Доклад:
«Методы и приёмы, для успешной организации учебно-воспитательного процесса»
( к заседанию педагогического совета по вопросам:
1.Какие методы и приёмы наиболее успешно позволяют учителю организовать учебно-познавательную деятельность уч-ся?
2.Какие методы и приёмы обеспечивают развитие мышления?)
Процесс обучения-это целенаправленное, последовательное,изменяющееся взаимодействие учителя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования,воспитания и развития школьника.
Цель обучения-мысленно предполагаемый конечный результат,ожидаемый от определенным образом направленной взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика.
Движущие силы процесса обучения-это противоречия,возникающие в ходе учебного процесса,становление и развитие которых определяет динамику,диалектику обучения и учения,характер овладения знаниями и умениями обучающихся,а также темпы развития ученика. Управление созданием протеворечий осуществляется через отбор содержания учебного материала, выбор и использование методов, форм и способов обучения и учения.
Главная задача развивающего обучения-формирование активного, самостоятельного,творческого мышления уч-ся и осуществление на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение, управления деятельностью со стороны в самоуправление.
Умственное развитие-это формирование интеллектуальной культуры личности, навыков мыслительной деятельности диалектического и логического мышления, рациональной самоорганизации учебного труда,владения системой знаний и умений.
Урок-это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся включающая содержание,формы,методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения.
Методы обучения-это основные виды деятельности учителя и ученика,обеспечивающие формирование знаний,умений и навыков,необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Приём-это деталь метода, отдельные его операции(практические и мыслительные),моменты в процессе усвоения знаний и умений.Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи.
Система методов(приёмов)-это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами,обусловленные результативностью конкретных методов(приёмов).В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами)познания учащимися учебного материала,начиная с приобретения готовых знаний для самостоятельного решения познавательных задач.
Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика,в его активности,развитии познавательных сил и способностей.
Метод, как способ учебной работы может быть:
1)догматический-приобретение знаний в готовом виде;
2)эвристический-усвоение знаний и умений путём рассуждений,требующий догадки, поиска,находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе(задании);
3)исследовательский-добывание знаний и умений путём проведения наблюдений,постановки опытов,измерения, путём самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы.
Наиболее свойственны развивающему типу обучения эвристический и исследовательский.
Выбор метода обучения-процесс сложный и должен соответствовать:
-задачам урока;
-характеру и содержанию учебного материала;
-уровню знаний,умений и навыков уч-ся;
-материальному обеспечению урока;
-личным качествам учителя,его подготовленности и уровню методического мастерства;
-индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;
-бюджету времени.
На своём уроке учитель может применить самые разнообразные методы обучения в зависимости от рациональности,т.е. необходимо учитывать следущее:
1)При каком содержании материала рационально применять данный метод?;
2)При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно?;
3)При каких особенностях уч-ся рационально применять данный метод?;
4)Какие возможности должен иметь учитель для использования этого метода?.
Методы, применяемые учителем на уроке могут быть следующие:
1)объяснительно-иллюстративные
2)репродуктивные
3)методы проблемного обучения
4)методы организации учебно-познавательной деятельности
5)методы стимулирования и мотивации
6)методы контроля и самоконтроля
7)методы самостоятельной познавательной деятельности уч-ся
8)методы программированного обучения
К тому же данные методы могут быть словесными,наглядными,практическими,исследовательскими,частично-поисковыми.