География Казахстана

Тема: «Территориальная организация производства и экономическое районирование. Центральный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население»

Цель: познакомить учащихся с принципами экономического районирования территории РК; раскрыть особенности хозяйства, специализации Центрального Казахстана, выявить проблемы района, связанные с развитием его экономики.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование представления об экономических районах Казахстана и территориальной организацией производства, познакомить учащихся с понятиями «географическое (территориальное) разделение труда», «специализация», «экономические районы», «территориально – производственные комплексы»; научиться рассчитывать коэффициент специализации района, используя статистические данные; способствовать формированию у учащихся умений систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы при работе с картами «Экономические районы Казахстана» и «Загрязнение воздушного бассейна Казахстана».

Развивающие: способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентности учащихся, рассказывая об экономическом районировании территории Казахстана, ее особенностях и принципах.

Воспитательные: продолжить формирование экологическое воспитание и образование учащихся, раскрывая роль природных условий в жизни людей, негативное и положительное влияние хозяйственной деятельности человека на атмосферу, воспитание патриотизма любви к природе через изучение родного края.

Метод: объяснительно-иллюстративный,рассказ с элементами беседы

Тип урока:изучение нового материала

Оборудование: Физическая карта Казахстана, атлас, учебник, мультимедийная доска.

Структура урока:

  1.          I.          Организационный момент – 3 мин.
  2.       II.          Изучение новой темы – 30 мин.
  3.    III.           Закрепление изученного материала – 10 мин.
  4.    IV.           Домашнее задание – 2 мин.

 

Ход урока:

1 Орг. момент

— Здравствуйте, ребята, садитесь!

Приготовьтесь к уроку, достаньте все необходимые предметы.

Мы с вами приступаем к изучению нового раздела учебника «Экономические районы Казахстана». Ребята, обратите внимание на доску  — тема нашего сегодняшнего урока «Территориальная организация производства и экономическое районирование центральный Казахстан. Условия формирования хозяйства. Население». Запишите тему урока  в тетради.

План нашего урока:

  1. Знакомство с понятиями: «географическое территориальное разделение труда», «специализация», «экономические районы», «территориально – производственный комплекс»
  2. Научиться рассчитывать коэффициент специализация экономических районов Казахстана
  3. Изучить Центральный экономический район (физико-географическая и экономико-географическая характеристики района)

    2.      Изучение нового материала.

 

Ребята, вы уже знаете, что крупная территория нашей страны большое разнообразие природных ресурсов, что являются естественной основой для географического территориального разделения туда (ГРТ). Слайд 3

ГРТ —  выражается в специализации территории на производстве определенных видов продукции и обмене ими.

Например, северные области К-на имеют благоприятные агроклиматические условия для выращивания зерновых культур и сочные луга для разведения КРС, тогда как на юго-западе страны из-за недостатка влаги можно разводить только не прихотливых к корму овец и верблюдов.

Специализация возможна как на предприятии, так и на отдельной территории страны (в районе, области, на территории нескольких областей).

 — Ребята, давайте запишем определение в тетради:

Специализация района –это сосредоточение в районе производства определенного вида продукции, значительная часть которой предназначена для обмена (торговли).Слайд № 4

Территориально-производственный комплекс (ТПК) – взаимосвязанное сочетание производств, формирующегося вокруг главного по выпуску определенной продукции.

В результате специализации формируются экономические районы

Районы выделяют по двум критериям: 

1.      Специализация хозяйства
2.      Внутреннее единство производственных комплексовСлайд № 5

 

 — Ребята, все отрасли, которые входят вЭР делят на три группы:

Слайд № 6

  • Ø Отрасли специализации (большая часть хозяйства этого района)
  • Ø Вспомогательные (обеспечивают развитие отраслей специализации)
  • Ø Обслуживающие (удовлетворяют нужды населения)

 

В Казахстане выделяют 5 экономических районов: Центральный, Восточный, Западный, Северный и Южный.

Чтобы определить отрасли специализации района,  рассчитывают коэффициент специализации по формуле:

К=П/Н

где П – доля (в %) продукции района от общего производства в стране;

Н — доля (в %) района в общей численности населения страны.

