Выступление на семинаре
«Формы и методы контрольно-оценочной деятельности по отслеживанию интеллектуальных способностей учащихся»
«Все сказано, лишь все сказать осталось…»
И.Гете, «Фауст»
Начиная свой путь к познанию методических приемов на своих уроках, мне пришлось столкнуться со множеством трудностей. В процессе преодоления этих трудностей я стремилась овладевать новейшими информационными технологиями и применять их в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач. Одной из таких задач является контрольно — оценочная деятельность на уроках информатики.
Контрольно-оценочная деятельность учителя – неотъемлемая часть всей педагогической работы, важный фактор улучшения качества обучения. Преподавание информатики, как и других предметов, предусматривает индивидуально- тематический контроль знаний учащихся. При проверке уровня усвоения материала по каждой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений и применение их при работе на компьютере. Наличие ПЭВМ предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь используются как и общеизвестные методы, так и системы контроля, реализуемые через ЭВМ. Рано или поздно перед каждым преподавателем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Эту проблему я решаю путем использования разнообразных форм контроля на уроках, классификация которых приведена в таблице1 №1.
Таблица № 1. “Формы контроля знаний”
Индивидуальный контроль |
Взаимоконтроль |
Самоконтроль |
1. Устный опрос. 2. Зачет (устный, письменный). 3. Домашняя работа (контрольная, творческая). 4. Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая) 5. Диктант (компьютерный, цифровой). 6. Контрольная работа, лабораторная работа, контролирующая программа. 7. Тесты (на бумаге, на ПК). |
1. Устный опрос (в парах, в группах). 2. Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок. |
1. Используя эталон или опорный конспект, справочный материал. 2. Тестирование. |
Виды контрольно-оценочной деятельности на уроках информатики разнообразны. Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструирую специальные уроки. Формы таких уроков: урок-зачет, викторина, конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, проектов, контрольная работа, собеседование, тестирование, экспресс-опрос, взаимоконтроль учащихся (в паре), устный опрос. Также для контроля использую кроссворды, ребусы, составленные учителем и учениками, стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса.
Формы контроля результатов обучения, используемые мной в работе, можно разделить на два типа: \»проверка за столом\» и \»проверка за компьютером\». \»Проверка за столом\» включает формы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические формы контроля.
При разработке таких уроков необходимо учитывать общие функции контроля:
— оценка уровня усвоенности теоретического материала.
— оценка уровня качества отработанных практических навыков и умений.
— стимуляция самостоятельной и регулярной учебной деятельности.
— воспитание навыков давать правильно построенные ответы.
— самооценка учителя, коррекция методов работы.
Основными требованиями контроля является: объективность, требовательность, всесторонность и полнота, дифференцированность.
Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа. По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида: обучающие2 ( цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства) контролирующие3 ( цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания).
ОБУЧАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
АЛГОРИТМЫ, ИХ ВИДЫ, СВОЙСТВА И СПОСОБЫ ЗАПИСИ.
С-1
ВАРИАНТ 1
1.Сформулируйте определение алгоритма.
2.Как вы понимаете термины: а) «конечный набор действий»; б) « из класса однотипных»? Приведите поясняющие примеры.
3.Перечислите свойства алгоритма.
4.Объясните суть любого ( на ваш выбор ) свойства алгоритма.
5.Перечислите виды алгоритмов.
ВАРИАНТ 2
1.Объясните суть свойства «определенность».
2.Объяснит суть свойства «однозначность».
3.Объясните суть свойства «результативность».
4.Объясните суть свойства «массовость».
5.Объясните суть свойства « конечность».
КОНТРОЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С-1
ВАРИАНТ 1
1.Запишите определение алгоритма. Подчеркните в определении слова, в которых отражаются основные свойства алгоритма.
2.Объясните суть свойства « однозначность». Что произойдет, если нарушить это свойство?
3.Назовите исполнителя следующих видов работы: а) приготовление торта; б) пошив одежды.
4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи?
