Обучение чтению на уроках английского языка

Обучение говорению на уроках английского языка.

Основу обучения иностранным языкам составляет процесс иноязычного общения.
Л. И. Бим

Цель обучения иностранному языку в настоящее время – это развитие коммуникативных умений и навыков обучаемых, то есть практическое владение иностранным языком. Главную цель подготовки также составляет такое владение иностранным языком, которое позволяет использовать его для устного и письменного общения, как в процессе будущей профессиональной деятельности, так и для дальнейшего самообразования. В совокупности с другими компетенциями иноязычного общения учебная компетенция в дальнейшем даст каждому из выпускников возможность быть успешным в профессиональной сфере и полностью реализовать себя как личность. И задача учителя состоит в воспитании личности, способной к общению, к самообразованию. Необходимым для современного процесса обучения иностранным языкам является создание оптимальных условий для того, чтобы сделать этот процесс содержательным, эффективным и интересным для обучающихся.
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении обучающимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).
Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения.
Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.
Необходимым условием и важнейшим средством осуществления коммуникативности как ведущего принципа современной методики является ситуативная направленность обучения иноязычной речью.
Коммуникативное обучение предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения. В коммуникативном обучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, они не приложение к обучению, а его сущностная основа на всех стадиях освоения материалом.
Под учебной речевой ситуацией понимаю специально созданные условия, обстоятельства, при которых складывается система взаимоотношений собеседников в целях учебного воздействия на обучающихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке.
Ситуация является формой функционирования общения, единицей общения.
Ситуация должна стать единицей организации и основой управления процессом обучения иноязычному общению.
Как известно, успех в обучении иностранным языкам определяется правильной организацией учебного процесса. Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке – задача учителя. И поэтому одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала обучающихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная и неоднозначно решаемая.
Каждый согласится с тем, что для того, чтобы самым простым и быстро действенным способом понять что-то, нужно просто спросить об этом какого-то другого человека и скопировать его действия. Можно попросить его, чтобы он Вас поправил, если Вы в чем-то ошибаетесь. Но — зачем учить теорию, не используя ее на практике.
Еще одна проблема в изучении иностранного языка заключается в том, что мы думаем на русском и только потом переводим слова на иностранный язык, затем сопоставляем с правилами грамматики и лишь, потом говорим предложение. Важно научить мыслить и говорить на английском сразу. Именно так учатся говорить на родном языке дети, они буквально впитывают в себя язык. Одним из главных аспектов в изучении иностранного языка является именно практика общения.
Основной проблемой в изучении английского языка является затруднения обучающихся говорению в силу неумения употреблять полученные знания в ситуации реального общения. Следовательно, возникает необходимость создания естественной речевой ситуации.
В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественно-политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения.
Опыт работы в школе показывает, что высказывания обучающихся в ходе беседы, когда обсуждается какой-либо вопрос, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках группового общения, чаще всего представленная монологической и диалогической речью обучающихся.
Рассмотрим основные функции учебно-речевой ситуации в учебном процессе. На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданная учителем на уроке ситуация может стать ситуация молчания или формального участия (боязнь получит плохую отметку). Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.
Уже в 5 классе я предлагаю простые ситуации:
«Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе». Диалог «Знакомство».
При изучении темы «Внешность»: «К нам в класс пришел сотрудник полиции. Разыскивается преступник. Дается описание внешности преступника» Учащиеся пытаются догадаться о ком идет речь.
Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценирования. Например, в 5 классе при изучении темы «Семья» обучающиеся приносят фотографии членов своей семьи. Предлагаю следующие задания:
— Наташа, покажи нам фотографии членов твоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать вопросы.
Тема «My Flat». Даю описание дома Снежной королевы или других сказочных персонажей. Ученики делают зарисовки, затем рассказывают, что у них получилось. Дается картинка, где женщина занимается домашними делами, затем дается речевая задача: «Это твоя мама. Познакомь меня с ней и расскажи немного о вашей квартире». Так при изучении темы «Досуг» можно предложить следующие ситуации: «Нина очень любит готовить. Это её хобби. Вы были у нее на дне рождения, и вам очень понравился её торт. Попросите Нину рассказать рецепт приготовления торта».
Создание интересных, эффективных учебно-речевых ситуаций – это творчество, методический поиск учителя. При этом эффективнее использовать реальные ситуации общения, когда обсуждаются близкие ученикам, волнующие их темы, когда они высказывают свои мысли, делятся впечатлениями. Содержание речи преподавателя вызывает у обучающихся  желание говорить и слушать высказывания товарищей.
