Г.Н.Ахметова
преподаватель русского языка и литературы
Уральского гуманитарного колледжа
г. Уральск
Западно-Казахстанская область.
Разработка урока:
Тема: Глагол как часть речи. Постоянные морфологические признаки глагола.
Тип урока – урок-объяснение
Цели урока:
1. Знакомство учащихся с морфологическими (сов. и несов.виды; переходность-непереходность, наклонение, спряжение) и синтаксическими признаками глагола.
2. Совершенствование навыков правописания личных окончаний глаголов.
3.Привитие навыков морфологического разбора глагола, синтаксического разбора.
4.Развитие речи учащихся: анализ текста, словарная работа, орфоэпическое упражнение.
5. Углубление представлений об основных нравственных принципах жизненной позиции человека как личности.
Оборудование: раздаточный дидактический материал, карточки-информаторы, русско-казахский словарь.
- Оргмомент.
- Повторение пройденного материала. Опрос домашнего задания.
- Актуализация знаний об именах числительных, их разрядах, склонении и правописании составных числительных;
- Зрительный диктант на правописание числительных
III. Объяснение нового материала.
1. Материал для наблюдений (на интерактивной доске):
1. Бежать, любить, сказать, думать, сидеть, колоть, светать, спать, рубить, плыть, грустить, ходить, вечереть, решать, стоять, радоваться, поднимать, сообщить, лететь, смеркаться, ехать, пахать, нервничать;
Учитель:
— О какой части речи сегодня пойдет речь? Что они обозначают? Как они называются в казахском языке? На какие вопросы эти слова отвечают? Для чего они нужны в нашей речи? (для того, чтобы рассказать о том, что мы делаем, другие делают, что происходит в различных сферах природной и общественной жизни и т.п.).
- Разбор предложения по членам: Глагол является основой языка.
— По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительных) по частоте употребления в речи. Самыми частыми являются глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать, и др.
— Можно ли у этих глаголов, в той форме, какой они стоят, определить время, число и лицо? Если нет, то как они называются?
- Запись в тетради выводов-определений: глагол как часть речи; инфинитив как начальная, неизменяемая форма.
Глагол (етiстiк) — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (пример…). В предложении глагол обычно является сказуемым: Я собрал всех ребят во дворе.
Инфинитив – начальная и неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на число, ни на время, ни на лицо; только называет действие.
3. Выполнение задания по распознаванию глагола (на доске)
— Докажите, что это глаголы. Что они обозначают? Что такое инфинитив?
- Укажите семантический разряд данных выше глаголов (в материале для наблюдений);
- Распределите глаголы по смысловым группам.
- Дополните список собственными 1-2 примерами.
- Составьте по 2-3 словосочетания с глаголами из каждой группы.
Для справок: глаголы обозначают:
1) движение как процесс …………………..
2) состояние природы как процесс…………
3) состояние живых существ как процесс…..
4) интеллектуальную деятельность………..
5) физическую деятельность……….
6) положение в пространстве………
7) речь……………………………….
4. Коллективное выявление морфологических признаков глагола и запись в тетради определений: наблюдение над материалом, выводы.
1) Устное определение непостоянных признаков (изменение по временам, лицам, родам, наклонениям), запись выводов в тетради.
(Учитель проговаривает вслух группы глаголов, учащиеся определяют изменение глаголов по грамматические признакам).
- Учит, учил, будет учить уроки – изменение по временам;
- Учу, учим, учишь, учите, учит, учат – изменение по лицам;
- Учил, учила, учило – изменение по родам;
- Учил/учит/будет учить уроки; Учил бы/учила бы/учили бы уроки; учи/учите уроки!- изменение по наклонениям;
- Запись в тетради:
Глаголы изменяются по лицам, числам и родам.
Глагол имеет три наклонения: изъявительное, условное (сослагательное) и повелительное, по которым может изменяться один и тот же глагол: желал-желает-пожелает; желал бы; пожелайте;
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которые происходили, происходят, будут происходить (писал, пишу, буду писать); в условном наклонении обозначают желаемые или возможные при определенных условиях действия и образуются присоединением к глаголу прошедшего времени частицы бы (писал бы, написал бы); в повелительном наклонении обозначают побудительное действие: содержит приказ, просьбу (пиши, пишите), оканчиваются на –и (ед.ч.) или –те (мн.ч.).
Например: Ученики выполнили это упражнение (изъявительное). С помощью словаря ученики выполнили бы это упражнение (условное). Ребята, выполните это упражнение! (повелительное).
