Гродникова Надежда Викторовна, учитель музыки. г.Караганда, ШЛ № 101
Пояснительная записка
Содержания современного образовательного процесса, направлено сегодня на повышение качества знаний учащихся, обеспечение их всестороннего личностного развития. Из этого следует, что обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением и способностями к
самостоятельной познавательной деятельности. Актуальность этого аспекта обусловлено объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира, необходимостью всестороннего развития личности, вызванного природной активностью ребенка и реализующейся в творчестве.
Творчество – этот тот вид деятельности, с одной стороны, который является важным условием, а с другой – эффективным средством развития творческой личности. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию; творчество связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками, применять их в новых видах практики и предполагает непременное условие — отказ от стереотипных представлений. Все, усвоенное таким способом, становится прочным достоянием школьников; процесс познания приобретает развивающий характер, а жизнь обогащается новыми чувствами.
Изучение свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей, именно то, что и предполагает развитие творческого потенциала учащихся. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение. Эффективное развитие творческого потенциала учащихся происходит именно в процессе воспитания и обучения , что и позволяет решать одну из основных целей современного образования -подготовка личности учащегося к будущему.
Сегодня урок музыки предполагает использование различных современных педагогических методов, приемов, а так же технологий, или их элементов, способствующих развитию творческого потенциала учащихся. Причем каждый возрастной этап определяет свою личностную позицию в плане развития творческого потенциала, а также приобретение определенных навыков. Например:
. 1-4 класс-приобретение творческих навыков
развитие потребности в актуализации творческих навыков
5-6 класс – развитие отдельных творческих способностей.
формирование мотива удовлетворения творческих потребностей.
Если говорить о современном уроке музыки – это прежде всего использование икт на уроках , а также развитие компетенций, как у учащихся, так и у педагога: в ведущих стилях и направлениях эстрадной музыки, названиях и применении звукоакустической аппаратуры (усилитель, колонки, приставки и т.д.), возможностей современных электронных музыкальных инструментов (синтезатор), мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером и интерактивной доской, использование электронных учебников. Все это ведет к развитию творческих способностей учащихся, поисково-исследовательской деятельностиь, инициативности в организации собственной познавательной активности.
Применение информационных технологий позволяет:
- По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.
- Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
- Помогать активизации творческого потенциала ребенка.
- Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
- 5. Формировать духовный мир ребенка. Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя как субъекта:
- Систематичность применения ИКТ.
- Компетентность учителя в компьютерных технологиях.
- Интерес и инициатива самого учителя.
- Творчество.
- Современные технические средства. Предполагаемый конечный результат – если в урок музыки будут внедрены компьютерные и информационно – технологические технологии, то оптимизируется учебный процесс (то есть за тот же отрезок времени будет достигнут более высокий результат), вследствие чего, повысится эффективность музыкального развития учащихся, интенсивно будут развиваться творческие способности учащихся
Пример практического использования ИКТ:
Музыкальные проигрыватели («Windows Media Player», «Win Amp»);
Музыкальные энциклопедии
.(«Музыкальное наследие Казахстана»,
.«Энциклопедия классической музыки»,
«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»);
.Вокально – хоровая работа:
.фонограммы
.программы для пения караоке (Vocal Jam, Gala Kar, Vanbascos karaoke player.
Также предполагается использование электронныхов.
Предполагаемый конечный результат – если в урок музыки будут внедрены компьютерные и информационно – технологические технологии, то оптимизируется учебный процесс (то есть за тот же отрезок времени будет достигнут более высокий результат), вследствие чего, повысится эффективность музыкального развития учащихся, интенсивно будут развиваться творческие способности учащихся.
Технология критического мышления также одна из многих, которую можно очень плодотворно использовать практически на всех этапах урока. Использование методов, характерных для этой технологии, наиболее актуальны для уроков искусства (метод музыкально-художественной драматургии урока , эвристический, проблемно-поисковый). Критическое мышление предполагает творчество, дает импульс, обеспечивает значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления даже на уроке музыки приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании творческого аспекта личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Здесь можно представить несколько этапов:
Стадия вызова и пробуждения и интереса к предмету
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.
