Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
Имантауская средняя школа
Учитель русского языка и литературы:
Юмакулова Наиля Фридовна
Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка
Деловая игра помогает повышать на уроке интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки и умения использовать знания на практике, активизирует различные виды общения. Учителю игра даёт возможность избежать дублирования знаний, по-новому преподнести уже знакомый программный материал, воспитывать чувство коллективизма и ответственности за личный вклад в общее дело. Организационными формами игры остались микрокласс и микроурок. Микрокласс – это группа учащихся из трёх-четырёх человек, один из которых – «учитель», а остальные – «ученики». Ведущий игры (чаще всего это учитель-словесник) является «экспертом». В помощь «эксперту» в случае необходимости выбираются консультанты и ассистенты.
Микроурок включает в себя следующие этапы: постановка задачи учителем; ответы учеников, дискуссия, вывод (или постановления алгоритма) при необходимости заключение «эксперта». Продолжительность микро урока колеблется от 10 до 35 минут, что зависит от цели использования деловой игры на уроке, объема материала, подготовки учащихся.
К изготовлению карточек учитель обязательно привлекает учеников, потому что работа по подготовке к игре не менее полезна, чем сама игра, так как она требует от ребят эрудиции, умения выбирать нужное, самостоятельности. К деловой игре учитель готовит 15 карточек – заданий с учебным материалом. Назначаются два ассистента в помощь «эксперту» . Каждый из ассистентов готовит к уроку словарный диктант по теме, причем диктовать будет тот ассистент, чей диктант «эксперт» признает лучшим. Перед уроком формируются микро классы по три человека (желательно, чтобы в одной группе был один сильный и два слабых ученика, сильный назначается учителем). Каждый ассистент работает с пятью микро классами: раздает карточки, следит за выполнением задания, помогает , если в этом есть необходимость, обращается в конфликтных случаях за помощью к «эксперту».
Урок начинает один из ассистентов со словарного диктанта, затем идет взаимопроверка в микро классах и устная работа над ошибками (на этом этапе работает весь класс). После этого, каждый микро класс получает от ассистента карточку — задание. Вот, например, работа микро класса над одним из заданий.
Нужно выделить суффиксы в словах: лживый, дождливый, доверчивый. «Кто как думает?» — спрашивает «учитель». Один из учеников говорит, что во всех этих словах суффикс –ив, ведь слова- то похожи. Но второй , смотря на слово дождливый высказывает догадку, что здесь суффикс –лив- , ведь оно образованно от слова -дождь- . Теперь путь анализа ясен и слабому ученику: надо подобрать слово, от которого образовано данное слово. Микро класс самостоятельно справился с заданием и ассистент, отметив это в своей тетради учета, предлагает другую карточку.
Примеры карточек – заданий.
1. Найди «четвертое лишнее»
а) разведение , разлив, разность, разносчик
б) напал, навес, навет, накат (правильный ответ писать на обороте карточки)
2. Продолжи ряды слов:
Дубняк, лозняк …торопливый, нетерпеливый… стебелек, уголек…
3. Напиши как можно больше однокоренных слов и форм этого же слова (искусство)
4. Найди «родственников» : завод, водоем, наводчик, водитель, водоросль.
5. «Как слышу, так и пишу» . Правописание каких приставок подчиняется этому правилу?
6. Выделите окончание в словах: шестой, солнце, говорить, вверх…
7.Согласны ли вы с учеником, который сказал: «Если в предложном падеже окончание – е- , то это существительное первого склонения»?
8.Не нарушена ли правильная последовательность в цепочке слов: лиственница, лиственный, листья, листва?
9.Пропущено одно «звено» цепи. Восстановите словообразующую цепочку: успокоенность, успокоенный, покой.
В течение урока каждый микро класс получил от 7 до 12 заданий. В конце урока ассистенты подводят итоги.
Оценки выставляются под руководством «эксперта», который видел, как работает каждый ученик.