Долгачёва Валентина Валентиновна
Учитель истории «Новодворовская основная школа»
Олимпиада по истории
Цель олимпиады: Заложить, сформировать
интерес к предмету. Обогатить учащихся
навыками, знаниями ,расширить их
кругозор.
Олимпиада это большой праздник.
Школьники оповещены заранее о проведении олимпиады. На видном месте
вывешивается красочное, броское объявление. На большом плакате изображена
богиня истории Клио и текст:
Клио богиня, наскучив с богами сидеть
На высоком Олимпе.
На землю решила в пятницу спуститься
Премудрая Клио
И олимпиаду здесь, в школе, устроить для
всех,
Кто желает
Сего в лето 20_____,месяца______дня______
На плакате изображён рыцарский
турнир или скачущий рыцарь, а к рисунку подпись.
В школе состоится необычное состязание:
Ристалище тех, кто историю любит
Главным оружием знание будет
Вас ждёт историческая олимпиада!
На фоне олимпийского огня такой
текст:
Две тысячи лет с лишним назад,
Чему не только греки рады,
Старт взял огонь олимпиады
Под солнцем пламенной Эллады
Теперь не раз в четыре года,
А ежегодно, чаще в 20____году
Олимпиада ждёт прихода
Историков со школьной парты!
Оформление помещения: Поместить высказывания великих людей об
истории.
«Прошлое
не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».
М. Горький
«Надо знать прошлое, чтобы понимать
настоящее и предвидеть будущее».
В. Г. Белинский.
«Знать историю в строгом смысле слова – это
значить знать всё».
С. И. Танеев
«Плох тот народ, который не помнит, ни ценит
и не любит своей истории».
В. М. Васнецов
« История — свидетельница веков, факел
истины, душа памяти, наставница жизни».
Цицерон.
Олимпиада проводится в форме
соревнования команд 6-7 классов
Выбирается состав жюри. Жюри
раздаются таблицы подсчёта баллов команд.
1. Торжественное начало – приветствие.
Каждая команда заранее придумала себе название команды и
подготовила эмблему и приветствие. Например: 6 класс – Мушкетёры, 7 класс —
Клио
Гостей приветствует сама «богиня Клио»
Вам пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета своё я обращаю
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благодарством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории – Клио –
Вас приглашает идёмте!
1 конкурс: Разминка.
За каждый правильный ответ – одно очко. Задание выполняется
письменно в течении (7-10 минут)
6 класс: Написать имена древнегреческих богов и
указать чему покровительствовал каждый бог.
7 класс: Написать
имена людей, боровшихся против феодального гнёта, указав страну и время
событий.
2 конкурс: Крылатые
выражения. Общая оценка-5 баллов (правильно назвать-1, объяснить, что
означает и в связи, с чем возникло,-3, объяснить смысл употребления сегодня-2).
6 класс: «Поднять
на щит». В Риме, выбирая полководца, поднимали его высоко на щите над головами
войнов. Сегодня означает «превозносить заслуги, сильно хвалить человека».
7 класс: «Бросить
перчатку». Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на
поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал
вызов. Сейчас употребляется в значении «вызвать на спор, состязание».
6 класс: «Гуси
Рим спасли». На Рим ночью напали галлы. Под покровом темноты, они бесшумно
преодолели укрепление. Но гуси, находившиеся в храме, услышали шум и
загоготали. Римляне проснулись и отразили нападение галльских племен.
Используется, когда второстепенным событиям придают чрезвычайное значение.
7 класс: «Если
гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Основатель ислама, Магомед
считался «пророком Аллаха на земле». По легенде, он, желая доказать что имеет
необыкновенное могущество, приказал горе приблизиться. Но гора не сдвинулась с
места. Тогда он сам подошел к ней. Употребляется в смысле необходимости
подчинения тому, кого хотел заставить повиноваться себе.
3 конкурс. «Знаешь ли
ты исторических деятелей?» Общий балл-3.
Приводится высказывания какого-либо исторического деятеля, и
требуется, кому оно принадлежит.
6 класс: «Приди и
возьми». (ответ спартанского царя Леонида, послом персидского царя Ксеркса).
«Мать черная, земля
многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь
свободная». (слова принадлежат Солону, который отменил рабство для греков).
