Использование стратегий Кембриджской программы
на разных этапах урока географии для развития
функциональной грамотности учащихся
Подготовила
М.А. Мекебаева
учитель географии
На уроках географии для развития функциональной грамотности учащихся я использую различные виды стратегий, и большое внимание уделяю модулю КМ.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
О модуле критическое мышление я знала понаслышке. Мне этот модуль казался сложным и недоступным. Но после глубокого и тщательного знакомства с содержанием модуля, я поняла, что я, оказывается, уже применяю на своих уроках некоторые стратегии данной технологии. У нас, в Казахстане, критическое мышление считается одним из ведущих педагогических модулей. В чем же актуальность данного модуля? Я думаю, прежде всего в том, что «критическое мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически ее осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны научиться рассматривать эти знания со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать определенные выводы. Все это ведет к развитию интеллектуальных способностей. В этом одна из причин актуальности данной технологии. Многие учителя в своей практике часто применяют различные стратегии данного модуля. Я тоже использую на своих уроках некоторые стратегии критического мышления.
Американские педагоги разработали структуру технологии развития критического мышления, состоящую из трех стадий: вызова, осмысления содержания и рефлексии.
Например:
на стадии ВЫЗОВА:
Приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала.
1. Стратегия «Парная мозговая атака». Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
2. Стратегия «Знаем, хотим узнать, узнали». Этот прием применим для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней. Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные географические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. Я использовала данный прием в 11 классе по теме «Великобритания»
3. Стратегия «Верите ли вы, что …»
Каждая группа должна ответить на поставленный перед ними вопрос и обосновать свое мнение.
Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
на стадии ОСМЫСЛЕНИЯ
Когда учащиеся припомнили, что знали, прикинули, в чем уверены вполне и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии, стадии осмысления. На этой стадии можно применить несколько методических приемов, например:
- 1. Система маркировки текста, стратегия «Инсерт»
Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
? — галочкой (?) помечается то, что им уже известно;
– — знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям;
+ — знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным.
? — вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
- Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
- 3. Стратегия «Корзина идей»
В «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока : топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС , ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь , Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это позволило сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» и выяснить первоначальные представления учащихся о географии топливных ресурсов, активизировать их деятельность на уроке.
- 4. Стратегия «Ромашка Блума»
Состоит из шести лепестков — шесть типов вопросов.
• Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традицион-ных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
• Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относи-тельно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, от-сутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем извест-ный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».
• Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
• Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предпо-ложения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
• Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок от-личается от другого?» и т.д.
• Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Где вы в обычной жизни можете наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». Такой метод приема я использовала в 9 классе, тема «Металлургический комплекс Казахстана»
- 5. Стратегия «Перепутанные логические цепочки»
Каждая группа получает термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Стадия Рефлексия
На стадии рефлексии я использовали следующие стратегии:
- «Светофор»
- «Смайлик»
- «Мое настроение»
- «Плюс-Минус-Интересно»
- «Синквейн»
Вывод: самое ценное, что данная технология развивает умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решить проблемы. Использование технологии РКМ развивает географическое мышление детей. Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Я учусь вместе с детьми и учусь сама у детей.
Список литературы.
1.Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования). Астана, 2012
2.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
3.Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
4.Образовательный портал www.cpm.kz
5. Методы Активного Обучения и Преподавания для Основного Уровня 3, 2007 год.
6. И. Загашев «Умение задавать вопросы». Санкт-Петербург