Тема: «Территориальная организация производства и экономическое районирование. Центральный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население»
Цель: познакомить учащихся с принципами экономического районирования территории РК; раскрыть особенности хозяйства, специализации Центрального Казахстана, выявить проблемы района, связанные с развитием его экономики.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование представления об экономических районах Казахстана и территориальной организацией производства, познакомить учащихся с понятиями «географическое (территориальное) разделение труда», «специализация», «экономические районы», «территориально – производственные комплексы»; научиться рассчитывать коэффициент специализации района, используя статистические данные; способствовать формированию у учащихся умений систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с картами «Экономические районы Казахстана» и «Загрязнение воздушного бассейна Казахстана».
Развивающие: способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентности учащихся, рассказывая об экономическом районировании территории Казахстана, ее особенностях и принципах.
Воспитательные: продолжить формирование экологическое воспитание и образование учащихся, раскрывая роль природных условий в жизни людей, негативное и положительное влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, воспитание патриотизма любви к природе через изучение родного края.
Метод: объяснительно-иллюстративный,рассказ с элементами беседы
Тип урока:изучение нового материала
Оборудование: Физическая карта Казахстана, атлас, учебник, мультимедийная доска.
Структура урока:
- I. Организационный момент – 3 мин.
- II. Изучение новой темы – 30 мин.
- III. Закрепление изученного материала – 10 мин.
- IV. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока: 1 Орг. момент — Здравствуйте, ребята, садитесь! Приготовьтесь к уроку, достаньте все необходимые предметы. Мы с вами приступаем к изучению нового раздела учебника «Экономические районы Казахстана». Ребята, обратите внимание на доску — тема нашего сегодняшнего урока «Территориальная организация производства и экономическое районирование центральный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население». Запишите тему урока в тетради. План нашего урока:
Ребята, вы уже знаете, что крупная территория нашей страны большое разнообразие природных ресурсов, что являются естественной основой для географического территориального разделения туда (ГРТ). Слайд 3 ГРТ — выражается в специализации территории на производстве определенных видов продукции и обмене ими. Например, северные области К-на имеют благоприятные агроклиматические условия для выращивания зерновых культур и сочные луга для разведения КРС, тогда как на юго-западе страны из-за недостатка влаги можно разводить только не прихотливых к корму овец и верблюдов. Специализация возможна как на предприятии, так и на отдельной территории страны (в районе, области, на территории нескольких областей). — Ребята, давайте запишем определение в тетради: Специализация района –это сосредоточение в районе производства определенного вида продукции, значительная часть которой предназначена для обмена (торговли).Слайд № 4 Территориально-производственный комплекс (ТПК) – взаимосвязанное сочетание производств, формирующегося вокруг главного по выпуску определенной продукции. В результате специализации формируются экономические районы Районы выделяют по двум критериям: 1. Специализация хозяйства
— Ребята, все отрасли, которые входят вЭР делят на три группы: Слайд № 6
В Казахстане выделяют 5 экономических районов: Центральный, Восточный, Западный, Северный и Южный. Чтобы определить отрасли специализации района, рассчитывают коэффициент специализации по формуле: К=П/Н где П – доля (в %) продукции района от общего производства в стране; Н — доля (в %) района в общей численности населения страны. Та или иная отрасль будет отраслью специализации в том случае, если К>1 — Ребята, откройте учебники на стр. 218 найдите в тексте параграфа условия, необходимые формирования отраслей специализации. Давайтезапишем их: слайд № 9, 10 1)Продукция должна быть экономически значимой 2)Продукции должно производиться больше, чем необходимо данной территории. Излишками обеспечивают регионы. 3)Производство продукции должно обходиться дешевле, чем в других регионах 4)Ресурсов и условий для производства продукции должно хватить на многие годы 5)Вывоз продукции должен быть обеспечен транспортом — Ребята, мы с вами знаем, что в Казахстане выделяется 5 экономических районов: Ц, В, З, С, Ю. У каждого из них есть собственная специализация. Сегодня вы ознакомились с формулой расчета коэффициента специализации. К=П/Н где П – доля (в %) продукции района от общего производства в стране; Н — доля (в %) в общей численности населения страны. Та или иная отрасль будет отраслью специализации в том случае, если К>1 Ребята, предлагаю, вам, рассчитать коэффициент специализации Центрального экономического района, использую таблицу учебника на стр. 365 — Изучение экономических районов К-на мы начнем с вами с ЦЭР. Сего дня мы с вами будем составлять карта-схему ЦЭР. — Сейчас я раздам вам шаблоны территории К-на, они останутся у вас, сдавать их не нужно, они понадобятся на следующих уроках — Расположите тетради горизонтально, обведите контур территории РК. -Ребята, мы с вами уже сказали, что в Казахстане выделяются 5 ЭР, какие? Назовите их. А теперь, используя атласы и карту (перед вами) выделите на контуре К-на в своих тетрадях 5 ЭР республики. -Ребята, что вы можете сказать об экономическом положении ЦЭР? Назовите крупные города ЦЭР? В центре ЦЭР в своих тетрадях запишите площадь и крупные города ЦЭР. Слайд № 11 -Ребята сейчас я вам раздам условные обозначения, с помощью которых мы с вами будем составлять карта-схему. После урока прикрепите их у себя в тетрадях, будите пользоваться ими и на следующих уроках. Также обратите внимание и на условные обозначения на доске. Давайте внимательно рассмотрим их. — Сначала мы дадим с вами физико-географическую характеристику района, а затем экономико-географическую, т.к. природные условия являются потенциалом для экономического развития района. — Начнем описание с рельефа ЦЭР. Открываем учебник на стр. 224-225. Найдите в тексте учебника описание рельефа территории.