«Лучше умереть от
железа, чем от голода». (слова приписываются Спартаку, предводителю
восстания рабов в Риме в 1 веке до нашей эры. )
«Так и ты поступил с
моей чашей». (так сказал Хлодвиг, убивая война, который выступил против
него при дележки добычи).
«Народ-это мул,
который портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы». (Ришелье).
«Прав у подданных
нет, есть лишь одни обязанности». ( Людовик ХIV).
4 конкурс.
Исторически «зоосад».
Для проведения этого конкурса от участников требуется знание
литературы, легенд, мифов различных стран древнего мира, геральдики
средневековья Западной Европы и России. (Геральдика-наука,
которая изучает историю знаков, гербов, печатей). За одно правильно
названное животное и объяснение источника знаний о нем-1 балл и т. д. Ребятам нужно не просто назвать, а
подтвердить правильность своего ответа на примере археологических раскопок,
сохранившимся изображениям, литературными произведениями, легендами, мифами.
6 класс: «Зоосад» в
Египте.
Кошка. Священное
животное в древнем Египте. Бог солнца Ра изображался часто с головой кота.
Корова. В образе
коровы изображалось небо. Сохранилось изображение фараона, который стоит под
защитой небесной коровы. На некоторых изображениях бог солнца Ра представлен
сидящим на священной корове.
Лев. Животное
почиталось в Египте. Египетская богиня Добра и Зла- Тефнут, изображалась в виде
львицы.
Павиан. Священное
животное в Египте. По легенде он сопровождал бога мудрости, счета и письма-
бога Тота. Когда ладья бога солнца Ра, пройдя дневной путь по небу, подплывает
к западным горам, павианы приветствуют его песнями.
Ласточка, коршун. В легенде «Сказание об Осирисе», богиня Исида превращается в ласточку, в
поисках убитого мужа Осириса. В легенде «Гора и Сета» Исида превращается в
коршуна.
7 класс: «Зоосад» в
Индии.
Корова. В Индии
корова почиталась как священное животное.
Слон. В Индии
было очень много слонов. Их изображения встречаются в произведениях искусства.
Так в поэме «Махабхарата», описывается битва, где участвовали боевые слоны.
Лев. При царе
Ашоки была возведена колонна, которую венчали скульптуры четырех львов. Сейчас
изображение львов- герб Республики Индии.
Обезьяна, медведь,
змея. Эти животные часто упоминаются как действующие лица в поэме
«Рамаяна».
Викторина.
За каждый правильный ответ- одно очко.
1. В какой стране впервые начали пить чай из
фарфоровых чашек и писать на бумаге? (в Китае).
2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (в
период Олимпийских игр).
3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (в
библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).
4. Когда вулкан помог людям? (в период восстания
Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом спустились на
веревках, сплетенных из лоз дикого винограда).
5. Когда войну выиграла всего одна лошадь?
(троянский конь сделал то, что в течении долгого времени не смогло сделать
целое войско).
6. В каких странах были длинные стены?(В Китае
Великая Китайская стена, соединяющая афинский порт Пирей с Афинами).
7. Каково расстояние между Царьгородом и
Константиполем?(это разные названия одного города).
8. По какой лестнице никто никогда не ходил?(по
феодальной).
9. Когда в истории воевали цветы?(в Англии,
междоусобная война между феодальными родами Белой и Алой розы).
10. Правитель какого огромного по территории
государства жил в «сарае»?(столица государства хана Батыя и называется
Сарай-Бату).
11. Как называются цифры, которыми мы
пользуемся?(арабские. Они были изобретены в индии, а в Европу пришли через
арабов).
12. Где самые мирные домашние животные, вдруг «пожрали людей»?(в Англии, в
период огораживания возникла поговорка: «овцы пожрали людей».
На этом олимпиада окончена.
Сейчас жюри объявит итоги олимпиады между 6 и 7 классами. Заключительный этап:
вручаются награды, грамоты, богиней «Клио».
Грамота
Сия подтверждает, что команда
……… класса была гостем почетным и в исторической олимпиаде школы участия
приняла, обретя в сердце своем знания великие, и в зело трудной борьбе заняла
……. место. Радуйтесь, отроки, ибо как солнце щедро дарит тепло и свет миру, так
и наука дарит тайны своим добрым людям, пытливым натурам. А дана сия грамота в
лето…. . , месяц…. . , дня…. .
После церемонии награждения всеми
участниками исполняется песня, написанная к данному празднику.