5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: «Определите площадь круга»
Также одним из часто используемых мной форм контроля являются – диктанты. Эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций. Они подразделяются на «компьютерный» и «цифровой» (письменный). Компьютерный диктант позволяет проверить одновременно:
- знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст;
- умение пользоваться клавишами редактирования;
- знание операторов и команд языка программирования.
Письменный же диктант дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций. Диктант4 представляет собой перечень вопросов, которые могут:
- диктоваться преподавателем через определенный интервал времени;
- Демонстрироваться через кодоскоп поочередно;
- Быть записанными на магнитофон;
- Быть представленными в виде таблиц с набором ответов.
Диктант. Информация и информационные процессы.
[center]
Вариант 1 1.Что является объектом исследования науки информатики? 2.Что такое информация ? 3.Запишите какой-нибудь известный вам исторический факт. 4.Запишите какое-нибудь известное вам математическое правило. 5.Объясните свойство информации «полнота». 6.Приведите пример неопределенного сообщения. 7.Будет ли для вас информативным следующее сообщение: «2×2=4»? Ответ обоснуйте. 8. Приведите пример работника информационной сферы. 9.С помощью какого органа человек получает большую часть информации? 10.Какие действия человек выполняет с информацией?
|
Вариант 2 1.Что изучает наука информатика? 2.Назовите три основные сущности окружающего нас мира. 3.Назовите какой-нибудь известный вам факт из физики. 4.Назовите какое-нибудь известное вам правило русского языка. 5.Какие свойства информации вам известны? 6.Приведите пример своевременного сообщения. 7.От чего зависит, будет ли для вас информативным принимаемое вами сообщение? 8.Приведите пример информационной деятельности людей. 9.Какие виды образной информации получает человек с помощью органов чувств? 10.Какие информационные процессы вам известны?
|
Планируемые результаты обучения по информатике, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом.
Тесты представляются в трех видах:
первый вид тестов (предполагает заполнение пропусков < многоточий> таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно – два слова, которые считают необходимо недостающими);
второй вид тестов (учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ <да> или <нет>, а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, распознавать верно сформулированное математическое предложение от неверного);
третий вид тестов (предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания. Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримом для учащихся).
С помощью тестов можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тесты5 обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям. Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. В связи с этим удобно выделить три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.
Тест2.ЭВМ и информация.
1. Разрешающая способность экрана в текстовом режиме определяется количеством
а)байтов на символ; г)строк и столбцов на экране;
б)символов в строке экрана; д)строк на экране.
в)пикселей по горизонтали и вертикали;
2. При работе дисплея в текстовом режиме одну позицию экрана занимают
а)один пиксель; г)часть символа;
б)один символ; д)8 пикселей.
в)одно слово;
3. К устройствам ввода текстовой информации относятся
а)текстовый редактор; г)дискета;
б)экран дисплея; д)жесткий магнитный диск.
в)клавиатура;
4. Текст занимает 0,25 Кбайт памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст?
а)256; б)2048; в)32; г)250; д)2000.
5. Текст занимает полных 10 секторов на дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов памяти занимает этот текст?
а)640; б)512; в)500; г)5000; д)5120.
По каждой теме и по каждому виду контроля накоплен и накапливается дидактический материал, который позволяет максимально индивидуализировать задания для учащихся. Такие формы контроля позволяют определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
Система контроля и оценки не может сейчас ограничиться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определить границу своего «знания-незнания».
Подведение итогов урока.
Работа над рисунком |
Работа с мозаикой |
Тест |
Количество баллов |
Оценка |
0-2 |
0-2 |
0-10 |
0-14 |
|
Критерии оценки: 0-6 баллов – «2»
7-9 баллов – «3»
10-12 баллов – «4»
13-14 баллов – «5»
Рабочая карта учащегося.
Фамилия, имя ______________________________
Вид контроля |
Проверка домашнего задания |
Устная работа |
Работа на компьютере |
Работа в группах (сам. работа) |
Тест |
Дополнит. задание |
Итоговая оценка |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
|
Критерии выставления оценок: «5» — 0-1 (незначит.ошибка) «3» — 3 ошибки
«4» — 2 ошибки «2» — более 3-х ошибок