Задачи:
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Пример практического использования ИКТ:
Музыкальные проигрыватели («Windows Media Player», «Win Amp»);
Музыкальные энциклопедии
.(«Музыкальное наследие Казахстана»,
.«Энциклопедия классической музыки»,
«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия»);
.Вокально – хоровая работа:
.фонограммы
.программы для пения караоке (Vocal Jam, Gala Kar, Vanbascos karaoke player.
Также предполагается использование электронныхов.
Предполагаемый конечный результат – если в урок музыки будут внедрены компьютерные и информационно – технологические технологии, то оптимизируется учебный процесс (то есть за тот же отрезок времени будет достигнут более высокий результат), вследствие чего, повысится эффективность музыкального развития учащихся, интенсивно будут развиваться творческие способности учащихся.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Вот те методы и приемы, которые можно применять на уроке музыки.
Составление кластера.
Последовательность действий проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
Например, тема «Опера». Ученики записывают слова , ассоциирующиеся у них с этим словом. Можно предложить групповую работу. Затем заслушивается каждый спикер из группы , материал компонуется , анализируется . Следующее действие предполагает составление информации из всего собранного материала. Таким образом, ребята могут подойти к теме урока и дать самостоятельно объяснение нового материала в рамках своего кругозора.
Очень эффективно происходит процесс изучения новой темы с использованием проблемно-поискового метода.
Например, при изучении новой темы в 6 классе «Формирование музыкальной культуры Казахстана», можно создать проблемную ситуацию и предложить учащимся побыть в роли « министра культуры Казахстана», которому необходимо решить проблему развития и дальнейшего становления Республики в этой области. Предполагается как групповая форма работы, так и индивидуальная. После проделанной работы можно провести анализ с текстом в учебнике. И практически всегда ученики вырабатывают правильные ответы.
Здесь можно проследить формирование личностной позиции « Я — творец», «Я — исследователь», развитие самостоятельности учащихся и умение использовать свой внутренний творческий потенциал. Практический выход этой темы урока можно осуществить через создание компьютерной презентации (групповая, индивидуальная).
В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся могут выступить в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров-исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности.
Итак, приведем пример: Тема «Театр» — яркий пример, где можно предложить ученикам в групповой работе использовать творческий потенциал для создания своего спектакля. Личная вовлеченность каждого, осмысленность и действенность творческого поиска задают целостность мыслительного процесса. Учащимся можно предложить прослушать например 5 различных музыкальных отрывков, создав на каждый из них сюжет, (можно сделать зарисовки), которые затем объединятся в небольшой мини-спектакль, где каждому члену группы определяется роль. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь создает комфортные условия творческой среды.
Результат – постижение природы музыкального творчества, развитие художественно-образного мышления. Л.С. Выгодский говорил: «Игра ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра-это всегда эмоции, а там, где эмоции, — там активность, там внимание, творчество и воображение, там работает мышление.» И это яркий пример использования метода эмоциональной драматургии , который
Еще один из видов деятельности на уроке музыки –это певческая деятельность. Правильно подобранные певческие упражнения и распевки могут способствовать развитию хоровых навыков , а дифференцированный подход –развитию музыкально-творческих способностей детей. Здесь же можно говорить об импровизации. Например:
Детям можно предложить четверостишие и на него наложить свою музыку. Это развивает и активизирует мыслительную, слуховую и творческую деятельность ученика и доставляет удовольствие от творчества. Практика показывает, что если применять на практике данный методический комплекс, то у каждого здорового ребенка можно развить способность выражения себя в музыкальном творчестве независимо от индивидуальных возможностей, а настойчивость и устремленность.
Один из следующих этапов урока музыки – слушание. Это тот момент, когда необходимо смоделировать его так, чтобы ребенок ставился в позицию исследователя и слушателя нового для него произведения искусства. Основная задача, стоящая на данном этапе для учителя это — воспитание интереса к музыкально-художественному искусству, развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся, а также формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.. Творческие проявления детей на уроках должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер, поэтому необходим разнообразный комплекс педагогических воздействий, которые выражаются в следующем:
1 Особый принцип подхода к отбору музыкального материала для урока, то есть выборе из программы произведений, которые могут стать основой для формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать общепринятым дидактическим требованиям;
2 Подборе дополнительного материала, служащего для учащихся образцом творческих действий.
