Использование ИКТ и проектной технологии на уроках истории

Введение.

 

Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я». 

    Учитель — профессионал — этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог — мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

         Поэтому, для достижения высоких результатов, необходимо использовать инновационные методы обучения. К одной из инновационных технологий относится ИКТ и метод проектной технологии.

Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории  с использованием ИКТ и метода проектной технологии.

      Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди учителей нашей школы. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Я согласна с тем, что необходим опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, т.е. ключевые компетентности.

 Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире

 Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности.  Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

Всем известны следующие группы ключевых компетенций:

1.Организационные

2. Информационные компетенции

3. Коммуникативные компетенции.

4.Общекультурные компетенции.

5.Оценочные (Компетенции личностного самосовершенствования )

6.Учебно-познавательные компетенции

Остановимся на учебно-познавательных компетенциях.

Учебно-познавательные компетенции это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки

Формируются и развиваются учебно-познавательные компетенции как на уроке, так и во внеклассной деятельности, а также через работу с родителями, используя различные технологии: информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение и др.

   Так что же заставляет учителей заниматься проблемой использования ИКТ и методом проектной технологии на уроках истори? Педагогическая среда настолько насыщена информационным содержанием, что возникла острая необходимость внедрения новых информационных технологий, способных обеспечить максимальную оперативность в образовательном процессе.

 Итак, современные информационные технологии неотступно входят в жизнь каждого человека,

Вот и в школу пришли информационные технологии…

Сегодня информационные технологии в обучении истории – это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче казахстанской образовательной политики.

Проектный  метод  — это переход к  новой  педагогической альтернативе:

— от слушания и пассивного восприятия  информации —  к действию и  получению  новых  знаний через  опыт учебного экспериментирования;- от  запоминания  и простого воспроизведения учебного материала — к  критическому     и  творческому  осмыслению окружающей действительности;- от простого  следования инструкции учителя  —  к осознанному познавательному процессу.

В настоящее время  проектный метод определяют как образовательную  технологию. В настоящее время  проектный метод определяют как образовательную  технологию:

концептуальность, т.е. опора на стройную систему философских и психолого-педагогических концепций; системность, т.е. целостная последовательность дидактических приемов и операций (этап выполнения исследования, определенные функции ученика и учителя, способы их взаимодействия, критерии оценки); воспроизводимость, т.е. возможность найти применение на различных этапах обучения, с учащимися разных возрастов, с материалом различной сложности; универсальность, т.е. метод  адаптирован к особенностям практически каждого предмета.

Свойства проектной работы:

Проект  — это цельная работа, ее  нельзя  не   закончить,  т.к. оценивается конечный результат .

 Проект – сложная работа,  состоящая из разных видов деятельности: составление плана; работа с информацией; общение с людьми; анализ полученных материалов; составление рекомендаций. Присутствие  реальной практической   деятельности.

Центральным принцпом проектной деятельности является совместная деятельность учителя и учащихся.Если несколько учителей осуществляют руководство проектной работой, необходимо проведение педагогических совещаний для согласования позиций. Конечный продукт может быть в виде письменного отчета, статьи, доклада,  фильма, презентации, выставки или в другом виде. Результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие. Конечный продукт может содержать описание проблем, их особенности, различные точки зрения. Следует отметить, что в рамках проектной деятельности создаются важные предпосылки для формирования специфических предметных, общеучебных и коммуникативных умений и навыков.

Проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся:

                  обладающих  набором умений  и навыков  самостоятельной конструктивной работы;
—  владеющих способами  интеллектуальной деятельности  и  готовых к сотрудничеству.

Роль учителя в проектной деятельности:

 

Учитель, использующий проектный     метод или технологию, выступает в нескольких ролях:специалист по  теории  управления проектами, куратор проекта, руководитель  проекта, координатор (тайм -,  кипер), следит  за соблюдением  графика работ, консультант.

Цели использования информационных технологий:

1.Создание индивидуальной заинтересованности учащихся в приобретении знаний и умений по предмету;

2.расширение интеллектуальных возможностей ученика:

3.облегчение процесса обучения в условиях постоянного увеличения потока информации.

Из целей вытекают конкретные задачи.

Применение ИКТ на уроке истории позволяет решить следующие задачи:

  1. 1.                  умение работать с информацией, создавая собственную систему восприятия и критического мышления;
  2. 2.                  освоить предмет на разных уровнях глубины;
  3. 3.                  формировать умения и навыки;
  4. 4.                  развивать способности к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).