- работа по группам:
а) 1-я группа: прочитать выразительно четверостишие Н.Аитова в синих карточках, найти глаголы в форме повелительного наклонения;
б) 2-я группа: прочитать выразительно четверостишие Н.Аитова в синих карточках, преобразовать глаголы в изъявительное наклонение и снова прочитать;
в) 3-я группа: прочитать выразительно четверостишие Н.Аитова в синих карточках, преобразовать глаголы в сослагательное наклонение и снова прочитать.
г) общее задание: Переведите на русский язык устно вариации глаголов в трех наклонениях соответственно по группам; прочитать вслух.
Оқулықты құрметте,
Күтіп ұста, кірлетпе
Кішілерге табыс ет,
Дақ түсірмей бір бетке.
4) Материал для наблюдений (на доске) – Вывод.
- Наблюдение над постоянными признаками (сов. и несов. виды, возвратность/невозвратность, переходность/непереходность, спряжение.)
Задание №1. Исследование видовых пар на доске:
кричать – крикнуть, махать – махнуть, решать — решить, открыть — открывать; учить – выучить, писать – написать, списать; брать – взять, говорить – сказать; умирать – умереть, освещать – осветить.
— Ответьте на вопрос: Какой существует оттенок в смысловом различии между парами сходных по значению глаголов?
(Характер действий, продолжительность во времени, однократность/многократность действий)
Вывод: Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Вид определяется по вопросам. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?
Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал (долго и много раз).
Глаголы совершенного вида указывают на законченность (спеть), результат действия (выучить), однократное действие (мигать — мигнуть). Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида разными способами: присоединением приставки (…пример), заменой суффиксов (…пример), заменой одного слова другим (…пример), чередованием звуков в корне (…пример).
Задание №2: Вставьте устно пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.
— Ответьте на вопрос: Как определить выбор гласной –е или –и в безударных личных окончаниях глаголов?
Инфинитивы на –ать, -оть, -уть, -еть(1 спр.): надеть, решать, колоть
-Е или -И
1л. Я, мы –у, -ю, -ем: надену, наден..м, решаю, реша..м, колю, кол..м
2л Ты, вы -ешь, -ете: наден..шь, наден..те, реша..шь, реша…те, кол..шь, кол..те
3л. Он, они–ет, -ут, -ют: наден..т, наден..т, реша..т, реша..т, кол..т, кол..т
Инфинитивы на –ить(2 спр.): строить, закончить
-Е или -И
1л. Я, мы -у, -ю: строю, стро..м, закончу, законч..м;
2л Ты, вы — ишь, -ите: стро..шь, стро..те, законч..шь, законч..те
3л Он, они -ит, -ат, -ят: стро..т, стро..т,законч..т, законч..т
- Алгоритм: Распознавание безударных личных окончаний глаголов по 1му и 2му типу спряжений: определить, находится ли окончание глагола под ударением: да – написать тот гласный, который слышится; нет – образовать неопределенную форму; проверить, оканчивается ли на –ить: да(значит 2 спр.) – написать –ит, -ат ( -ят); нет(значит1 спр.) – написать –ет, -ут(-ют)
- Запись в тетради правила:
Ко II спряжению относятся
1. Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить;
2. 7 глаголов на –еть: ненавидеть, вертеть, обидеть, терпеть, видеть, зависеть, смотреть.
3. 4 глагола на –ать: гнать, дышать, держать, слышать;
Остальные глаголы на –ать, -оть, -уть, -еть, -ыть (вместе с 11 глаголами –исключениями, данными выше) относятся к I спряжению.
3) Распознавание разноспрягаемых глаголов бежать, хотеть
- Задание №3: проспрягайте разноспрягаемые глаголы, 11 глаголов-исключений (самостоятельно).
- Карточки-информаторы о спряжении глаголов
- Инфинитивы на –ать, -оть, -уть, -еть(1 спр.):
1л. Я, мы –у, -ю, -ем: …………………………………………………
2л Ты, вы -ешь, -ете: …………………………………………………
3л. Он, они–ет, -ут, -ют: ……………………………………..
- Инфинитивы на –ить(2 спр.):
-Е или -И
1л. Я, мы -у, -ю:………………………………………
2л Ты, вы — ишь, -ите:………………………….
3л Он, они -ит, -ат, -ят: ……………………..
Выводы учащихся: Спряжение глаголов определяется по инфинитиву; правописание по типу спряжения распространяется только лишь на безударные личные окончания, в которых под сомнение ставится гласная –е или –и в 2л. наст.вр.
