Основы программирования в среде Turbo Pascal
Надо отметить, что ребята всегда с интересом относятся к практическому программированию и с нетерпением ждут начала написания своих первых программ.
Основы программирования в среде Turbo Pascal
Надо отметить, что ребята всегда с интересом относятся к практическому программированию и с нетерпением ждут начала написания своих первых программ. Поэтому с пунктами меню программы знакомимся последовательно, по мере необходимости (и возможности).
Объяснение материала идет с помощью презентации, важные моменты записываются в конспект. Затем, при индивидуальной работе, есть возможность еще раз обратиться к презентации уже на своем локальном компьютере, благодаря наличию компьютерной сети. Кроме того, ученикам разрешается пользоваться этим ресурсом и при домашней подготовке, ведь работа составлена для них.
Запуск программы выполняется командой BP\BIN\turbo.exe, после чего на экране откроется окно этой среды программирования. Знакомство со средой начинается с основных приемов работы.
Основы программирования в среде Turbo Pascal
Надо отметить, что ребята всегда с интересом относятся к практическому программированию и с нетерпением ждут начала написания своих первых программ. Поэтому с пунктами меню программы знакомимся последовательно, по мере необходимости (и возможности).
Объяснение материала идет с помощью презентации, важные моменты записываются в конспект. Затем, при индивидуальной работе, есть возможность еще раз обратиться к презентации уже на своем локальном компьютере, благодаря наличию компьютерной сети. Кроме того, ученикам разрешается пользоваться этим ресурсом и при домашней подготовке, ведь работа составлена для них.
Запуск программы выполняется командой BP\BIN\turbo.exe, после чего на экране откроется окно этой среды программирования. Знакомство со средой начинается с основных приемов работы.
№ слайда |
Содержание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 1 |
Титульный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 2 |
Каждая программа записывается в отдельном окне и сохраняется в виде отдельного файла. Команда File -> New служит для открытия нового окна, команда File -> Open — для открытия имеющейся на диске программы, Save — для сохранения измененной программы, Save as:- для сохранения программы под другим именем. Обычно для типовых задач нет смысла писать программу каждый раз с нуля, удобнее сохранить программу под другим именем и вносить изменения с дальнейшим сохранением. Пункт меню Edit предназначен для копирования, удаления и вставки фрагментов программ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 3 |
После написания программы её надо компилировать, т.е. преобразовывать в машинные коды и запускать на исполнение. Это выполняется командой Run -> Run (Ctrl + F9). Если компилятор не справляется с работой, то он приостанавливается, в верхней части окна выдается сообщение об ошибке, а курсор мигает в той стоке, где есть ошибка или в ближайшей к этому месту строке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 4 |
Открывать можно разу несколько программ, номер открытого окна выводится в правом верхнем углу. Активное окно выделено двойной рамкой, остальные — одинарной. Ненужное окно можно закрыть с помощью зеленого квадратика в верхнем левом углу. Активное окно можно раскрыть на весь экран с помощью зеленой стрелки в правом верхнем углу окна. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 5 |
Программа имеет определенную структуру: заголовок, блок описаний и тело программы. Заголовок не является обязательным, но придает некую культуру оформлению программы. После ключевого слова Program указывается имя программы по правилу записи идентификаторов (см. слайд 7). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 6 |
Далее приводится пример простой программы с описанием её структуры. Следует обратить внимание учащихся, каким знаком препинания заканчиваются строки программы (;), и только после слова Begin нет этого знака. Знак ";" указывает на окончание структурного блока или определенного действия, и отсутствие его считается ошибкой, на которую непременно укажет компилятор. В конце программы ставится точка. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 7 |
На этом слайде обращается внимание на требования к именам переменных и другим идентификаторам: буквы латинского алфавита, цифры и знак "_", причем первый символ не может быть цифрой. Приводятся примеры правильной и неправильной записи имен. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 8 |
Все переменные, которые будут использоваться в программе, перед обращением к ним, должны быть описаны, или, как ещё говорят, объявлены, т.е. указано какой тип данных они представляют. А тип данных определяет диапазон допустимых значение, действия, которые можно выполнять с этими переменными и объем отводимой для них памяти, например тип integer означает, что самое большое значение, которое может иметь переменная — +32767 и памяти под неё отводится 2 байта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайды 9-10 |
Для наглядности некоторые простые типы данных изображены на слайдах, где показаны объем памяти и диапазон значений. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 11 |
Среда программирования имеет набор встроенных функций. Запись функций с их описанием, типами аргументов и результатов представлены в таблице "Стандартные функции".
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 12 |
Следующая таблица "Арифметические операции" также показывает тип результатов при выполнении операций с различными типами данных. Акцентирую особое внимание на том, что при выполнении деления тип переменной, обозначающей результат, будет всегда вещественный, независимо от типов аргументов. Операции div и mod работают только с целыми числами.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 13 |
Существует три основных конструкции алгоритма: линейная, разветвляющаяся и циклическая. В Паскале они реализуются с помощью определенных операторов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 14 |
На этом слайде показан пример записи программы и результата её исполнения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 15 |
Разветвляющийся алгоритм реализуется с помощью структурного оператора if :then:else: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 16 |
Часто в задачах приходится выполнять последовательность действий в том или ином случае. Такая последовательность помещается в некий контейнер, называемый операторными скобками begin:end, например: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 17 |
В краткой форме условного оператора нет служебного слова else и следующих после него операторов, например: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 18 |
Систему уравнений можно рассматривать как вложенное условие. If x -12 then y = -x2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 19 |
Циклический алгоритм может быть с параметром (известным числом повторений), с предусловием и постусловием. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 21 |
Цикл с предусловием: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 22 |
К каждому типу алгоритма можно предложить в качестве домашнего задания задачи 1(линейный алгоритм), 2 (условный), 3 (циклический). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 23-24 |
Решения могут быть различными. Я предлагаю свой вариант решений. |
Скачать презентацию [attachment=151]
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.