Маршевая музыка

Подготовили:

 Кузнецова Марина Геннадьевна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,

Кравец Елена Викторовна,

преподаватель фортепиано 

Школы искусств №2

 

Цель:  ознакомить учащихся с многообразием разновидностей жанра марша и через эвристическую деятельность выявить основополагающие признаки маршевой музыки.

Задачи:

 

а) образовательная — сформировать устойчивые знания по теме, умение находить и формулировать определения по проблемным вопросам, навыки целенаправленного слушания и анализа музыкального материала.

б) развивающая — расширение общемузыкального кругозора через музыкально-иллюстративный материал.

в) воспитывающая — привитие чувства значимости и ценности музыкального наследия, формирование  культуры межличностного общения, сотрудничества на уроке.

Техническое оснащение урока: фортепиано, компьютер, ИД

 

Ход урока

I.  Оргмомент. Объявление темы урока, целеполагание.
Теоретик (Т) —  Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас новая тема: «Маршевая музыка».
Урок будет интегрированным, и сегодня два учителя – я как теоретик, и преподаватель фортепиано, Кравец Елена Викторовна, – будем направлять вас в ваших рассуждениях по теме «Марши». Музыкальные примеры будут исполнять ученики класса Елены Викторовны.
Сегодня, как и всегда, при объяснении новой темы, основной акцент будет сделан на вашем активном участии в освоении нового материала. Поэтому настройтесь на активный поиск ответов на все ключевые вопросы урока.
Ваша задача состоит в том, чтобы, опираясь на предложенные музыкальные примеры,
1.дать определение – что такое «марш» как музыкальное произведение;
2.классифицировать марши в зависимости от характера и области применения;
3.выявить основополагающие признаки жанра марша.
Я думаю, что вы успешно справитесь с заданием, потому что знакомы с этим жанром с раннего детства, и ваш собственный личный опыт поможет вам сделать верные выводы. Мы  попытаемся совместными усилиями обобщить все то, что вы знаете о маршевой музыке.

II.Объяснение нового материала

Пианист (П) — ребята, вам, конечно известно имя композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. У него очень много детской музыки, и он также писал книги о музыке для детей. Хочу задать вам несколько неожиданный вопрос: знаете ли вы, как представляли себе землю  люди в древности? Какую она имела форму? На чем держалась?
Дети(Д) — она была плоской и стояла на трех слонах (варианты — черепахах, китах и т.д.).
П — Не только земля, но и музыка, как считал композитор, имеет три важнейшие опоры — а как они называются, вы скажете мне, когда прослушаете музыкальные примеры (звучат фрагменты из "Польки" Глинки, песни Красёва "Маленькой елочке" и марша из оперы Верди «Аида»"). Как называются эти три важнейших жанра?
Д — танец, песня и марш 
П – Правильно, именно так Кабалевский называет этих" трех китов" музыки. А мы с вами сегодня подробно поговорим об одном из них, имя которому — марш.
Т — когда любой из нас сталкивается с чем-то новым, неизвестным, то естественным образом рождается вопрос-"Что такое марш?" И мы тоже начнем с определения. Давайте выработаем его вместе, но сначала заглянем в русско-французский словарь, чтобы узнать его перевод. Читаем: — "марш" в переводе с французского – «ходьба».  А "музыкальный марш" — это то, что мы видим, читаем или слышим?
Д — Мы слышим звуки, это музыка.
Т — Для чего она предназначена, что нужно под нее делать?
Д — Чётко, организованно шагать. Без нее можно сбиться с ритма.
Т- Вот вы и вышли на определение понятия «марш»: это что?
Д — (хором) — музыка, которая сопровождает шествие людей.
Т — Какими бывают марши? Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте в аудиозаписи музыкальные примеры и сделайте нужные выводы.
(Пример №1). В Аудиозаписи звучит марш "Прощание славянки"
Д -учащиеся определяют его как военный, походный марш, анализируют характер музыки.
В подтверждение сказанного просматривают видеофрагмент этого произведения.
(Пример №2) Прослушивают "Марш Черномора» из оперы Глинки " Руслан и Людмила" –
Д — находят его сказочным, фантастическим. Просматривают видео, комментируя ссылками на поэму А.С.Пушкина.
(Пример №3) — ученица класса пед. Кравец Е.В.  играет "Спортивный марш» И.Дунаевского
Д — сразу узнают эту музыку и дают верное определение типу маршу-спортивный.
(Пример №4)
П — исполняет фрагмент из "Похоронного марша" Шопена
Д — дают определение-«похоронный»,  объясняя это траурным характером музыки, по ходу анализируя средства музыкальной выразительности.
(Пример №5)
П —  исполняет фрагмент "Свадебного марша" Мендельсона
Д — ученики безошибочно узнают его. Характеризуют музыку и комплекс выразительных средств (смотрят видео).
(Пример №6)
Т — исполняет "Марш деревянных солдатиков" из "Детского альбома" Чайковского.
 Как вы думаете, эта музыка звучит так же весомо, значительно, как и предыдущий фрагмент?
Д — Нет, она какая-то игрушечная.
Т — А кто развлекается игрушками?
Д — Маленькие дети.
Т — Как вы считаете, о ком и о чем рассказывает музыка из сборника "Детский альбом", который написал великий русский композитор П.И.Чайковский?
Д — О детях и об их играх.
Т — В самом деле, это так. Пьеса, которую я вам сыграла, называется "Марш деревянных солдатиков".  Как можно назвать такой марш?
Д — Детским (характеризуют музыку). Смотрят видеофрагмент
(Пример №7)
Т – Как может исполняться марш? Его исполняют на инструментах или поют? (звучит песня Л.Тухманова «День Победы») Имеет ли эта музыка  отношение к нашей сегодняшней теме?
Д — Это песня, но она имеет маршевый характер и во всем остальном совпадает с прослушанными инструментальными маршами.
Т — Давайте определим ее как песню-марш. И теперь мы делаем вывод: в зависимости от способа исполнения марши бывают …?
Д- есть 2 вида -инструментальный и песня-марш
П – А теперь будьте особенно внимательны. Сейчас с известной вам музыкой начнут происходить удивительные вещи. Какие — вы скажете сами (играет "Свадебный марш" Мендельсона не в 4-дольном, а в 3-дольном размере)
Д — музыка просто перестала быть маршевой! Она похожа на вальс (определяют ее трёхдольность).
Т — А какой размер дает возможность маршу  не терять своё «лицо»?
Д  – 2/4 или 4/4
П — исполняет марш "Прощание славянки" без пунктирного ритма). Чем отличается этот вариант от ранее прослушанного?
Д — Музыка стало  вялой, неактивной.
П — А почему?
Д – изменились длительности, теперь они звучат «ровно».
Т — Ребята, сейчас вы убедились в том, что отдельные выразительные средства, которые характерны для марша, действительно, играют для него очень важную роль. Какой ритм «жизненно необходим» для марша?
Д – Пунктирный – ( записывают пунктирный ритм длительностями).
Т — Ребята, скажите, какие инструменты чаще всего используют композиторы, когда сочиняют марши?
Д – Без ударных  и медных духовых инструментов не обходится ни один марш.
Т – а почему именно эти инструменты мы чаще всего слышим в маршах?
Д – их можно взять с собой на улицу, к тому же они громко звучат.
Т — Скажите, в какой форме пишется марш? Для этого еще раз прослушайте "Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского .
Д — (слушают в аудиозаписи) – ответ – в 3-частной.