  Та или иная отрасль будет отраслью специализации в том случае, если К>1

— Ребята, откройте учебники на стр. 218 найдите в тексте параграфа условия, необходимые формирования отраслей специализации. Давайтезапишем их: слайд № 9, 10

1)Продукция должна быть экономически значимой

2)Продукции должно производиться больше, чем необходимо данной территории. Излишками обеспечивают регионы.

3)Производство продукции должно обходиться дешевле, чем в других регионах

4)Ресурсов и условий для производства продукции должно хватить на многие годы

5)Вывоз продукции должен быть обеспечен транспортом

— Ребята, мы с вами знаем, что в Казахстане выделяется 5 экономических районов: Ц, В, З, С, Ю. У каждого из них есть собственная специализация.  Сегодня вы ознакомились с формулой расчета коэффициента специализации.

К=П/Н

где П – доля (в %) продукции района от общего производства в стране;

Н — доля (в %) в общей численности населения страны.

  Та или иная отрасль будет отраслью специализации в том случае, если К>1

 Ребята, предлагаю, вам, рассчитать коэффициент специализации Центрального экономического района, использую таблицу учебника на стр. 365

— Изучение экономических районов К-на мы начнем  с вами с ЦЭР. Сего дня мы с вами будем составлять карта-схему ЦЭР.

— Сейчас я раздам вам шаблоны территории К-на, они останутся у вас, сдавать их не нужно, они понадобятся на следующих уроках

— Расположите тетради горизонтально, обведите контур территории РК.

-Ребята, мы с вами уже сказали, что в Казахстане выделяются 5 ЭР, какие? Назовите их. А теперь, используя атласы и карту (перед вами) выделите на контуре К-на в своих тетрадях 5 ЭР республики.

-Ребята, что вы можете сказать об экономическом положении ЦЭР? Назовите крупные города ЦЭР? В центре ЦЭР в своих тетрадях запишите площадь и крупные города ЦЭР. Слайд № 11

-Ребята сейчас я вам раздам условные обозначения, с помощью которых мы с вами будем составлять карта-схему. После урока прикрепите их у себя в тетрадях, будите пользоваться ими и на следующих уроках. Также обратите внимание и на условные обозначения на доске. Давайте внимательно рассмотрим их.

— Сначала мы дадим с вами физико-географическую характеристику района, а затем экономико-географическую, т.к. природные условия являются потенциалом для экономического развития района.

— Начнем описание с рельефа ЦЭР.

Открываем учебник на стр. 224-225. Найдите в тексте учебника описание рельефа территории.

 

Прочтите вслух.

Наносим на карта-схему. Слайд № 12

 

 

— Ребята,как вы думаете, что еще является важным компонентом природных условий?

Правильно, климатические условия. Что мы можем сказать о климате ЦЭР?

Молодцы, давайте нанесем с помощью условных знаков климатические условия ЦЭР

Слайд № 13.

 

— А теперь, мы с вами дадим характеристику природным ресурсам экономического района. Ребята, найдите в тексте учебника какими минеральными ресурсами богат ЦЭР.

Мы с вами запишем основные из них: каменный уголь, медные руды, марганцевые руды, нефть, газ, полиметаллические руды, асбест, железные руды. Слайд № 14

 

— Следующий вид жизненно – необходимых природных ресурсов – водные ресурсы.

-Ребята, найдите в тексте учебника какова обеспеченность водными ресурсами Центрального Казахстана.

Хорошо, молодцы, а теперь наносим на карто-схему. Слайд № 15

 

 

— Следующий вид природных ресурсов —  Лесные ресурсы. Найдите их характеристику.

 

 

— Ребята, мы с вами дали физико – географическую характеристику ЦЭР, а теперь приступимк экономико -географической характеристике.  Начнем с население региона. Найдите в тексте учебника сведения о численности населения.

Молодцы! Заносим сведения о населении в карта-схему. Слайд № 17

-Центральный Казахстан – крупный индустриальный район республики. Его доля в валовом региональном продукте составляет более 9%. Ребята, мы запишем с вами основные отрасли промышленности:  горнодобывающая, топливная, черная, цветная, угольная, машиностроение.

