. Ничья слава не распространилась так быстро…» (Н.В.Гоголь)

А.Т.Твардовский: «…У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца.

Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха».

Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, ее запах, помню, как был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь?!

Но если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему с годами» (А.Т.Твардовский)

М.Аникушкин – скульптор: «Пушкин входит в нашу жизнь, в нашу душу незаметно и естественно, становится близким и привычным, как лица наших родных, как голубые небеса, ширь наших просторов. Но порой берешь с полки томик его стихов и, не удержавшись, ахаешь в восхищении: «Как хорошо! Как это дивно!

Пушкин не перестает меня удивлять не только свободой стихосложения, но и удивительной своей мудростью.

…Если вы хотите настоящего Пушкина, почитайте его самого – его стихи и прозу, его критические статьи и его письма, — в общем, все те плоды его «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», в которых продолжает биться его неугомонное сердце, искриться его остроумие, пылать его любовь».(М.Аникушкин — скульптор)

А.Д.Лихачев: В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви – возвышенный идеал отношения к женщине-музе. Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова – «печаль моя светла» — способны утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически мудрое отношение к смерти. Он открыл возвышающее значение памяти и воспоминаний. Поэзия его полна высоких воспоминаний молодости.

Воспоминания молодости сливаются с памятью русской истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений – и эпических, и драматических, и лирических в стихах, и лирических в прозе.

Это первый поэт, который открывается нам в детстве и остается с нами до смерти».  (А.Д.Лихачев)

5. Диалог знаменитостей о предстоящей поездке в Уральск

Твардовский: Друзья, слышали ли вы о городе Уральске на западе Казахстана? Говорят у него необычно богатейшее историческое прошлое.

Лихачев: Конечно, господа, это тот самый городок, откуда Емельян Пугачев двинулся в 1773г в  поход с яицкими мятежниками против царского самодержавия. Тогда он назывался Яицкий городок, не правда ли?

Гоголь: Верно, так оно и есть. И более того, Пушкин Александр Сергеевич незадолго до смерти даже побывал там в Приуралье. И собрал он  богатейший материал для своих нетленных творений в уральских архивах и со слов очевидцев.

Аникушкин: Если я не ошибаюсь, то творения эти его называются так: «История Пугачевского бунта» и повесть «Капитанская дочка». И еще я прослышал о том, что именно сегодня студенты Уральского гуманитарного колледжа расскажут о том, как великий поэт посетил их родной город.

Твардовский: Не хотите ли, друзья, узнать подробности этих событий?! И это будет весьма интересно для нас!

Гоголь: Тогда — в дорогу, господа, прямой дорогой – в город Уральск! И, если поспешим, наверняка успеем.

Все (хором): Поедемте, друзья, осенними дорогами поэта!

И нам откроется вся прелесть тех исторических времен,

Когда Уральск тот посетил наш дивный гений,

Когда в своих творениях те дни он воплотил!

  1. О великой утрате

(тихо звучит мелодия 021)

1й ведущий: «Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко – украинской, Шекспир – английской, Данте – итальянской, Сервантес – испанской? И если бы пришлось определять день праздника русской культуры, то лучшего дня, чем день рождения Пушкина определять не пришлось!

2й ведущий: Пушкин – это гений, гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие проявления: в любви, в дружбе, в печали радости, в воинской доблести. Во всем он создал то творческое напряжение, на которое способна только жизнь. Он высоко поднял идеал чести и независимости поэта и поэзии.

1й ведущий:29 января 1837 года перестало биться сердце поэта. 37 лет, 8 месяцев, 3 дня и …БЕССМЕРТИЕ!

Стихотворение «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова стал откликом русского народного поэта на великую утрату, понесенную его родиной. В нем он выражает глубокую скорбь по поводу смерти Пушкина, гнев и презрение к убийцам великого поэта. Гибель поэта раскрыта Лермонтовым как трагедия мира.

Чтец 5.