  1. III.            Закрепление нового материала, подведение итогов урока

 

Т – По ходу урока вы дали определение понятию «марш», далее вы прослушали разные  марши, выяснили, что их характер зависит от ситуации, в которой они звучат. Ещё раз перечислите их.
Д – перечисляют названные ранее типы маршей
Т — Но есть в них и такие черты, которые дают возможность не спутать их с другими жанрами, например, с танцами. Вы сейчас самостоятельно определили  главные отличительные признаки марша как жанра
Д — перечисляют основные признаки марша ( метр, ритм и т.д.)
Т —  Можно подвести итоги нашего урока. Тема, которая сегодня была освещена, не является для вас чем-то совершенно новым, неизвестным. Вы достаточно часто сталкивались с ней с раннего возраста, когда, будучи в детском саду, дружно маршировали на музыкальных занятиях. Просто пришло время систематизировать эти знания. Хотя бы потому, что маршевая музыка еще не раз встретится вам на уроках музыкальной литературы.
П — и, конечно же, в классе специальности. Будут случаи, когда произведение будет называться не маршем, а иначе, и, тем не менее, будет  иметь черты марша. И я думаю, что после такого подробного разговора о маршах вы будете исполнять их по-взрослому — более осмысленно и зрело.

  1. IV.            Оценка деятельности детей

 

Т —  А для того, чтобы проверить, как вы запомнили музыку, предлагаю всем учащимся поучаствовать в музыкальной викторине (звучат фрагменты прослушанных на уроке произведений).
Проводится коллективная  перекрёстная самопроверка письменных ответов учащихся.
Т- оценивает степень участия и уровень ответов детей.

  1. V.              Домашнее задание

 

Т- Домашнее задание: используя Интернет-ресурсы, создать презентацию из 7-10 слайдов на тему «Такие разные марши».

  1. VI.            Окончание урока

 

Благодарим за активное участие  педагога фортепианного отделения Кравец Е.В. и учащихся её класса.
Всем спасибо за  участие. Урок окончен.

Использованные источники

 Кабалевский Д.Б.  «Как рассказывать детям о музыке?» Советский композитор, М., 1977.
 Г. Виноградов, Е. Красовская  «Занимательная теория музыки» Советский композитор, М., 1991
Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие. М., Росмэн, 2002
Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и  ДМШ Ушпиковой Г.А.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%F8_(%EC%F3%E7%FB%EA%E0)
http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=45908
http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/fonochrestomatiya.php
http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%83
http://metodisty.ru/m/files/view/zhanry_marshevoi_muzyki-_8_klass
«Прощание славянки»


«Марш Черномора»


Сл. Лебедева-Кумача, муз. Дунаевского Спортивный марш


«Свадебный марш» Мендельсона 


«Марш деревянных солдатиков»


Марш из оперы Верди «Аида» 


Тухманов Д.. «День Победы»  

Добавить комментарий