Образование и наука являются национальными приоритетами государственной политики Казахстана, что обусловлено их особым статусом – как инвестиций в будущее общества и государства. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, система образования — это одна из немногих отраслей экономики, которая затрагивает интересы всех членов общества, во-вторых, возрастает значение системы образования в развитии человеческого капитала как основного критерия уровня общественного развития страны и жизни общества, в-третьих, система образования является важнейшим фактором роста экономического развития и национальной безопасности государства.
В настоящее время важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированные образовательные технологии, призванные обеспечить эффективность обучения.
Спектр современных образовательных технологий достаточно широк и разнообразен.
Так как урок остается основной формой в организации образовательного процесса, я старалась искать такие пути повышения его эффективности, которые бы давали как возможность усвоение учебного материала всеми учащимися на базовом уровне, так и возможность творческого развития личности.
На мой взгляд, именно такую возможность предоставляет технология полного усвоения знаний, идея которой была когда-то выдвинута американскими психологами Дж.Кэрроллом и Б.Блумом. Сегодня, когда мои обучающиеся успешно сдали ЕНТ, окончили школу, можно уже с уверенностью говорить о результатах применяемой мною технологии.
Что привлекло меня в этой технологии? Это то, что все учащиеся способны усвоить необходимый учебный материал при правильной, рациональной организации учебного процесса.
Цель технологии полного усвоения знаний, думаю, можно сформулировать таким образом:
— повысить результативность обучения в современных условиях;
— повысить эффективность урока;
— обеспечить высокий уровень качества обучения.
Каковы же были мои шаги на пути к освоению технологии полного усвоения?
Я поставила перед собой следующие задачи:
1) познакомиться с теоретическими обоснованиями технологии полного усвоения;
2) разработать, апробировать, применить на практике данную технологию в классно-урочной системе;
3) проанализировать и выявить ее влияние на эффективность обучения;
5) обобщить и распространить свои наработки, опыт.
Начала работу с изучения литературы, анализ которой показал, что теоретически тема достаточно разработана, но проблема технологии полного усвоения на уроках мало исследована.
Апробацию технологии полного усвоения начала в одном, 7 классе, на уроках русского языка, подготовив необходимые материалы . Во-первых, объяснила детям, что данная технология выведет на положительный результат, которого они достигнут благодаря своим же действиям на уроках. Во-вторых, проинформировала об этом администрацию школы, родителей.
Проанализировала учебный материал, разбила его на фрагменты. Чтобы апробировать, разработала текущие диагностические тесты. Их цель состояла в выявлении пробелов у обучающихся для их последующей коррекции.
Обучающиеся работали над текущими тестами на уроках контроля усвоения знаний. Наверное, как и любой практик, в практической деятельности я что-то изменяла, перерабатывала. Разработка тестов зависела от объема материала.
Если изучался не очень большой раздел русского языка, то работу проводила так:
составляла диагностический тест №1, задания при этом строила от простого к сложному. Перед выполнением предупреждала, какие знания, умения и навыки детям нужно показать: вывешивала на стенде в кабинете заранее задания, но без конкретностей. Например, «Деепричастие – это…» «В деепричастии совмещаются признаки…» «Деепричастие изменяется…» и т.д
Используя систему разноуровневых заданий, тестовые задания составляла по вариантам, чтобы у ребенка была альтернатива, возможность выбора: вариант № 1 – для более слабых учеников, вариант № 2 – для тех, кто претендует на оценку «хорошо» и «отлично».
На данном этапе работы применяется метод взаимообучения: учащимся разрешалось пользоваться учебниками, тетрадью, подсказкой одноклассника, сидящего рядом, разъяснением учителя. Результативность определялась по шкале зачет/ незачет. Этот этап работы выявляет усвоивших и не усвоивших определенный учебный материал. После данного этапа работы в своей тетради учета деятельности учащихся я фиксировала диагностику достижений и трудностей каждого ученика. Помечала пробелы в усвоении какой-либо темы, какие задания в тесте вызвали у ребенка затруднения.
После такого урока самостоятельной деятельности продолжала создавать условия для дальнейшего развития каждого ученика.
Далее начиналась коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения, она проводилась в различных формах. Целью коррекционных занятий являлось обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися, воспитание активности и учебной самостоятельности. Происходил обмен вопросами и ответами между мной и учащимися, между самими учениками. Ребенок получал дополнительную консультацию, задания, которые должны быть посильными и по объему и по сложности. На последующих уроках обращала внимание на моменты, вызывающие особые затруднения.
Ребенок сам решал, когда он готов выполнить диагностический тест №2. Но ученик не переделывал, а доделывал работу, то есть выполнял только те задания, с которыми он не справился, выполняя диагностический тест №1. Ученику предоставлялась возможность повторно проработать, но на новом качественном уровне те темы, которые остались не усвоенными им. После выполнения теста №2 ученику выставлялась отметка.
Если изучался большой по объему раздел русского языка, то я его делила на части. В данном случае я пользовалась ходом обучения, который предлагает алтайская модификация технологии полного усвоения. Структура учебной единицы особо не отличается от традиционной:
1 этап – изучение новой темы;
2 этап – погружение в изучаемый материал;
3 этап – практикум;
4 этап – текущая проверка — промежуточный зачет («мягкий контроль»);
5 этап – итоговая контрольная работа.
Текущий контроль я строила подобно серии диагностических тестов, то есть это выглядело следующим образом:
1) 1 часть раздела русского языка – промежуточный зачет №1 и последующая коррекционная работа;
2) 2 часть раздела русского языка – промежуточный зачет №2 и последующая коррекционная работа;
3) Повторное тестирование учащихся, которым была оказана помощь после промежуточного зачетов №1 и №2.
3) Итоговая контрольная работа.
Задания итоговой контрольной работы оценивала по бальной системе, то есть чем сложнее задание, тем выше балл. Этим я приближала детей к бальной системе оценивания на ЕНТ.
На итоговой контрольной работе учащимся не разрешалось пользоваться ни учебником, ни подсказками. Самостоятельная работа является основной формой организации занятия такого типа. На итоговой контрольной работе дается оценка полноты усвоения материала в целом каждым учеником. Достижения учащихся обязательно поощряются!
Проверяя работы учащихся, наблюдала, насколько эффективно применение технологии полного усвоения. За 5 лет работы я не разочаровалась. Главное в любом деле – это результат. Я увиделаположительные результаты:
Во-первых, все обучающиеся усваивают материал на уровне образовательного стандарта, нет неуспевающих. Происходит качественный прирост оценки «удовлетворительно». Процент качества знаний по русскому языку был стабильным (60,5%), он не падал, как это обычно бывает к старшим классам. Через два года в этом классе, на ЕНТ он составил – 100%
Во-вторых, технология полного усвоения позволяет индивидуализировать обучение.
В-третьих, растет положительная мотивация учащихся.
В-четвертых, на уроке создается благоприятный микроклимат, создаваемый ситуацией успеха. Ребята не волнуются, не боятся выполнять контрольную работу. После большой коррекционной работы они уверены в ее успешном выполнении.
В-пятых, в детях развивается самостоятельность, навыки самоуправления, творческие способности.