- Распознавание возвратных/невозвратных глаголов (на доске): беречь – беречься, радовать – радоваться, разрушать – разрушаться, строить – строиться, умывать – умываться, мыть – мыться, решить – решиться, создает — создается
- Ответьте на вопросы: Каким смысловым оттенком отличаются данные глаголы? Что они означают? Как называются данные формы глаголов?
- Запись правила о признаках возвратности/невозвратности глаголов;
- Работа над правописанием глаголов на –ться, тся: радоваться – радуется, заниматься – занимается, трудиться – трудится;
- Запись в тетради правила –ться и тся в глаголах.
Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), стоящего после окончания в слове называются возвратными: одеваться, одеваюсь, одеваешься, одевается. Возвратные глаголы имеют добавочное значение: 1) действие, направленное на себя (причесывается, одевается), 2) взаимное действие друг на друга (друзья обнимаются, целуются, созвонятся); 3) значение постоянного свойства (корова бодается, собака кусается)
Правописание суффиксов –ться и тся в возвратных глаголах: -ться в глаголах пишется в форме инфинитива, —тся – в форме 3л. ед.ч.: возвращаться (инф.) поздно – возвращается (3л. наст вр.) домой.
7) Самодиктант (уч-ся записывает на доске). Разберите предложения по членам, определите спряжение глаголов, объясните правописание ться и тся.
Я не люблю умыват(?)ся ледяной водой. Земля обогрева..т(?)ся солнцем. Книга созда..т(?)ся писателем. Тропинка продолжа..т(?)ся, и опять в траве теря…т(?)ся. Моей маме вредно волноват(?)ся из-за больного сердца. Тройка мч..т(?)ся по дороге. Берега нашей родины омыва..т(?)ся тремя океанами. В реку весело влива..т(?)ся ручеек.
- Обобщение по правописанию личных окончаний глаголов, правила о спряжениях, правописанию —ться и –тся в глаголах.
- Распознавание переходных/непереходных глаголов. Какие действия обозначают глаголы в первой и второй группах словосочетаний? В чем их особенность?
Материал для наблюдений: согревать землю, попить воды, попробовать молока, любить родителей, доказывать правоту, описывать поездку, выслеживать зверя — сожалеть о неудаче, ходить на лыжах, говорить в микрофон, сидеть за столом.
Вывод: В первой группе глаголы обозначают действие, направленное на объект. Во второй группе глаголы обозначают действие самого объекта, не переходящее на предмет.
Запись в тетради выводов:
- Распознавание синтаксической роли глагола.
Как вы понимаете данный отрывок из текста? Запишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание орфограмм в глаголах. Определите, каким членом предложения являются глаголы в данных предложениях. Обобщите теоретический материал по морфологическим признакам глагола.
Подготовьтесь к составлению карточки-памятки «Морфологический разбор глагола».
Достойный человек сочувству..т другим людям, симпатизиру..т им и друж..т с ними. Его мир полон друзей. Переживание за судьбу другого человека помога…т ее сделать лучше.
10) Орфоэпическая тренировка: Карточка-информатор «Говорите правильно!»
Ехать: поезжай, съезди, съездите, поезжайте (а не ехайте или едьте);
Начаться: урок начался, он начал, она начала, они начали (разноместность ударения);
Звонить: звоним (1л., мн.ч., наст.вр.) – звонишь (2л., мн.ч., наст.вр.)- звоните (2л. наст.вр., мн.ч) – звонит (3л., ед.ч., наст.вр. ) – звонят (3л., наст.вр., мн.ч.) – позвонишь(буд., 2л., сов.в.)-позвоните (буд., условн., мн.ч., 2л.); созвонишься-созвонимся-созвонится- созвонятся (ударение падает на личное окончание)
Хотеть: хочешь – хочет – хотим – хотите (а не мы хочем- вы хочете-они хочят)- разноспрягаемый глагол.
- Коллективное составление карточки-памятки «Морфологический разбор глагола»:
Порядок разбора
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
- Нач.ф. (инфинитив)
2. Постоянные признаки: вид; возвратность/невозвратность; переходность/непереходность; спряжение.
3. Непостоянные признаки: наклонение; время (если есть); число; лицо (если есть); род (если есть);
III. Синтаксическая роль.
- Обобщение теоретического материала.
IV. Закрепление нового грамматического материала на лексическом материале.
Вопросы для обсуждения. Тема: Человек и нравственные ценности. Нравственный мир человека, нравственные ценности. Понятия, определяющие ценность человеческой духовности: «добро-зло». «счастье», «правда», «свобода».
- Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?
- Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека?
