Учитель русского языка и литературы
Салхаева Ш.У.
КГУ «Основная школа № 40»
г. Караганды ,Октябрьского района
Методы активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках – одна из самых актуальных проблем методики русского языка.
Понятие «активизация познавательной деятельности» — психологическое, поскольку речь идет об особенностях его познавательной деятельности.
В классификации методов обучения надо исходить из задач обучения русскому языку, важнейшая из которых – обучение школьников литературной речи, подготовка выпускников основной школы, грамотных в широком смысле слова.
Процесс обучения литературной речи осуществляется в работе с текстами, предложениями , словосочетаниями, словами. Подбор этого материала и заданий к нему решает успех обучения в значительной степени.
Поскольку классификация касается методов обучения, ее основанием должен быть выбор языкового материала (характер его, уровень мыслительной работы с ним).
Можно наметить различные этапы работы учащихся с текстами, предложениями, словосочетаниями, словами – по степени усложнения деятельности учащихся : работа с готовыми текстами, предложениями, словосочетаниями, словами, изменения их, создание самими учащимися. Таким образом, уровень сложности работы с языковым материалом – лингвометодический критерий построения системы методов обучения русскому языку. Деятельность учащихся может быть рассмотрена и с точки зрения уровней проявления самостоятельности мышления (дидактический критерий) : от работ по образцу к частично- поисковым и поисковым. Характер предлагаемого учащимся языкового материала уже обусловливает определенный уровень мыслительной работы с ним.
Следовательно, в качестве единого основания классификации методов обучения русскому языку может быть принят уровень сложности работы с языковым материалом, поскольку все виды работ, в которых реализируются методы обучения ( иначе говоря, приемы обучения), расклассифицированные по этому признаку, определенным образом соотносится с уровнями проявления самостоятельности мышления учащихся, намеченными в дидактике.
Например, готовый языковой материал учащиеся анализируют, производя морфологический разбор слова как части речи. При этом работа выполняется по образцу, поскольку часть речи изучена; учащиеся в ходе разбора не открывают новых знаний , а осуществляют перенос имеющихся на аналогичные языковые факты.
Изменяя формы слов при списывании ( без стилистического задания), например, заменяя формы 1- го лица глагола формами 2- го лица для овладения их правописанием, учащиеся тоже выполняют работу по образцу, поскольку изучено спряжение глаголов, однако логические операции, осуществляемые учащимися при изменении языкового материала , сложнее, чем в работе с готовыми текстами, предложениями, словосочетаниями, словами.
Создание текстов, предложений, словосочетаний, образование слов (по данной модели ) предполагает частично – поисковую деятельность учащихся. Например, конструирование предложений, написание заметки в стенгазету.
Исходя из общих положений, рассмотрим квалификацию методов активизации мыслительной деятельности, применяемых в обучении русскому языку.
В процессе обучения деятельность учителя и деятельность учащихся тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Классификация методов обучения русскому языку, основанная на уровнях сложности работы с языковым материалом, представляет собой систему активизации мыслительной деятельности учащихся ( от работы по образцу к частично – поисковой и поисковой).
I. Методы сообщения учителем знаний.
1. Метод сообщения учителем знаний в готовом виде.
2. Методы проблемного изложения учителем знаний.
II. Методы самостоятельного овладения учащимися знаниями и формирования умений.
1. Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов.
2. Метод обучения выборов языковых средств по известному образцу в связи с изменением данных текстов.
3. Метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний , образование слов.
При сообщении знаний в готовом виде содержание объяснения учителя представляет собой текст, включающий теоретические положения и примеры, их иллюстрирующие.
Эти положения не формулируются как проблемы ( вопросы), не выводятся путем доказательств из языковых фактов; иллюстрации ( примеры) лишь показывают, какое выражение находят теоретические положения в языковом материале. Таким способом, например, сообщаются сведения об алфавите: вывешивается таблица, обращается внимание на последовательность букв, их количество, названия.
Этапы обучения в системе применения методов активизации мыслительной деятельности учащихся могут быть определены в зависимости от того , с каким языковым материалом имеют дело учащиеся — с готовым или с таким, который надо изменить или создать.
Список использованной литературы:
1. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся. Сов. педагогика. 1966. № 3.
2.Граник Г.Г., Концевая Л.А. Психологические особенности самостоятельной работы школьников с учебником. /Отв. ред. И.В.
3.Дубровина, Б.С. Круглов Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. — М., 1984.
4.Т.В. Напольнова «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»