Дуэль в русской литературе XIX века

                Омарова Слушаш Шайсултановна — учитель русского языка и литературы Молодогвардейской средней школы района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области

 Предмет: русская литература

Класс: 10 (с русским языком обучения)

Тема: Дуэль в русской литературе XIX века

Цель:  при обобщении и систематизации изученного материала познакомить с дополнительными сведениями о дуэли, дать оценку дуэли как этическому явлению на материале поединков, описываемых в романах, определить свое отношение к проблеме поединка и в связи с этим к жизни человека как самой большой ценности.

Задачи:

— формировать читательский интерес, эстетический вкус, образное мышление и творческое самовыражение посредством прочтения и осмысления художественных произведений;

— уметь выражать активную читательскую позицию и излагать в устной и письменной форме свое понимание классического произведения;

— расширить кругозор  и обогатить словарный запас учащихся. 

Ход урока

  1. 1.     Слово учителя.

Петровские реформы и преобразования ознаменовались проникновением в Россию западноевропейского стиля жизни. Одним из новшеств, пришедших из Европы, явилась дуэль. Понятия  защиты чести, человеческого достоинства были описаны в европейской литературе романтизма.

Дуэль. Много ли мы о ней знаем? Более ста лет назад это явление было распространено в России и Европе. На дуэлях дрались тысячи молодых людей, о дуэлях было написано в романах и поэмах. Каковы истоки этого удивительного явления, как складывалась традиция поединка в русском обществе, каково было отношение к нему общества и государства, почему тысячи молодых людей безоговорочно принимали вызов, в чем же привлекательность дуэли такие вопросы возникают при чтении произведений XIX века. Почему же дуэль так прижилась в российской действительности и нашла отражение в русской классической литературе? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти сегодня на уроке.

  1. 2.     Опрос.

— Назовите имена участников дуэлей, описанных в русской литературе?

(Гринев и Швабрин, Онегин и Ленский у Пушкина, Печорин и Грушницкий у Лермонтова, Базаров и Кирсанов у Тургенева, Пьер Безухов и Долохов у Л. Толстого и др.)

— На дуэлях дрались не только литературные персонажи, но и их создатели. Можете ли вы назвать их?

(Пушкин много раз участвовал в поединках до трагической дуэли с Дантесом. Лермонтов стрелялся с де Барантом до роковой дуэли с Мартыновым,  Грибоедов с Якубовичем)

 

Как видим, не только литературные герои, но и сами писатели участвовали в дуэлях. Они получили широкую огласку благодаря масштабу личности соперников.

  1. 3.     Словарно-семантическая работа над понятием «дуэль».

По словарю С.И. Ожегова

Поединок. В дворянском обществе: способ защиты личной чести – вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов, дуэль.

По Словарю иностранных слов

Дуэль (фр. duel<лат. duellum война). Поединок между двумя противниками по вызову одного из них.

  1. 4.     Беседа по определению понятия «дуэль».

— В Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего Средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие- предшественник дворянства с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. Петр 1 провел реформы во всем российском обществе на примере развитых европейских стран. Одним из нововведений стала дуэль. До Петра 1 дворяне дрались на кулаках или дубинках.

— Какова была цель дуэли?

(Цель дуэли – удовлетворение поруганной чести).

— Было ли принято защищать честь и достоинство на дуэли в среде купцов, крестьян?

(Нет, на дуэли могли драться только дворяне)

— Сколько было участников дуэли?

(Только двое: оскорбленный и его обидчик)

— Какие средства дуэли вам известны?

(Сначала дрались на шпагах, позже стрелялись, используя парные, абсолютно одинаковые пистолеты)

— Как вы думаете, почему поединки на шпагах встречались реже?

(Исход такой дуэли зависел от степени фехтовального мастерства соперников, а поединок на пистолетах уравнивал шансы противников)

  1. – Что же толкало противников на дуэль, что могло служить ее мотивами и причинами. Послушаем  1 ученика (сообщение, заранее подготовленное учеником)

Дворянская молодежь, которая присягала царю и Отечеству, никогда не допускала вмешательства государства или частных лиц в свои дела. Отстоять свою честь, достоинство в любой ситуации было очень важно. Генерал Корнилов так сформулировал свое жизненное кредо: «Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь — никому». Известен случай, когда молодой офицер, не имея права вызвать оскорбившего его наследника русского престола на дуэль, послал ему письмо с предупреждением.  Наследник не отреагировал, т.е. не извинился и не вызвал на дуэль, и офицер был вынужден застрелиться, поскольку отстоять честь было важнее, чем сохранить жизнь.

