Открытый урок \»Тела вращения\» КГУ \»СТК №1,г.Кокшетау\» Тулешева Ш.Д. преподаватель математики высшей категории
Открытый урок \»Тела вращения\» КГУ \»СТК №1,г.Кокшетау\»
Тулешева Ш.Д.
преподаватель математики высшей категории
Тема: «Тела вращения».
Цели урока:
Образовательная: закрепить теоретические знания по телам вращения; расширить представление о телах вращения, полученных в результате вращения различных плоских фигур; применить новые знания при решении задач.
Воспитательная: воспитание творческой инициативы, самокритичности.
Развивающая: развитие пространственного мышления, умения проводить такие мыслительные операции как анализ, синтез.
Тип урока: урок расширения ЗУН.
Материально – техническое оснащение
ТСО: интерактивная доска, персональные компьютеры.
УНП: мультимедийная обучающая программа «Геометрия – 11» МОН РК.
Дидактический материал: дидактическая рабочая тетрадь по теме.
Дополнительные средства: эскизы, модели тел вращения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.
2. Актуализация опорных знаний (проверка творческого домашнего задания).
— Сообщение «Три предложения».
Учащийся описывает любое тело вращения в трех предложениях, при этом может использовать презентации, чертежи, модели собственного изготовления.
3. Проверка теоретических знаний:
1 уровень – тест на знание формул.
1. V= H (R2+r2+ R r)
|
2. V = SоснH
|
3. S=4 R2
|
4. Sбок=2 rН |
5 Sбок = Pосн d |
6. Sбок= rL. |
7. V = SоснH
|
8. Sбок = Pосн Н |
9. V= R2H |
10. V= R2H |
11. Sполн=2 RН + 2 R2
|
12.
Sполн = Sбок +Sосн
|
13. V= R3 |
14.
Sполн= RL+ R2
|
15. Sбок= (R+r)L |
Вопрос: По какой формуле можно вычислить |
Ответ- № формулы
|
1. Площадь боковой поверхности конуса. |
|
2. Площадь сферы. |
|
3. Объем шара. |
|
4. Площадь полной поверхности конуса. |
|
5. Площадь боковой поверхности цилиндра. |
|
6. Объем конуса. |
|
7. Площадь полной поверхности цилиндра. |
|
8. Площадь боковой поверхности усеченного конуса. |
|
9. Объем цилиндра. |
|
10. Объем усеченного конуса. |
|
2 уровень – подумать и ответить на вопросы.
1. Чему равен угол между плоскостью основания цилиндра и плоскостью, проходящей через образующую цилиндра? ___________________________
- 2. Что представляет собой сечение цилиндра плоскостью, параллельной его образующей?____________________________________________________
- 3. Равны ли друг другу углы между образующими конуса и плоскостью основания?______________________________________________________
- 4. Что представляет собой сечение конуса плоскостью, проходящей через его вершину? ____________________________________________________
- 5. Могут ли все вершины прямоугольного треугольника с катетами 4 см и 2 см лежать на сфере радиуса см? ___________________________
- 6. Могут ли две сферы с общим центром и с неравными радиусами иметь общую касательную плоскость? ___________________________________
- 7. Измениться ли объем цилиндра, если диаметр его основания увеличить в два раза, а высоту уменьшить в 4 раза? _____________________________
- 8. Как относятся объемы двух конусов, если их высоты равны, а отношение радиусов равно 2? ________________________________________________
- 9. Один конус получен вращением неравнобедренного прямоугольного треугольника вокруг одного из катетов, а другой конус – вращением вокруг другого катета. Равны ли объемы этих конусов? _______________
- 10. Диаметр одного шара равен радиусу другого. Чему равно отношение радиусов этих шаров? ____________________________________________
3 уровень – математический диктант.
- 1. Конус может быть получен вращением прямоугольного треугольника вокруг __________________________________________________________
- 2. Образующая конуса равна 15, а диаметр основания равен 18. Найти высоту конуса. __________________________________________________
- 3. Если секущая плоскость перпендикулярна к оси конуса, то сечение конуса представляет собой ______________________________________________
- 4. При каком условии можно описать цилиндры вокруг прямой четырехугольной призмы? _________________________________________
- 5. Какие поверхности ограничивает тело, если оно образовано вращением прямоугольника вокруг оси, параллельной его стороне?_________________
- 6. Сколько существует сфер, проходящих через четыре данные точки не лежащие в одной плоскости? ______________________________________
- 7. Пирамида вписана в конус. Может ли она иметь боковые ребра различной длины? ________________________________________________
- 8. Можно ли описать цилиндр вокруг прямой треугольной призмы и вписать цилиндр в прямую треугольную призму?______________________________
- 9. Сечение, параллельное оси цилиндра, отстоит от его оси на расстоянии равной 3. Найдите площадь сечения, если радиус основания цилиндра равен 5, а его высота – 10. _____________________________________
- 10. Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 2, 3 и 5. Найдите радиус описанного шара. _________________________________________
4. Задание на развитие пространственного мышления.
