Северо-Казахстанская область
Акжарский р-н
Талшикская СШ
учитель информатики
Ахметова Аймгуль Бахитовна
Тема: Команды и операторы.
Обуч цель: Познакомить учащихся с основными командами и операторами языка Паскаль. Использование их на практике при решении задач.
Развив цель: Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ информатики.
Воспит цель: Культуру поведения, общения. Воспитание у учащихся информационной культуры. Подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества.
Ход урока:
1. Орг момент
2. Этап постановки цели урока
3. Опрос д/з
Для чего нужен алфавит?
На какие группы делятся символы в зависимости от особенностей языка?
4. Этап объяснения новой темы
Запуск программы
С:\\TP7\\BIN\\Turbo.exe
Процесс исполнения программы состоит из двух частей:
1. Ввод текста программы в память машины посредством текстового редактора Turbo Pascal
2. Запуск программы для исполнения.
После загрузки интегрированной среды разработки (IDE – Integrated Design Environment) системы Turbo Pascal на экране компьютера может возникнуть картина следующего вида.
Вверху экрана находится строка главного меню. Переход к главному меню осуществляется нажатием клавиши F10 или щелчком мышки на каком-либо слове меню. после выполнения команды: File-New появится основное рабочее поле системы Turbo Pascal, состоящее из главного меню в верхней строке экрана, нижняя строка экрана содержит оперативную подсказку по так называемым «горячим клавишам» и окно редактора. Набор текста в нем осуществляется, как и в любом текстовом редакторе.
Среда программирования Turbo Pascal позволяет создавать тексты программ, редактировать, компилировать их (переводить на язык, понятный компьютеру), находить и исправлять ошибки, выполнять отлаженную программу.
Основные позиции главного меню:
File (файл) – работа с файлами
Edit (редактирование) – редактирование текстов
Search (поиск) – поиск информации в тексте
Run (запуск) – выполнение программы
Compile (компилирование) – формирование программы
Debug (отладка) – режимы и средства отладки
Tools (инструменты) – инструменты отладки
Options (параметры) – установка параметров и режимов
Window (окно) – работа с окнами
Help (справка) – справочная система
Выбор вариантов в этом меню производится с помощью клавиши F10 и клавиш-стрелок вправо и влево и фиксируется нажатием клавиши ENTER. Результатом будет появление на экране соответствующих подменю. Например, чтобы запустить или перезапустить программу с самого начала, надо выполнить команду:
F10-Run-Run
или нажать комбинацию клавиш Ctrl+F9
Выход из подменю и выход из главного меню произойдет после нажатия клавиши ESC. Полное описание всех этих подменю можно получить на экране компьютера, обратившись к электронному справочнику через подменю Help (справка).
Обычный вид программы:
Program — имя программы
label – раздел
const — раздел констант
tupe – раздел типов
var – раздел переменных
procedure, function – раздел процедур и функций
begin
раздел операторов
end.
Основным является раздел переменных var. В нем указываются имена переменных, используемых в программе, и их тип. Например:
var a, b: integer; x: real
Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип. Описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.
Раздел операторов заключается в операторные скобки begin и end, при этом после end ставится точка. В разделе операторов (команд). Заголовок, разделы описаний, операторы заканчиваются точкой с запятой. После слова begin точка с запятой не ставится.
Команды языка Паскаль
Оператор |
Форма строки |
Назначение, применение |
{} |
{пояснение} |
Оператор-комментарий |
read (читать) |
read (список имен); |
Оператор ввода данных с клавиатуры. Например, read (а,b); — требует ввода двух чисел |
readln |
readln (список имен);
readln |
После ввода данных курсор переводится на новую строку Оператор пустого ввода – осуществляет перевод курсора на новую строку |
имя переменной:= выражение |
имя переменной:= выражение; |
Оператор присваивания. Знак «:=» читается «присвоить». Например: а:=а+1; |
write (писать) |
write (список вывода); или write (‘подсказка’, список вывода); |
Оператор вывода данных на экран дисплея. Элементами списка могут быть переменные, числа, выражения и тексты, заключенные в апострофы (одинарные кавычки) Например: а) write (‘результат’, ‘х=’, х) Б) write (‘х=’, х: 6: 2);вывод числа с фиксированной точкой |
writeln |
writeln;
writeln (список вывода); |
Оператор пустого вывода – осуществляет перевод курсора на новую строку. Перевод курсора на новую строку после печати. |
Практическая работа пример 7 стр 32
Постановка д/з: стр 27-36, выучить операторы, команды.