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Достижение цели  обучения ИЯ невозможно без использования в процессе обучения современных технологий, в том числе и технических средств обучения, таких, как видео. Некоторые считают, что применение видео на уроках излишне, «расхолаживает» детей, тратит время на уроке. Однако мы видим видеоматериалы как одно из средств, повышающих активность учащихся на уроке и порождающих у них желание высказаться, выразить своё мнение по поводу увиденного. Таким образом, у учеников будут развиваться навыки говорения и умение коммуникации на иностранном языке, а именно оно и является главной целью обучения иностранному языку.
Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы.
Важно использовать также аудио и видео приложения в вопросе развития у обучающихся умений дистанционного аудирования, то есть восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения.
Например при проведении открытого урока в 5 классе по теме «Окружающая среда» я использовала следующий видеоролик (видеоролик прилагается), после просмотра которого дети с удовольствием, используя словарный запас по этой теме рассказывали об увиденном.
Особым преимуществом обладает интерактивная доска для создания подобных ситуаций. Работа с доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность подачи материалов при совершенствовании коммуникативных навыков обучающихся. Так, при обучении говорению, коммуникативную ценность имеют задания: «незаконченное предложение», «установление соотношений», «заполнить пропуски в диалоге», «Завершить диалог».
Планируя работу с обучающимися необходимо всегда задумываться над тем, как с первых же минут привлечь их к активной работе над языком. Наиболее удачно проходит занятие тогда, когда в ходе беседы затрагиваются реальные факты и события из жизни класса, школы, района, области, знаменательные события и даты из истории страны и других стран.
Разминку в начале занятия провожу с помощью лично направленных вопросов, например, узнаю, где были ученики вчера, чем занимались, предлагаю расспросить о чем-либо учителя, рассказать, что произвело на них наибольшее впечатление в выходные, какой был самый счастливый (несчастливый) день во время каникул.
В среднем и старшем звене использую «Мозговой штурм» (вопрос-ответ по пройденной теме, либо по разделу  в общем)
Обогащение словаря является одним из основных, качественных показателей работы учителя. Решение этой проблемы кроется не столько в количественном увеличении активной лексики, сколько в умении оперировать уже усвоенной.
На различных этапах урока возможно также применение ситуативных картинок, которые помогают активизировать речевую деятельность обучающихся. По картинкам можно поговорить, выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы в данной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами. Каковы рекомендации к такому виду работы: рассмотреть картинку, с тем, чтобы представить себе ситуацию, в которой будет протекать беседа; постараться вспомнить отдельные реплики, которые можно использовать в беседе в данной ситуации. Обучающиеся сам определяют структуру диалога для данной конкретной ситуации. Главное условие общения – не бояться ошибок, не бояться плохой оценки.
Практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность обучающихся, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск.
Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных обучающихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.
Таким образом, использование речевых ситуаций на уроках английского языка позволяют придать речи обучающихся характер естественной речевой коммуникации, последовательно усложнять и разнообразить учебно-речевые действия, обеспечивают повторяемость усвоенного лексико-грамматического материала, одним словом активизировать речевую деятельность обучающихся по всем аспектам.
Использование речевых ситуаций на уроках английского языка способствует повышению качества знаний обучающихся всех звеньев по предмету, что отслеживается благодаря проведенному внутришкольному мониторингу качества обученности английскому языку.
В системе упражнений, направленных на развитие устной речи, хочется выделить игру, так как в ней особенно полно и неожиданно проявляются способности ребёнка. Игра всегда предполагает принятие решения, а желание решить обостряет мыслительную деятельность играющих. Игра способствует выполнению важных методических задач.
Во-первых, создаёт психологическую готовность к речевому общению.
Во-вторых, обеспечивает многократное повторение языкового материала.
В-третьих, тренирует учащихся в выборе нужного речевого варианта, что готовит к ситуативной спонтанности.
Хочу предложить несколько игр в качестве примера.
Игра 1.
Вы рисуете звезду и у каждого конца пишите слово. показывая на одно из них, просите учащихся объяснить:
— a genie – a man who can make magic things.
I know some genies. For example Masid.
I like him. He is the children’s friend.
— a school – It’s a place where children study, can know clever things. There are classes and  teachers.
Такая игра способствует умению объяснять слова на английском языке и на старших этапах обучения.
Игра 2.
— имя     Paula     I have got a friend from the USA.
— название страны         Poland  We go there every summer.
— профессия      Poet      Pushkin is a famous poet.
— город Paris      It’s a beautiful city.
— еда     Pizza      My favorite food is pizza with cheese and tomatoes.
Учитель называет букву, а учащиеся должны вспомнить слово, которое начинается на эту букву и объяснить, почему это слово пришло на ум. Причём с этой буквы должно начинаться:
Игра 3.
На листочках даются слова, учащиеся должны объяснить, с чем связано каждое слово. Естественно ассоциации будут разными.
Например:
— March
P1 The third month of the year.
P2 We have women’s day.
P3 My birthday is in March.
P4 We have our spring holidays.
P5 It is the first spring month.
Ребятам очень нравится составлять рассказы по рисункам, здесь проявляется, прежде всего, творчество. Очень важно подобрать рисунок. Он должен быть красочным и привлекательным по теме.