Прочтите вслух. Наносим на карта-схему. Слайд № 12
— Ребята,как вы думаете, что еще является важным компонентом природных условий? Правильно, климатические условия. Что мы можем сказать о климате ЦЭР? Молодцы, давайте нанесем с помощью условных знаков климатические условия ЦЭР Слайд № 13.
— А теперь, мы с вами дадим характеристику природным ресурсам экономического района. Ребята, найдите в тексте учебника какими минеральными ресурсами богат ЦЭР. Мы с вами запишем основные из них: каменный уголь, медные руды, марганцевые руды, нефть, газ, полиметаллические руды, асбест, железные руды. Слайд № 14
— Следующий вид жизненно – необходимых природных ресурсов – водные ресурсы. -Ребята, найдите в тексте учебника какова обеспеченность водными ресурсами Центрального Казахстана. Хорошо, молодцы, а теперь наносим на карто-схему. Слайд № 15
— Следующий вид природных ресурсов — Лесные ресурсы. Найдите их характеристику.
— Ребята, мы с вами дали физико – географическую характеристику ЦЭР, а теперь приступимк экономико -географической характеристике. Начнем с население региона. Найдите в тексте учебника сведения о численности населения. Молодцы! Заносим сведения о населении в карта-схему. Слайд № 17 -Центральный Казахстан – крупный индустриальный район республики. Его доля в валовом региональном продукте составляет более 9%. Ребята, мы запишем с вами основные отрасли промышленности: горнодобывающая, топливная, черная, цветная, угольная, машиностроение. — Ребята, мы с вами знаем, что промышленность оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Найдите в тексте учебника характеристику экологических проблем ЦК. 3. Закрепление изученного материала. А теперь ребята, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Обратите внимание на доску. Я предлагаю вам составить синквейн (5-строчье) на темы: «Территориальная организация производства и экономическое районирование» или «Центральный экономический район» 1 строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение) 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – предложение из четырех слов 5 строка – слово-синоним — Ребята, время вышло, заканчиваем. (по очереди зачитывают) 4. Домашнее задание. Открываем дневники, записываем Д/З: § 19-20, выучить все новые термины, условные обозначения, подготовится к опросу на следующем уроке. Самостоятельно дома выполнить практическую работу. На следующий урок принести:цв. карандаши, цв. ручки, фломастеры, маркеры. |
Ученики садятся по своим местам, внимательно слушают
Слайд №1
Записывают тему урока в тетради
Смотрят внимательно на доску. Слайд № 2
Знакомятся с планом урока
Просмотр слайда № 3
Просмотр слайда № 4 Запись определения в тетради
Просмотр слайда № 5 Запись определения в тетради
Просмотр слайда № 6 Запись определения в тетради
Показ экономических районов по карте
Просмотр слайда № 7 (К=П/Н)
Работа с учебником
Заполнение схемы со слайда № 9, используя параграф учебника и записи в тетради
Показ слайда № 10 Проверка работы. Зачитывание вслух схемы, перечисление учениками условий необходимых для развития отраслей специализации
Слайд № 11 Просмотр слайда
Слайд № 12
Работа с учебником, стр. 286 таблица 14 «Экономические районы Казахстана в географическом разделении труда (добыча и производство в %)»
В тетрадях по шаблону обводят контур территории Казахстана
Перечисляют ЭР Казахстана
Выделяют ЦЭР
Описывают ЭГП ЦЭР: Центральный Казахстан имеет выгодное экономическое положение. Он граничит со всеми экономическими районами страны. Просмотр слайда № 11
Внимательно слушают и рассматривают условные обозначения
Работа с учебником — Рельеф территории неоднороден: в основном низкогорный и мелкосопочный. Центральная часть территории занята Сарыаркой, а западная песчаными массивами Приаральских Каракумов. Просмотр слайда № 12 Наносят на карта-схему
— Климат региона Климат резко континентальный. Зима морозная,ветреная. Лето жаркое, часто дуют суховеи.
Просмотр слайда № 13 Наносят на карту клим. условия
— Центральный район – сокровищница минеральных ресурсов. Здесь сосредоточены уникальные запасы сырья, не имеющего аналогов в мире по богатству и разнообразию видов. Уголь, марганец.медь, редкие металлы, вольфрам, молибден, нефть, газ, строительные материалы. Просмотр слайда № 14 — Водными ресурсами ЦК обеспечен недостаточно. На юго-восточной границе района находится одно крупное пресно-соленое озеро Балхаш, и др. мелкие соленые озера. Крупные реки: Нура, Торгай, Сарысу и др. Просмотр слайда № 15
— Лесные ресурсы Центрального Казахстана незначительны и имеют, в основном, водоохранное и рекреационное значение. Для Каркалинский национальный парк. — Центральная часть Казахстана долгое время оставалась малонаселенной. Лишь в предвоенные и военные годы, а также во время освоения целинных и залежных земель численность населения стала расти. В настоящее время здесь проживает более 1,3 млн. чел.- представители 115 национальностей: казахи -43%, русские – 41%, украинцы — около 5%, немцы – 3%, татары – 2,6%, белорусы – 1,5%, корейцы – 1%.
— Карагандинская обл – один из регионов с неблагоприятной экологической ситуацией. Основные эколог.проблемы: загрязнение почвы, воды, воздуха отходами промышленности и близость СИЯП. Для с/х большую опасность представляет ветровая эрозия.
Слайд № 24 Записывают Д/З в дневники |