Смерть поэта

Погиб Поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья? –

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж веселитесь… он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар … спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?.. издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рок,

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

И он убит — и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,
{PAGEBREAK}
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

  1. Связь Абая и Пушкина (отрывки из романа «Евгений Онегин»)

 

(тихо звучит инструментальная музыка «Мистер Оркестр» 004)

1й ведущий: Как  Пушкин, так и Абай видели цель своей деятельности в неразрывной связи с народом, в беззаветном служении его интересам. Если сам Пушкин сознавал, что:

Неподкупный голос мой

Был эхом русского народа,

то и Абай с гордостью заявлял:

Народу отдал я свою любовь.

Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству поэтов.

2й ведущий: Пушкин нашел в Абае первый доступ к казахскому народу. Отдельные отрывки из «Евгения Онегина» в вольном переводе Абая стали поистине потрясающими явлениями на казахской земле и вскоре стали самыми популярными и любимыми песнями казахской степи. Народность Пушкина была причиной его необычайного успеха в казахском народе.

Поистине гениален перевод письма Татьяны, в котором во всем величии обнаружился глубокий поэтический талант Абая.

(продолжает звучать мелодия 004)

1й чтец

Письмо Татьяны

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в Вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз,

В деревне нашей видеть Вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить и потом

Все думать, думать об одном

И день, и ночь до новой встречи.

Но говорят вы нелюдим;

В глуши, в деревне все Вам скучно,

А мы… ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селения

Я никогда не знала б Вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненье

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Я знаю, ты мне послан Богом…

(Мелодия 031)

2й чтец. Ответ Онегина на письмо Татьяны:

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, —

То, верно б, кроме вас одной

Невесты не искал иной…

Скажу без блесток мадригальных

Я, верно б вас одну избрал

В подруги дней моих печальных,

… И был бы счастлив сколько мог.

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя;

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я.

Поверьте (совесть в том порукой),

Супружество нам будет мукой.

Я, сколько  ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас;

Начнете плакать: ваши слезы

Не тронут сердца моего,

А будут лишь бесить его…

Что может быть на свете хуже

Семьи, где бедная жена

Грустит о недостойном муже,

И днем и вечером одна;

Где скучный муж, ей цену зная

(Судьбу, однако ж, проклиная),

Всегда нахмурен, молчалив,

Сердит и холодно ревнив!

Таков я. И того ль искали

Вы чистой, пламенной душой,

Когда с такою простотой,

С таким умом ко мне писали?

Ужели жребий вам такой

Назначен строгою судьбой?

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть еще нежней.

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.

  1. Перевод Абая

( звучит мелодия 033)

Чтец 3:

Татьянанын хаты

Амал жок – кайттим билдирмей,

Япыр-мау, кайтип айтамын!

Коймайды дертин куйдирмей,

Не салсан да тартамын.

Талапсыз, баксыз мен сорлы,

Ериксиз аттап уяттан,

Корлыкка кондим бул курлы

Байкалар халим бул хаттан.

Элимше мен де уялып,

Билдирмен дедим олсем де,

Шыдар ем куйип, мен жанып

Айында бирер корсем де.

Болмады корип калуга

Еситип бираз созинди.

Шыдар ем бир ай жатуга,

Узак тун жумбай козимди.

Кызыктан кашып, бул жерге

Конилиниз суып келипсиз.

Мэнисин сурап билуге

Тилдесе алмаймын ериксиз.

Келмесен егер сен бизге

Сау болмас па ем, элбетте?

Болмасам ашна мен сизге

Туспес ем мундай бейнетке.

Асау журек кайнамай,

Жасырар ма еди кезинде.

Елден бир жаксы сайламай,

Бармас па ем ерге озим де?

