Игра как способ стимулирования мотивации в обучении иностранному языку

Ташенова Гаухар Жумабаевна 

г. Уральск

Уральский гуманитарный колледж

Рубрика: практические вопросы обучения иностранным языкам.

 «Игра как способ стимулирования мотивации в обучении иностранному языку»

     Учебному предмету  «Иностранный язык» отводится существенная роль в решении важных задач, стоящих перед современной школой. Он обеспечивает условия для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности школьника в систему мировой и национальной культур. Будущие граждане Казахстана наряду с знанием родного языка должны знать и иностранный язык, уметь свободно выражать свои мысли  на иностранном языке. Знание иностранного языка – это требование современного общества.

    Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

     Студенты знают, что иностранный язык необходим им в будущем, они с интересом занимаются иностранным языком, хотят говорить на нем, но сталкиваясь с определенными трудностями, теряют интерес, а следовательно, и ранее приобретенные знания. Отношение к предмету меняется. Они перестают заниматься.Из опыта работы в колледже могу отметить, что мало кто из выпускников знают язык и говорят на нем. Наша работа усложняется тем, что это уже взрослые, которые стесняются ошибиться. Это не маленькие дети, которые по природе своей любят повторять за учителем.И занятия длятся не 45минут, а 90. Поэтому  к каждому уроку нужно готовиться тщательно. Передо мной стал вопрос: «Как заинтересовать студентов своим предметом? Как поддержать мотивацию?»

  Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

    У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Учитель должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации, и их резервы. Тогда можно будет точно соотнести содержание учебного процесса на всем его протяжении с соответствующими типами мотивации, т. е. создать стойкую сопутствующую мотивацию, гарантирующую прогресс в овладении иностранным языком

  Существует много способов стимулирования учащихся лучше заниматься английским языком   Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Великий психолог Лев Семенович Выготский считал, что в игре человек раскрывается как нигде. В каком-то смысле игра выше, чем любая другая конкретная деятельность, ведь в ней задействованы абсолютно все виды речевой деятельности, все чувства. Поэтому только через деятельностный подход – а игра и есть деятельностный подход – можно полноценно выучить чужой язык. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности  учащихся. Игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

    На уроках удобно и эффективно использовать игры. Игра – превосходный способ подстегнуть студентов, заставить их активно работать на уроке. После трудного устного упражнения веселая игра – это идеальная возможность расслабиться.

  Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Быстрая спонтанная игра  повышает внимание, оживляет и улучшает восприятие.  Игра помогает мне быстро исправлять ошибки студентов, по ходу дела, не заостряя на них внимания.

Я часто начинаю урок с пятиминутной игры, чтобы освежить память, заинтересовать в изучении нового материала. Иногда я спонтанно прерываю урок, когда вижу, что внимание студентов рассеянно, а затем продолжаю урок.

  Вот примеры игр, которые я использую на уроках.

«Крестики-нолики с глаголами»

Цель: повторить категории времени глагола.

Необходимый материал: доска или ватман, маркер

В каждую из девяти ячеек ставится глагол. Например:

eat

sleep

work

write

drink

go

laugh

read

listen

Группа делится на две команды О и Х и на каждый глагол придумают предложение на заданную тему. Present Continuous. Tom is eating an apple.если предложение верно, я ставлю крестик или нолик соответственно.

«Прилагательные по алфавиту»

Цель: увеличить словарный запас.

Необходимый материал: доска, ручка, словарь.

Я пишу короткое предложение на доске, содержащее прилагательное на “a”

I see an ancient house.

Студенты должны переписать мое предложение и далее написать свои, заменяя прилагательное другим последующих букв алфавита. Например:

I see a beautiful house.

I see a cheap house.

I see a dark house.

I see an expensive house.

«Вопросы и ответы»

Цель: попрактиковаться задавать вопросы и отвечать на них.

Группа делится на две команды. Игроки по очереди задают друг другу специальные вопросы со словами who, when, why, where, how и отвечают на них. Одно очко дается за грамматически правильно поставленный вопрос и одно очко за грамматически правильный ответ. Например:

When did John come yesterday? – 1очко

 He came at 5 o’clock yesterday. – 1 очко

Why are you laughing? 1очко

I’m laughing, because I’ve heard a joke. 1очко

«Команды»

Цель: повторить повелительное наклонение

Класс разбивается на две группы. Студенты по очереди дают команды своим противникам. Одно очко присваивается за правильную команду и одно очко дается за правильно выполненное действие.

«Домино»

Цель: повторить слова

Необходимый материал: небольшие карточки со словами.

Эту игру я предлагаю студентам использовать в школе, а также использую со студентами первого курса. Разрезаем данную таблицу так, чтобы на одной карточке было два слова. Например: Animals — Animals ,   a horse  — a banana  и т.д. Условия игры как обычное домино. Проигрывает тот, у кого больше осталось карточек. Тематика слов может быть различной.

 

Animals

 

Animals

 

     Fruit

 

      Fruit

 

     Food

 

    Food

 

   a horse

 

a banana

 

     a pear

 

       fish

 

      sugar

 

  trousers

 

     a cow

 

     meat

 

  a peach

 

     carrot

 

   sausage

 

      tea

 

an elephant

 

   a beet

 

  an apple

 

     wine

 

    cheese

 

  a potato

 

     a lion

 

   beer

 

a tangerine

 

    a shirt

 

    butter

 

  an eye

 

    a tiger

 

  a skirt

 

a pineapple

 

   a hand

 

   cabbage

 

  a head

 

a hedgehog

 

   a leg

 

cucumber

 

  stomach

 

    tomato

 

   an ear

 

     Drinks

 

Drinks

 

Parts of body

 

Parts of body

 

Clothes

 

Clothes

«Угадай-ка»

Один из играющих выходит из комнаты. В его отсутствие загадывается имя известного актера, писатель. Вернувшись в комнату, он задает вопросы на английском языке и пытается как можно быстрее отгадать задуманное имя.

— Is this a man or a woman?

 — Is he old or young?

 — Is he married?

Затем играющие меняются ролями. Выигрывает тот, кто за меньший промежуток времени назовет имя. Загадывать можно не только имя, но и названия стран.

 

 

 

Литература:

  1. Н.Д. Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам» Москва, 2004
  2.    2. А.А. Есипович «Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранного языка в средней школе» Москва, 1988
  3. Г.В. Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» Москва, 1991

4.   Г.В. Рогова, И.Н.Верещагина «Методика обучения английскому языку     

         на начальном этапе» Москва, 2000

5.  Т.Б. Клементьева “Enjoy Teaching English” Санкт-Петербург, 2003

      6.  М.Ф. Стронин «Обучающие игры на английском языке» Москва, 1984

      7. Д.Стайнберг «110 игр на уроках английского языка» Москва, 2004

Добавить комментарий