Общеучебные умения и навыки –
необходимое условие успешности обучения
«Учитель-это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» — писал В.М.Лизинский. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование. Общеучебные умения и навыки – это подготовленность учащихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретенных знаний и жизненного опыта.
Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Они обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. Общеучебные умения и навыки включают 4 блока:
1 учебно — организационные умения и навыки:
Организационный момент – это традиционное начало урока. Этот этап урока можно назвать не просто организационным, а мотивационно – организационным. Я стараюсь построить его на основе различных методов и приёмов концентрации внимания учащихся. В самом начале урока предлагаю игры на внимание с применение ИКТ, игры в стихах. На каждом своем уроке стараюсь создать атмосферу доброжелательности и комфорта. Понимая, что некоторые дети могут испытывать чувство страха перед новым и неизведанным, стремлюсь помочь детям преодолеть отрицательные эмоции, поверить в свои силы. Очень хочу, чтобы дети воспринимали меня не как связующее звено для передачи знаний и безразличное воплощение требований программы, а как живого человека, обладающего чувствами, эмоциями и добрым отношением к ним. Я думаю, что только таким образом можно добиться возможности формирования у обучающихся прочных универсальных учебных действий. Необходимо научить ребят не просто поглощать предоставляемые продуктивными методами знания, а научить учиться, развиваться, добывать знания самостоятельно, осознавать неизвестное, отыскивать возможные пути решения возникающих проблем, что приводит к формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, новым знаниям, умениям, навыкам.
2. Учебно – информационные умения и навыки:
Овладение знаниями в любой области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся энциклопедии, справочники, словари, печатные и технические средства массовой информации.
3. Учебно – коммуникативные умения и навыки:
Хорошо развитые учебно-коммуникативные умения и навыки
позволяют школьнику организовать сотрудничество со сверстниками и взрослыми, достигать с ними взаимопонимания. Учебно — коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. На уроках информатики использую систему познавательных заданий, которая способствует целенаправленному формированию у детей умения применять знания в новой учебной ситуации. Это работа с самостоятельно составленными кроссвордами, конкурсы – марафоны.
4. Учебно — интеллектуальные умения и навыки: Интеллект — это характеристика общих способностей, необходимых для всех процессов познания: мышление, воображение, память, внимание, речь.
Наиболее эффективно развитие этих умений при моделировании (на уроках информатики), редактировании ,проектировании ,работа со схемами, логические задачи. Например, при изучении текстового процессора Word первые задания выполняются обучающимися с использованием подробного пошагового описания. На этом этапе важно, чтобы ребята овладели основными способами деятельности и смогли применить их в стандартной ситуации. После достижения этих целей перехожу к более высокому уровню, при котором учащиеся должны проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации. Предлагаемые задания предусматривают проявление творчества и фантазии учащихся (оформление рекламного объявления, поздравительной открытки, приглашения на выпускной бал, собственной визитной карточки, буклета и др.). Ребята стараются использовать самые различные возможности редактора, стремятся, чтобы их работа была признана лучшей. При защите выполненной работы они с интересом рассказывают товарищам, какие функции редактора они использовали, каким образом добились тех или иных эффектов. Параллельно при выполнении подобных практических заданий с привлечением средств информационно-коммуникационных технологий у ребят формируется общепользовательская ИКТ-компетентность.
Вывод: Наблюдения показали, что формирование общеучебных умений и навыков очень важно.Это умения, которые позволяют формировать активность и самостоятельность детей в учебном процессе, помогают научить детей учиться. А это и есть необходимое условие для успешного овладения школьной программы по любому предмету. Важно то, что система работы по их формированию обладает следующими достоинствами: — не требует выделения дополнительных часов; — обеспечивает формирование общеучебных умений и навыков в рамках каждого предмета.