(мелодия 033 затихает)

1й ведущий: Пушкинские образы настолько волновали казахского поэта, что он сам сложил мелодии на письма Татьяны и Онегина. Пламенные пушкинские слова на крыльях песни облетели необъятные просторы казахских степей, а милая Татьяна, «эта русская душою» женщина, заняла почетное место в сердцах казахской молодежи. Обаятельный образ Татьяны, который Белинский называл типом русской женщины с благородными чертами характера, стал светлым идеалом для казахских девушек. Вот так великий русский поэт шагнул, покорив пространства, в далекие казахские аулы, сроднился через Абая с казахским народом.

  1. Рассказ об уральских дорогах А.С.Пушкина

 

  1. Показ СD: видеоряд «Дорогами Пушкина…»:

Чтец 1. Великий поэт посещал Уральск в конце сентября 1833 года, во время своего путешествия по местам пугачевского восстания. С тех далеких дней укоренилась в Уральске неофициальная традиция: торжественно вспоминать Пушкина в феврале (день гибели), в июне (день рождения) и в сентябре (дни посещения старинного казачьего городка). В центре города воздвигнут памятник великому поэту.

  1. Слайд: Памятник А.С.Пушкину

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

Чтец 2. Александр Сергеевич пробыл в Уральске всего двое с половиной суток — с 21 по 23 сентября. Но они так много вместили в себя!

Чтец 1. За это время поэт был гостем командования Уральского казачьего войска. Его принимал войсковой атаман В.О. Покатилов (до сих пор стоит в Уральске атаманский дом, в котором он останавливался). В городе поэт познакомился с ветераном суворовских походов полковником Ф.Г. Бизяновым (упомянут в дорожной записной книжке поэта) и другими старшими казачьими офицерами.

Чтец 2. Яркие впечатления и собранный Пушкиным исторический материал вылились позднее в строчки романа «Капитанская дочка» и хроникальные повествования «История Пугачева» и «Замечания о бунте», в записи старинных казачьих преданий и песен.

(тихо звучит мелодии 037)

1-й ведущий: Наш регион – это единственное место в Казахстане, которое посетили многие великие русские писатели и поэты, известные своими произведениями всему миру: Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский и Лев Николаевич Толстой, Владимир Иванович Даль и Владимир Галактионович Короленко.

2-й ведущий: Различные жизненные, общественные обстоятельства приводили писателей в наш край. По-разному отозвалось в их творчестве пребывание в Приуралье.  Среди них – великий классик мировой литературы, вечный спутник в жизни каждого из нас Александр Сергеевич  Пушкин, побывавший в нашем городе с 20 по 23 сентября 1833 года.

1-й ведущий: Сюжет повести «Капитанская дочка» разворачивается как раз в Уральске. Тогда наш город назывался Яицким городком, а река — Яиком.  После восстания Е.Пугачева императрица Екатерина II переименовала и реку и город, чтобы не было страшных воспоминаний.  Собирая материал для своего романа об этом восстании,  А.С.Пушкин посетил Оренбург, а на обратном пути остановился в Уральске.

  1. Показ видеоряда СД «Дорогами Пушкина» с комментарием ведущих:

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

2-й ведущий: Осенью 1833 года А.С.Пушкин совершил длительное путешествие из Петербурга в Поволжье и оренбургский край, чтобы ознакомиться с местами, где за шесть десятилетий до того времени проходили события Крестьянской войны 1773-1775гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Поездка была вызвана тем, что в то время Пушкин работал над книгой «История Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пушкин выехал из Петербурга 17 августа 1833г. Ехал через Москву, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Симбирск и прибыл в Оренбург утром 18 сентября.

«Насилу доехал – дорога прескучная, погода холодная»,- писал он жене на другой день из Оренбурга.

1-й ведущий: Поэта гостеприимно встретили военный губернатор В.А.Перовский и писатель В.И.Даль, незадолго до этого приехавший в Оренбург на службу. Даль стремился оказать всяческое содействие Пушкину в его изысканиях. Он познакомил поэта с памятными местами, связанными с пугачевским восстанием.