Из личного опыта работы можно предложить прослушивание музыкального произведения, не говоря его название. Оно должно нести определенный, конкретный образ. Ученикам предлагается прослушать внимательно произведение и дать ему название. Название предложенного произведения может быть, например таковым: «Закат солнца» «Одиночество» и т.д. А казахские кюи, имеющие программное содержание, такие как «Сары-арка», «Аксак кулан» ученики изначально и слушают с интересом и практически всегда близки к истинному названию инструментального произведения. И это как раз тот момент, когда наглядно видно, как глубоко ребенок проникается музыкой. И это яркий пример использования метода музыкального общения и метода размышления о музыке. Кроме того идет развитие такого аспекта творческого потенциала у детей, как фантазия . Вообще творчество ребенка базируется на ярких примерах слушания музыки. Также , при этапе слушания музыки можно развивать еще и ассоциативное мышление . Прослушав произведение, ученик может выразить свое впечатление через рисунок, через цветовую гамму, а также через передачу впечатлений от создавшегося образа при прослушивании. Еще один интересный и эффективный способ развития творческого потенциала- это использование различных иллюстраций и подбор к ним музыкальных отрывков, предложенных учителем.. Это может быть иллюстрация.
Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. При прослушивании образцов мировой культуры (Бах, Бетховен и т.д.)необходимо использовать психологический настрой, метод беседы. И очень важно для развития творческой деятельности предусмотреть новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала — от прошлого — к настоящему, от настоящего — к будущему, что позволит рассмотреть любое музыкальное произведение с точки зрения традиций и современности, а творческая деятельность — проанализировать его существование в будущем . Метод моделирования музыкального произведения дает также эффективный результат для развития творческого потенциала. Например, прослушав одну часть произведения , можно смоделировать не слушая ,вторую и третью, исходя из музыкального контекста и своих знаний о композиторе , его характере и образе жизни. Наглядный тому образец — «Лунная соната» Л.В.Бетховен. Таким же образом можно смоделировать ораторию С.Мухамеджанова «Голос веков».
Нестандартный урок – творческий урок — вот еще пример, где можно больше уделить времени для развития творчества. Нестандартные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету, способствуют лучшему усвоению программного материала и мотивируют детей к изучению предмету .Это и урок в форме звездного часа, КВН, что, где, когда и т.д..
Методическая рекомендация к проведению такого урока заключается в следующем:
1.Вводить творчество на урок , не перегружая его.
2.Использовать на уроках формы работы , предполагающих создание творческой атмосферы(сказка, игра, импровизация, зарисовки, создание клипов к песенному материалу).
3.Разработывать творческие задания, с учетом умения переносить знания в другие области познаний.
4.Художественная импровизация учителя должна быть не мене активна , чем детская.
Творческий урок предполагает, например подготовку танцевального сопровождения к песням, ранее изученным. Также создание клипов к песням в рисунке .Таким образом, это и урок закрепления песенного материала и одновременно раскрытие творческой одаренности детей , а также это способствует развитию коммуникативности , если работа групповая . В целях развития можно предложить ребятам отрывки стихотворений, на которые они смогут сочинить свою мелодию, побыв в роли композитора.
Есть еще много видов уроков , предполагающих развитие творческого потенциала , такие например как
1 урок-концерт
2 урок-экскурсия
3 Музыкальный брейн -ринг
Давайте остановимся на таком виде урока, как брейн-ринг. Если взять свободную тему «Музыка легкая и серьезная», то здесь есть большая возможность для реализации творчества и таланта. Помимо использования метода дискуссии, можно предложить, чтобы дети умеющие играть на инструментах, исполнили определенные произведения для доказательства своей точки зрения. А к примеру, чтобы доказать , что классическая музыка может носить и серьезный и легкий характер, можно прослушать такое произведение И.С.Баха, как «Шутка».Это яркий и наглядный музыкальный пример.
Урок-экскурсия:.
