Северо-Казахстанская область
Акжарский район
Талшыкская средняя школа
Учитель начальных классов:
Шайсултанова Гульмира Амангельдиновна
«По станциям Лексики» (урок русского языка в 3 классе)
Тема урока: Обобщение знаний по разделу «Лексика»
ЦЕЛЬ: обобщить знания учащихся по разделу «Лексика»
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обучающие:
1.систематизировать знания учащихся по лексикологии, повторив следующие понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, омонимы;
2.дать представление об изобразительных возможностях лексики;
- Развивающие:
1) развивать творческие способности и речь учащихся,
2) формировать логическое мышление,
3) обогащать словарный запас учащихся;
- Воспитывающие:
1) Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову. Бережное отношение к русскому языку;
2) Создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
Тип урока – обобщение знаний
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- Компьютер, мультимедийный проектор
- Слайдовая презентация
- Карточки для минутки чистописания
- Толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов
Ход урока
1.Организационный момент
Проверь-ка, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
2. Минутка чистописания.
1) «Буква эта, как лесенка, стоит
Перед входом в алфавит» а а а
2) «У Кондрата куртка коротковата» к к к
3) «Осип охрип, Архип осип» и и и
4) «Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок» с с с
5) «Буква тем и хороша,
Что похожа на полжука» к к к
6) «Ева гребнем причесалась,
В нём три зубчика осталось» е е е
7) «Сидит старый дед,
В золотую шубу одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает» л л л
-Какое слово получится, если прочитать наоборот? (ЛЕКСИКА)
3. Сообщение темы, цели урока.
-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ЛЕКСИКА.
Перед вами маршрутный лист. (слайд №1)
Ознакомившись с названиями станций, вы поймёте, что цель путешествия – обобщить ваши знания о стране ЛЕКСИКА.
-Что такое ЛЕКСИКА? (ЛЕКСИКА- весь словарный запас языка)
В этот прекрасный весенний день по станциям ЛЕКСИКИ мы прокатимся
с ветерком на тройке под звон бубенчиков и колокольчиков.
-Итак, в добрый путь!
4. Орфографическая минутка. (слайд№2)
1 станция – называется «Лексическое значение»
Вам надо определить слово по его лексическому значению.
1)Углубление под землёй с ходом наружу, вырытое животным и служащее ему жилищем. Нора
2)Крупное лиственное дерево с крепкой древесиной и плодами-жёлудями. дуб
3)Африканское жвачное животное пятнистой окраски с очень длинной шеей и длинными ногами. жираф
4) Дорога с деревьями, посаженными по обеим её сторонам. аллея
5) Небесное светило — раскалённое плазменное тело шарообразной формы. Вокруг которого обращается Земля и другие планеты. солнце
6) Небольшая река. речка
2 станция – «Многозначные слова»
Звенит колокольчик, тройка мчится дальше. Тройка… А ведь у этого слова есть и другие значения. Какие значения слова тройка вы знаете?
1)Три лошади в одной упряжке.
2)Цифра.
3)Школьная отметка.
4)Название чего-нибудь, обозначенного цифрой 3
5) Название чего-нибудь, содержащее три единицы.
(Слайд№3)
— Если слово имеет несколько значений, то, как называется это слово?
Многозначным
3 станция – «Переносное и прямое значение» Слайд№4)
— Определите, в каком значении даны следующие слова?
Запишите:
1 ряд – в прямом значении
2 ряд – в переносном значении
Переносное Прямое
- Ручей бежит Мальчик бежит
- Ледяные пальцы Ледяная вода
- Мягкий характер Мягкий диван
- Гора конфет Гора Кокшетау
- Железная дисциплина Железная решётка
Работа по учебнику (стр.244 упр.777)
Назовите, в каком значении даны глаголы, в прямом или в переносном?
4 станция – «Синонимы» (Слайд№5
-Охарактеризуйте этих героев, какие они?
— Как можно назвать эти прилагательные? (Синонимы)
-Что такое синонимы? (правило) (Слайд№6)
(Слайд№7) устно Подберите синонимы к словам:
- Надо – …
- Думать– …
- Смелый – …
- Аплодировать – …
- Ученик — …
- Малыш — …
- Красный — …
- Горе — …
Слайд№8) письменно, самостоятельно Подберите синонимы к словам:
Голова, глаза, губы, палец, учитель, корабль.
5 станция – «Антонимы» (Слайд№9)
—Что вы можете сказать об этих девочках? Сравните их.
-Как называются эти слова? Антонимы
-Что такое антонимы? Правило
(Слайд№10,11))
Задание: Подберите антонимы к словам (Слайд№12)
- Широкий
- Твёрдый
- Старый
- Скучный
- Бесполезный
- Неряшливый
«Продолжи» (работа над пословицами) (Слайд№13)
Ученье – свет, а не ученье …
Знай больше, а говори …
В учебе корень горек, зато плод ее …
Не бойся врага умного, бойся друга
Лучшая вещь новая, лучший друг …
Мир строит, а война …
Смелый побеждает, а трус …
Ласточка день начинает, а соловей …
«Загадки» (работа над загадками) (Слайд№14)
1.Я – антоним к слову «зной», я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада. А зовут меня …
2.Я – антоним слову «смех» не от счастья и утех,
А бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обид и неудач. Догадались, это …
3. Не бываю без начала, близкий родственник причала.
Делу всякому венец. Называюсь я …
4. Я – антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я – для отдыха, для сна. Называюсь – …
(Слайд№15) Подберите антонимы к данным существительным.
Составьте словосочетания с антонимическими парами.
Восток, весна, зима, большинство, жара, конец
(Слайд№16) Замените выделенные слова противоположными по смыслу.
Близкий родственник,
вежливое обращение,
чистые руки,
горькая ягода,
больной ребенок,
верное решение,
кривая линия,
летние каникулы.
(Слайд№17)
Прочитайте внимательно текст, выпишите слова антонимы.
Странный в сентябре лес, в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно.
(Слайд№18) работа над поговорками
Легко сказать, да трудно доказать.
Впереди беги, а назад оглядывайся.
Мягко стелет, да жестко спать.
Смотрит вдоль, а видит поперек.
(Слайд№19) А знаете ли вы?
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква.
Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
Почему слова подчёркнуты?
(Слайд№20) Что это за словосочетания?
1. Важная птица. 2. Заварить кашу. 3. (Жить) как кошка с собакой. 4. Поджимать хвост. 5. Из другого теста (сделаны). 6. Кот наплакал.
6 станция – «Фразеологизмы»
(Слайд№21) Найдите объяснение фразеологизмам
- Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
- Для справок:
- трусливый человек, дремать, мешать, быть самым главным, действовать согласованно, не суметь разобраться в чём — то простом.
(Слайд№22) Указать фразеологизмы :
1 группа — со значением «бездельничать»,
2 группа — со значением «обманывать»
3 группа — со значением «быстро
- Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
(Слайд№23) Что это?
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего — то не понимают; не бельё, а их развешивают
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит
7 станция – «Омонимы»
(Слайд№24)
Омонимы – это слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. (рисунки с омонимами)
(Слайд№25)
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь — …
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь — …
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты —
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай-…. !
Итог урока. (Слайд№26)
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Я.Козловский
«Слово – замечательное орудие человека. Нужно правильно, уместно пользоваться этим орудием»
Л.Успенский