Для учащихся созданы условия

  1. 1.                  для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей;
  2. 2.                  для широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки;
  3. 3.                  для удовлетворения потребностей в углубленном изучении предмета;
  4. 4.                  для раскрытия творческого потенциала учащихся;
  5. 5.                  для самостоятельного освоения знаниями.

Это дает возможность:

  1. 1.                  применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку;
  2. 2.                  использовать электронные и информационные ресурсы при изучении нового материала;
  3. 3.                  создавать мультимедийные сценарии уроков;
  4. 4.                  применять компьютерные тренажеры
  5. 5.                  организовать самостоятельное изучение

   Применение ИКТ  должно органично вводить новые технологические средства в традиционный урок. А именно: использовать вербальный, исследовательский, программированный методы, которые придают зрелищность и эмоциональную окраску уроку.

 С помощью ИКТ появилась возможность индивидуализировать обучение.

      Использование ИКТ дает прекрасную возможность формирования и развития у учащихся мотивации изучения истории.

 Использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.

Суть применения ИКТ состоит в следующем: учебный процесс организуется таким образом, чтобы практически все учащиеся оказывались вовлеченными в процесс познания. При этом они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. На уроках исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях. Для этого на уроках организовывается  индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации.

 Начало урока  организовывается как актуализация опорных знаний учащихся и переход к новой теме, постановке проблемы.

Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

К настоящему времени уже накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.

Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.

В дальнейшей работе в практику работы  включаются программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы.

В педагогической деятельности педагоги используют компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.

Информационные технологии на уроках истории используются в следующих вариантах:

1.  Цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники

2. Дистанционное обучение, участие в олимпиадах.

3. Подготовка к ЕНТ по истории.

1)Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями (редкие фотографии, плакаты, картины, рисунки, схемы, диаграммы); кинохрониками, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии.

2)Самый распространенный вид — мультимедийные презентации. За время работы в школе педагогами разрабатываются  и накапливаются как целые системы уроков, то есть начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации.

Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

3) Кроме мультимедийных презентаций на уроках целесообразно использование флеш-фильмов. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.

4) Следующий вид использование информационных технологий на уроках истории это мультимедийные карты. Исторические карты прошлых лет почти отжили свой век. Они создают постоянные проблемы: хранение, перемещение, размещение и т.п.. Им на смену пришли интерактивные карты, которые более ярче, образнее и в наш век информационных технологий незаменимы.

5) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на  уроках  используются различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут быть простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.

Способы работы с тестами разнообразны: – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.

Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности

6) Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения  используются различные шарады, викторины, кроссворды, которые готовлю либо самим учителем, либо учащимися дома, либо используются готовые формы.

7) В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕНТ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.

В своей деятельности историки используют тренажеры для подготовки к ЕНТ и по истории, и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ЕНТ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. , т.е. задания разного уровня сложности. Такие задания использую как для работы со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ЕНТ.

8) И конечно же, важным элементом  педагогического процесса является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность – сравнительно новая форма работы, а особенно применительно к компьютерным программам.

С использованием ИКТ учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие.

Общие преимущества мультимедиа:

  1. 1.                  Удобство и легкость предъявления материала в качестве предмета рефлексии;
  2. 2.                  Возможность фиксировать содержание с многократным возвращением к нему в нужном режиме;
  3. 3.                  Построение принципиально новой системы общения;
  4. 4.                  Выбор индивидуального темпа, объема, времени обучения;
  5. 5.                  Широкие возможности для создания эмоционально-фонового сопровождения;
  6. 6.                  Удобство хранения и доступа к большим объемам информации;
  7. 7.                  Возможность имитации недоступных процессов и явлений и их моделирования;
  8. 8.                  Копирование, тиражирование, редактирование, быстрая передача на расстояние.

Таким образом, использование информационных технологий помогает учителям повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

• психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор детей;

• возрастает уровень использования наглядности на уроке;

• повышение интереса к изучению истории и успеваемости;

• идет более полное усвоение теоретического материала;

• идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения позволяют учителям добиться качества обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Таким образом, такая система работы позволяет:

— оптимизировать труд  учителя.

— упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

— изготавливать раздаточные печатные материалы к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся.

— использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕНТ.

— создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.

Кроме того, эта система работы позволяет

1.Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению  предмета и, как следствие рост качества знаний.

2.Более качественно подготовить учащихся к итоговым контролям знаний:

      — все выпускники сдающие историю осваивают стандарты,  учащиеся сдают историю на достаточном уровне, это подтверждают статистические данные последних лет.

 

 

Добавить комментарий