- Как сохранить нравственное достоинство?
- Почему материальная обеспеченность не является главным мерилом человеческой ценности?
- Что является самым страшным в жизни человека, добившегося материального благосостояния любыми средствами?
- Какие главные достояния существуют в жизни человека?
«Нравственный кодекс настоящего человека»
- Каждый человек стремится делать все хорошее, т.е. все благое, добродетельное и доброкачественное, избегает как все плохое, т.е. недоброе, злое, дурное, недостойное, некачественное.
- Достойный человек сочувствует другим людям, симпатизирует им и дружит с ними. Его мир полон друзей. Переживание за судьбу другого человека помогает ее сделать лучше.
- Человек не должен навязывать другим того, чего не желает себе сам.
- Достойный человек отказывается ото лжи – озвучивания того, что не соответствует истине, т.е. проповедь насилия, вражды, войны, культа безудержного потребления и наживы любой ценой, роскошного образа жизни, разглашения чужих тайн.
- Сущность человека и отношение к нему других людей определяют его судьбу. Если это отношение будет безнравственным, то судьба уготована человеку печальная. Если же люди ценят и ежедневными усилиями поддерживают нравственные отношения друг с другом, то судьба человека, погруженного в подобные отношения, становится счастливой.
- Запомни врагов своих: жадность, коварство, притворство, пристрастие к телесным и мирским благам, леность, высокомерие, похоть, ненависть, зависть к внешности, учености, молодости и власти. Побеждай их каждый день, чтобы достичь совершенства и удовольствия этой жизни.
- Достойный человек сочувствует другим людям, симпатизирует им и дружит с ними. Его мир полон друзей. Переживание за судьбу другого человека помогает ее сделать лучше.
- Избегай причинения вреда другому человеку мыслью, словом, действием. Ничто не может быть оправданием убийства человека человеком. Исключение составляет защита отечества во время агрессивной войны.
- Не принимай надменного вида, не говори с пренебрежением о других людях, ни когда не говори грубых слов, проявляй заботу о близких и родных мыслью, словом и делом. И тогда тебя будут любить все.
- Неизлечимая болезнь духа становится неизлечимой, когда человек начинает испытывать зависть к чужому материальному и духовному богатству, красоте и могуществу, достойному роду, счастью, удаче и почестям. Зависть губит душу человека в мгновение ока. Именно она заражает дух человеческий неизлечимой болезнью – пороком.
- Счастье испытывает тот человек, кто испытывает к людям объединяющую любовь и приносит им духовную и материальную пользу.
12. Быть достойным человеком, значит быть нравственным человеком.
10 Ситуативный диалог по обсуждению основных принципов нравственного кодекса
Комплексный анализ текста «Главные достояния человека».
«Странно устроена человеческая натура – всего нам мало, всю жизнь стремимся к роскоши и не знаем в этом стремлении меры. Идем к богатству по головам, а то и по трупам и всегда найдем оправдания своей алчности – кто-то жадничает ради детей, некоторые стремятся любыми методами вырваться из нищеты, а потом не могут остановиться, другие хапают по привычке, жить по-другому не умеют. И только к концу жизни понимают, что у человека всего два достояния: это его здоровье и общение с людьми.
Если ты сохранил здоровье и можешь радовать своим присутствием на земле родных и близких – это здорово! Если люди хотят с тобой общаться, значит, ты достойный человек, интересная личность, с тобой приятно быть рядом. А ведь приходится видеть богатых, обеспеченных людей, но совершенно одиноких, никому не интересных, вокруг которых образовывалась пустота – с таким трудом добытые материальные блага никого не грели. Это так страшно!»
- Словарная работа с выделенными словами, составление словосочетаний и предложений.
- Первичное чтение текста учителем.
- Беседа по тексту, ответы на вопросы учителя в виде тезисов (устно).
- Запись основной мысли текста в виде одного предложения.
- Синтаксический разбор предложения; морфологический разбор глаголов в предложении.
- Проговаривание вслух и запись предложений на доске; разбор и обобщение теоретического материала; …………………………………..
- Устный комментарий кодекса нравственности на казахском и русском языках. Предварительно изложить на казахском языке, затем перевести высказывание на русский язык.
- Выборочное списывание синтаксических конструкций, нахождение глаголов, определение морфологических признаков.
V. Обобщение, подведение итогов: устное воспроизведение усвоенного материала; выставление оценок учащимся.
VI. Домашнее задание: выбрать темой сочинения-рассуждения высказывание из кодекса нравственности (по выбору); написать собственное высказывание по заданной теме из выбранного тезиса.