Условия, достаточные для вызова на дуэль, делились на легкие, средней тяжести и тяжелые. Легким оскорблением считалось язвительное замечание, касающееся внешности, речи, манер, привычек. Оскорбление средней тяжести – брань. Тяжким оскорблением считалось такое, которое сопровождалось бранью, рукоприкладством, порочащими человека обвинениями. В зависимости от его тяжести оскорбленный мог выбрать вид оружия и условия дуэли. Как правило, от него следовал вызов, или картель, после чего все вопросы, связанные с дуэлью, решали секунданты обеих сторон. Следует отметить, что драться на поединке имели право не все:  только здоровые совершеннолетние дворяне могли принимать вызов, обычно не дрались с юнцом или седым стариком. Честь дамы защищал ее супруг, брат, сын или друг семьи.

Послушаем 2 ученика.  Порядок проведения дуэли.

В заранее установленное время противники, секунданты и врачи прибывали в назначенное место. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами распорядитель в последний раз предлагал помириться. В случае отказа он излагал условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи – позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе дуэли противник трижды отступал за границу поля боя, это засчитывалось как уклонение и отказ  от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руку.

  1. 6.     Словарно-семантическое задание. Сопоставить слова в левой колонке таблицы и его толкование в правой.

Секундант (лат. – secundantis -сопровождающий)

Письмо с вызовом на дуэль.

Пистолет ( фр. pistolet)

Черта, обозначающая расстояние между участниками дуэли.

Шпага ( итал. spada)

Поединок между двумя противниками по вызову одного из них.

Барьер

Короткоствольное ручное оружие для стрельбы на коротких расстояниях.

Бретёр ( фр. bretteur)

Удовлетворение обычно в форме поединка, дуэли, которое оскорбитель давал оскорбленному по его требованию.

Сатисфакция (лат.)

Холодное колющее оружие, состоящее из  длинного клинка и рукоятки со щитком.

Картель (фр.cartel – исписанная бумага)

Человек, готовый драться на дуэли по любому поводу; скандалист и забияка.

Дуэль (фр.duel- война)

Посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

 

 

  1. Просмотр фрагмента из фильма. Перед этим зачитать дуэль в тексте.
  2. Работа в группах

1 группа «Евгений Онегин»

— Что послужило поводом  для поединка Евгения Онегина и Ленского?

— Соизмеримы ли были силы противников?

— Кто из двух друзей уже участвовал в дуэлях раньше?

-Кто выступил в роли секундантов у Онегина и Ленского?

— Почему Зарецкий настаивал на проведении поединка?

— Куда получил ранение Ленский?

 2 группа «Отцы и дети»

— Что послужило поводом для дуэли Кирсанова и Базарова?

— Как описана И.С. Тургеневым дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем: гротеск, ирония, сарказм, предметная деталь, речь персонажей, портретная деталь, смешение «сниженной» и высокой лексики?

— Какой смысл такой предметной детали, как трость с набалдашником из слоновой кости, которую взял с собой Павел  Петрович Кирсанов («он обыкновенно хаживал без трости…»), отправившись вызвать Базарова на дуэль: признак его аристократизма, свидетельство волнения, желание унизить Базарова в случае его отказа от дуэли?

9. Обобщение.

— Всегда ли дуэль дает сатисфакцию? (Поединок Онегина и Ленского  в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

(Онегин не ожидал такого исхода, и смерть Ленского вынудила его покинуть ставший родным дом дяди. Он понимал, что причина дуэли была незначительной, однако не отказался от поединка, так как не хотел изменить понятиям чести, принятым у дворян.)

— Каковы скрытые мотивы дуэли? ( Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Базаровым И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

(Кирсанов стрелялся с Базаровым не столько из-за желания защитить честь Фенички, сколько из-за разногласий во взглядах на искусство, литературу, политику, на жизнь вообще).

10.Заполнение таблицы.

Название произведения, автор

«Евгений Онегин» А.С. Пушкин

«Отцы и дети» И.С. Тургенев

Дуэлянты

Евгений Онегин и Владимир Ленский

Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров

Внешние причины дуэли

Защита чести любимой девушки

Поцелуй Базарова и Фенички

Скрытые мотивы

Флирт Онегина с Ольгой Лариной

Расхождение во взглядах на религию, народ, искусство, науку

Как изображена дуэль в романе

Трагически

Как элемент фарса

11. Вывод: Самая большая ценность в современном обществе – человеческая жизнь. Дуэль как способ разрешения конфликта утратила свою притягательность и осталась в прошлом.

 

 

Добавить комментарий