Пушкин нигде не задерживался подолгу. Побывав в Оренбурге около суток, он уже 20 сентября утром выехал в Уральск. Дорога шла по правому берегу Урала через казачьи селенья, также связанные с восстанием – Чернореченскую, Татищеву, Нижнеозерную, Рассыпную и другие. По дороге он записывал рассказы старожилов, которые помнили те лихие времена. Проехал он через станицы Кирсановскую, Январцевскую, Рубежную, Трекинскую. Сюда он прибыл поздно вечером 21 сентября и остановился в  доме наказного атамана В.О.Покатилова.

  1. Показ слайдов:

 

(Мелодия 050)

  1. Дом, где останавливался А.С.Пушкин, ныне музей Пушкина.

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

1й ведущий: Его принимали как знатного путешественника, как знаменитого поэта, стихи которого к тому времени уже стали неотъемлемой частью умственного обихода русских людей. Многие уральцы радовались возможности посмотреть на поэта, приходили познакомиться, в доме атамана Покатилова (ныне музей Пушкина) давали обеды, говорили речи, помогали ему находить главных свидетелей казачьего бунта.

О своих уральских впечатлениях поэт сообщает жене из Болдино 2 октября: «Последнее письмо мое должна ты получить из Оренбурга. Оттуда поехал я в Уральск — тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подняли за моё здоровье, наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной».

  1. Слайд: Дом-музей Емельяна Пугачева

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

2й ведущий: Во второй день пребывания в Уральске Пушкин в пятницу 22 сентября осмотрел исторические памятники, связанные с пугачевским восстанием, беседовал с местными старожилами – М.Д.Пьяновым, у которого Пугачев был на свадьбе посаженным отцом, с казачьим полковником Ф.Г.Бизяновым.

Знакомя столичного гостя со старинной частью Уральска – Куренями – казаки показали дом казака Михаила Толкачева, где 1 февраля 1774 года состоялась свадьба Пугачева с Устиньей, дочерью местного казака Петра Кузнецова. Рядом с домом Толкачева – деревянный, сложенный из могучих бревен – дом Кузнецовых, ныне – дом-музей Е.Пугачева.

1й ведущий: В сопровождении адъютанта и архитектора войска поэт остановился у обгорелых стен церкви Петра и Павла – здесь венчался Пугачев с Устиньей Кузнецовой. Рядом на площади творились первые казни противников «мятежа».

  1. Слайд: Церковь Петра и Павла

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

2й ведущий: Чуть дальше высилась громада собора Михаила-Архангела, где оборонялись отряды капитана Симонова. На его стенах были видны две выбоины – следы пушечных ядер пугачевской артиллерии. Пушкин посетил собор и, выйдя из него, поклонился,  выражая восхищение его  стариной и необычной судьбой.

  1. Слайд: Белокаменный старый собор: собор Михаила – Архангела.

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

1й ведущий: Распрощавшись со своими собеседниками, Пушкин сел в экипаж, который доставил его на берег Урала, к учугу. Пройдя по настилу учуга до середины реки, Пушкин был заворожен мощью реки и особенно быстротой ее течения.

  1. Слайд: река Урал

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

 

Чтец 3. Какая боль его пронзила?

Что слышал в клекоте орла?

Какая глубь, какая сила

к Уралу гения влекла?

Он гладил листья бересклета,

в ладони воду грустно брал.

У ног великого поэта

катил волну седой Урал.

И видел он, как видим ныне,

в степи ковыльные бугры.

Вода цвела пыльцой полыни,

железинкой Магнит-горы.

Неслась предчувствием удача

у этой вольницы-реки,

когда казачки пели, плача,

быль говорили старики.

О чем порою думал Пушкин…

через века не разберем.

Но знаем: жил поэт в избушке,

где Пугачев бывал царем.