Look at the picture. Answer the questions below.
1. What can you see on the picture?
2. What country is this landscape typical of?       Why do you think so?
3. What is the official name of the country?
4. Where is it situated?
5. What kind of climate is there in the country?
6. How many rivers are there in ….?
7. What are the longest rivers in …..?
8. Is …..a very rich country?
9. What kind of mineral resources does ….have?
10. What kind of lakes are there in …country?
11. What kind of landscapes are typical of ….?
12. What is the capital of our country?
13. Are there any sights in….? What are they?
14. What is the population of….?
15. What is the total area of….?
Начинать работу с рисунками нужно с самых простых заданий. Например:
Из предложений, данных в разброс, составить связный рассказ.
Составить рассказ, ответив на вопросы к рисунку.
Более сложное задание:
Составить рассказ, используя предложенные словосочетания или фразовые глаголы, опорные слова, схемы.
При изучении раздела «Англо-говорящие страны» я использую следующие схемы
Country              
Geography position      
Area     
Population        
Official language             
Capital
Climate               
Mountains        
Rivers  
Cities    
Kind of state     
Head of the state           

При изучении темы «Education» в рамках речевой ситуации «ChoosingSchools», в которой ученики знакомятся с традиционными и альтернативными школам, которые существуют зарубежом, после выполнения упражнений, формирующих лексико-грамматические навыки и заданий на развитие навыков аудирования, предлагаю обсудить и выяснить: «Какая школа лучше: традиционная или альтернативная?»
Для этого, им предлагается разделиться на две команды, поддерживающие разные типы школ; дается время, чтобы они приготовили утверждения «за» свою школу и «против» школы оппонентов. Объявляется регламент, что в течение десяти минут будет идти обсуждение, ставится цель: «Убедить своих оппонентов, что школа своей команды лучше».
For a traditional school                 For an alternative school
Our school is big and it’s in the centre of the city. So you can make a lot of friends and easily get to school.        
Our school is small and it’s situated in the lovely place in the forest. It’s so cozy and we can smell fresh air.
Teachers don’t give us any home task. We can choose lessons which we should attend. Each of us has own program of studying.
That’snotserious. When you are it’s important to controlled and leaded. etc.   etc.
На сегодняшний день перед учителями остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.  На мой взгляд, ключом к этой проблеме является проектная деятельность учащихся.
В отличие от других технологий, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда.

Добавить комментарий