— Ребята, мы с вами знаем, что промышленность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Найдите в тексте учебника характеристику экологических проблем ЦК.

3.            Закрепление изученного материала.

А теперь ребята, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Обратите внимание на доску. Я предлагаю вам  составить синквейн (5-строчье) на темы: «Территориальная организация производства и экономическое районирование» или  «Центральный экономический район»

1 строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение)

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – предложение из четырех слов

5 строка – слово-синоним

— Ребята, время вышло, заканчиваем.

(по очереди зачитывают)

4.            Домашнее задание.

Открываем дневники, записываем Д/З:

§ 19-20, выучить все новые термины, условные обозначения, подготовится к опросу на следующем уроке.

   Самостоятельно дома выполнить практическую работу.

На следующий урок принести:цв. карандаши, цв. ручки, фломастеры, маркеры.

 

Ученики садятся по своим местам, внимательно слушают

 

 

Слайд №1

 

 

Записывают тему урока в тетради

 

 

Смотрят внимательно на доску. Слайд № 2

 

Знакомятся с планом урока

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайда № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайда № 4

Запись определения в тетради

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайда № 5

Запись определения в тетради

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайда № 6

Запись определения в тетради

 

 

 

 

 

 

 

Показ экономических районов по карте

 

 

 

 

Просмотр слайда № 7 (К=П/Н)

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

Заполнение схемы со слайда № 9, используя параграф учебника и записи в тетради

 

 

Показ слайда № 10

Проверка работы. Зачитывание вслух схемы, перечисление учениками условий необходимых для развития отраслей специализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 11

Просмотр слайда

 

 

 

 

 

 

Слайд № 12

 

 

Работа с учебником, стр. 286 таблица 14 «Экономические районы Казахстана в географическом разделении труда (добыча и производство в %)»

 

 

 

В тетрадях по шаблону обводят контур территории Казахстана

 

 

Перечисляют ЭР Казахстана

 

 

Выделяют ЦЭР

 

Описывают ЭГП ЦЭР:

Центральный Казахстан имеет выгодное экономическое положение. Он граничит со всеми экономическими районами страны.

    Просмотр слайда № 11

 

Внимательно слушают и рассматривают условные обозначения

 

Работа с учебником

— Рельеф территории неоднороден: в основном низкогорный и мелкосопочный. Центральная часть территории занята Сарыаркой, а западная песчаными массивами Приаральских Каракумов.

   Просмотр слайда № 12

Наносят на карта-схему

 

— Климат региона

Климат резко континентальный. Зима морозная,ветреная. Лето жаркое, часто дуют суховеи.

 

Просмотр слайда № 13

Наносят на карту клим. условия

 

— Центральный район – сокровищница минеральных ресурсов. Здесь сосредоточены уникальные запасы сырья, не имеющего аналогов в мире по богатству и разнообразию видов. Уголь, марганец.медь, редкие металлы, вольфрам, молибден, нефть, газ, строительные материалы.

Просмотр слайда № 14

— Водными ресурсами ЦК обеспечен недостаточно. На юго-восточной границе района находится одно крупное пресно-соленое озеро Балхаш,  и др. мелкие соленые озера. Крупные реки: Нура, Торгай, Сарысу и др.

Просмотр слайда № 15

 

— Лесные ресурсы Центрального Казахстана незначительны  и имеют, в основном, водоохранное

и рекреационное значение. Для Каркалинский национальный парк.

— Центральная часть Казахстана долгое время оставалась малонаселенной. Лишь в предвоенные и военные годы, а также во время освоения целинных и залежных земель численность населения стала расти. В настоящее время здесь проживает более 1,3 млн. чел.-

представители 115 национальностей: казахи -43%, русские – 41%, украинцы — около 5%, немцы – 3%, татары – 2,6%, белорусы – 1,5%, корейцы – 1%.

 

— Карагандинская обл – один из регионов с  неблагоприятной экологической ситуацией.

Основные эколог.проблемы: загрязнение почвы, воды, воздуха отходами промышленности и близость СИЯП. Для с/х большую опасность представляет ветровая эрозия.

 

 

 

Слайд № 24

Записывают Д/З в дневники

Добавить комментарий