 

10. Мнение народное; интерес к казахскому фольклору

(Тихо звучит мелодия 050)

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

2й ведущий: По крупицам он собирал сведения, из которых складывался цельный, законченный образ Пугачева, создавалась яркая картина народного восстания. «…Казаки, особливо старые люди, привязаны к памяти Пугачева», — такое убеждение вынес Пушкин из своей поездки по уральским местам. Пугачев пользовался широкой народной поддержкой, и в памяти народа он остался жить как защитник угнетенных.

1й ведущий: Наряду с вопросами, касавшимися сбора материалов о восстании, тонкий ценитель народного творчества знакомился с фольклором казахов. Даже много позже поэт в веренице мыслей непрерывно возвращается к степи:

Когда б не смутное влеченье

Чего-то жаждущей души, я здесь остался б – наслажденье

Вкушать в неведомой тиши.

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

2й ведущий: А в первом варианте знаменитого «Памятника» поэт писал:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык

И внук славян, и фин, и ныне полудикой

Тунгуз, киргизец и калмык.

На страницах авторской рукописи мы находим не только взволнованные строки о судьбе степи, но и рисунки. На одной из них изображен аксакал в лисьем малахае и горячий аргамак.

1й ведущий: Необычная природа находит живой отклик в душе Пушкина.

На первой странице «Истории Пугачева» поэт описывает увиденные им края так: «…Слева простираются печальные пустыни, где кочуют орды диких племен, известных у нас под именем киргиз-кайсаков».

Это короткое печальное упоминание далее развивается. Поэт на протяжении труда систематически возвращается к теме казахской степи и казахского народа, тонко анализирует события того лихолетья, уточняет участие казахов в пугачевском восстании и отмечает лицемерную позицию хана младшего жуза Нурали: «Между тем Нуралы вошел в дружеские отношения с самозванцем, не переставая уверять Рейсдорфа (генерал-губернатора времен Пугачевского восстания) в своем усердии к императрице, а киргизы стали готовиться к набегам».

. Их ханы — Нуралы в меньшей, Аблай в средней и Эралы в большей орде – один за другим нападали на калмыков со всех сторон, и сии беглецы целый год должны были на пути своем беспрерывно сражаться». Из этого видно, что Пушкин с болью и сочувствием пишет о национальных распрях, которые разжигает царское самодержавие. Он всегда желал счастливого разрешения этих конфликтов.

2й ведущий: 23 сентября А.С.Пушкин покинул Уральск, направляясь через Самару в Болдино.  Вот как он описывает свои мысли и чувства после этой поездки в письме к жене из Болдино:

«…При выезде моем (23 сентября) вечером пошел дождь, первый по моем выезде. Надобно тебе знать, что нынешний год была всеобщая засуха и что бог угодил на одного меня, уготовя мне везде прекраснейшую дорогу. На возвратный же путь послал он мне этот дождь и через полчаса сделал дорогу  непроходимой. Только мало: выпал снег, и я обновил зимний путь…».

Из Приуралья поэт увез запись казахской поэтической легенды о Козы-Корпеш и Баян-слу.  «Нахождение записи казахского предания в бумагах Пушкина, —  еще одно доказательство того, что ему дороги были каждый язык, каждая культура». Сам факт обнаружения казахской поэмы среди бумаг Пушкина является доказательством того, что великому русскому поэту было дорого народнопоэтическое творчество казахского народа. Таким образом, у истоков изучения казахского фольклора стоял великий Пушкин.

Литературно-музыкальная композиция на основе литературного краеведения посвящена годовщине пребывания А.С.Пушкина в Приуралье

( звучит мелодия 056)

11. Заключение.

Показ слайда с записью:

«Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мной описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою).

1й ведущий: Великий Пушкин воспет нашими поэтами-земляками Таиром Жароковым, Джубаном Молдагалиевым, Кадыром Мырзалиевым.

О степных дорогах поэта, о городе, где он прожил несколько мгновений своей короткой великой  жизни, вдохновенно рассказал Джубан Молдагалиев в «Песне об Уральске»:

(Тихо звучит мелодия 002, на ее фоне чтец декламирует

Добавить комментарий