Если провести интегрированный урок географии с музыкой, то можно каждую страну охарактеризовать с помощью музыкального произведения и представителя музыкального искусства каждой из стран. Опять из личного опыта здесь можно использовать интерактивные технологии. Можно воссоздать эпоху определенного времени с помощью звучания старинного инструмента и презентаций. Посредством такого вида учебной деятельности можно увидеть , что урок эффективен, а под эффективностью урока можно понимать полезность для развития для каждого ребенка, что и является основой современного урока. И,конечно же, здесь важен изначально эмоциональный настрой и класса и учителя в целом. Процесс обучения в данном случае представляется объективно целостной системой , т.е. мы говорим об интеграции.
Если мы говорим сегодня о развитии творческого потенциала учащегося, то надо обратить внимание на одаренных детей, талант которых можно выявить в процессе урока. Например, на этапе исполнения песенного материала, где они поют хором, затем группами , и как вариант -сольное исполнение. Вот здесь надо говорить о развитие отдельных творческих способностях учащихся, когда идет переход от репродуктивного метода к продуктивному.Увидеть,заметить, заинтересовать, активизировать и осуществить -это те действия , посредством которых надо здесь действовать , чтобы осуществить развитие таланта, творческого потенциала такого ребенка. А далее должен происходить процесс активизации творчества учащегося. И это можно сделать ,исходя из личного моего опыта посредством индивидуальной работы с учеником, а затем через его выступления. Очень эффективен такой вид деятельности(это уже во внеурочное время),как творческие вечера «От всей души».составляется концертная программа из разученного репертуара, отрабатывается как результат – концерт. Развитие творческой одаренности ребенка, развитие художественного-эстетического вкуса при выборе программных номеров сценического имиджа, сценическая культура, и , конечно раскрепощение и коммуникабельность — вот чему способствует такой вид деятельности в плане развития творчества у учеников. В процессе подготовки ученик задействует своих друзей, одноклассников, приглашая к участию в концерте . Т.е. он мотивирует других, через интерес к его выступлению , к проявлению своих талантов. Это творческое мероприятие для ребенка – творческое вдохновение его души, реализация его мыслей. Такие концерты могут стать доброй традицией в любой школе. А традиции создаются в процессе только активной деятельности и несут в себе духовные ценности. Надо заметить , что таким образом мы, учителя, помогаем найти ребенку себя, почувствовать свою значимость, определить какие то свои положительные жизненные ценности. Очень многие в дальнейшем поступают в музыкальные школы, театральные студии и т.д., что уже не раз наблюдалось из моего опыта работы. Т.е. мы, создаем оптимальные условия для развития творческой личности, что и видно из вышесказанного. Народная мудрость гласит : «Дитя-драгоценность , но еще большая драгоценность его воспитание и развитие»- т.е. наличие условий для гармоничного и творческого развития личности. Данный вид работы может осуществляться через проект , предусматривающий творческое развитие личности . В шл 101 мы работаем по проекту «Красота спасет мир» .Этот проект напрямую связан с уроками эстетического цикла и соответственно помогает реализовывать задачи развития творческого потенциала . ( см приложение №1)
Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, необходимо следующее:
- отбирать такой музыкальный материал для урока, который может явиться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
- использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;
- выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся;
- различным образом импровизировать;
- разрабатывать и внедрять серии творческих заданий;
- устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из темы.
В процессе подготовки учащихся к творчеству прослеживаются два взаимосвязанных направления:
1. Обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Восприятие художественно-ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.
2. Знакомить ребят со способами творческих действий.
3. Предусматривает овладение способами творческих действий.
В целом хочется отметить что, ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления,цельность восприятия. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. создавать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта .Творческое развитие, саморазвитие может и должно стать одной из главных стратегий и принципов современной педагогики. Развитию творческой свободы, повышению уровня овладения творческой деятельностью, творческому саморазвитию, как и другим видам деятельности, можно и нужно учить школьников. Как это сделать?
Необходимо идти от творчества педагога к творчеству ребенка , а затем к будущему образования –современного и компетентного.
«Детское творчество научит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский). Мышление и творчество неотделимы.
[attachment=77]