По заданному условию описать тело, полученное в результате вращения плоской фигуры, построить чертеж (задания в 3 уровня).
1 уровень
- 1. Прямоугольник со сторонами а и в (а<в) вращается около своей оси, параллельной большей стороне. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 2. Прямоугольный треугольник с катетами а и в (а<в) вращается около меньшего катета. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 3. Прямоугольный треугольник с катетами а и в (а<в) вращается около большего катета. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 4. Ромб вращается около своей меньшей диагонали. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 5. Прямоугольная трапеция вращается около стороны, перпендикулярной основаниям. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 6. Квадрат вращается около своей стороны. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 7. Правильный треугольник вращается около биссектрисы одного из своих углов. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 8. Круг вращается около своего диаметра. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 9. Окружность вращается около своего диаметра. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 10. Правильный треугольник вращается около своей стороны. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 11. Прямоугольник вращается около большей стороны. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 12. Прямоугольник вращается около меньшей стороны. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 13. Равнобедренный треугольник вращается около своей высоты. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
2 уровень
1. Прямоугольная трапеция вращается около стороны перпендикулярной
основаниям. Описать тело, полученное в результате вращения,
построить чертеж.
2. Равнобочная трапеция вращается около большего основания. Описать
тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
3.Равнобочная трапеция вращается около меньшего основания. Описать
тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
4.Прямоугольная трапеция вращается около большего основания. Описать
тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
5.Прямоугольная трапеция вращается около меньшего основания. Описать
тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
6. Ромб вращается около стороны. Описать тело, полученное в результате
вращения, построить чертеж.
7.Правильный треугольник вращается около оси проведенной через вершину
параллельно стороне, не проходящей через эту вершину. Описать тело,
полученное в результате вращения, построить чертеж.
8. Прямоугольный треугольник вращается около прямой параллельной
меньшему из катетов и проходящей через вершину меньшего из углов
треугольника. Описать тело, полученное в результате вращения,
построить чертеж.
3 уровень
1. Квадрат вращается около прямой, проведенной через вершину
параллельно диагонали, не проходящей через эту вершину. Описать тело,
полученное в результате вращения, построить чертеж.
2. Прямоугольная трапеция вращается около прямой, проходящей через
вершину острого угла перпендикулярно основаниям. Описать тело,
полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 3. Ромб вращается около оси, проведенной через вершину острого угла параллельно диагонали, не проходящей через эту вершину. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
- 4. Прямоугольник вращается около оси, параллельной его стороне. Описать тело, полученное в результате вращения, построить чертеж.
5. Просмотр фильма на решение задач (мультимедийная обучающая программа «Геометрия – 11» министерства науки и образования Республики Казахстан),раздел Фильмы – 11 класс, тема «Цилиндр, конус, шар».
6. Применение теоретических знаний при решении задач (задания в 3
уровня).
Задачи 1 уровень
Задача 1.Высота цилиндра равна диаметру его основания. Найдите отношение площади его основания к площади боковой поверхности.
(Ответ: 1:4)
Задача 2.Прямоугольный треугольник с катетами 3 см и 4 см в первый раз вращается вокруг меньшего катета, а во второй – вокруг большего. Сравните площади боковых поверхностей получающихся при этом конусов.
(Ответ: площадь боковой поверхности конуса, который вращался около меньшего катета больше).
Задачи 2 уровень
Задача 1.Ромб со стороной 10 см и острым углом 600 вращается около стороны. Найти объем тела вращения.
(Ответ: 750π см3)
Задача 2. Прямоугольная трапеция с основаниями 5 см и 8 см, высотой 4 см вращается около большего основания. Найдите отношение площади боковой поверхности тела вращения к площади основания тела вращения.
(Ответ: 15:4)
Задачи 3 уровень
Задача 1.Равнобочная трапеция с основаниями 10 см и 18 см, высотой 3см вращается около меньшего основания. Найти площадь поверхности тела вращения.
(Ответ: 138π см2)
Задача 2.Квадрат со стороной 8 см вращается около прямой, проведенной через вершину параллельно диагонали, не проходящей через эту вершину. Найти объем тела вращения.
(Ответ: 512π см3)
- Итоги урока: рефлексия себя на уроке, оценивание.
8. Д/з (творческое):
1уровень: Найти изображения тел вращения в окружающей среде.
Приготовить короткую презентацию из картинок.
2уровень: Приготовить макеты моделей тел, составленных из
сочетания простейших тел вращения. Приготовить короткую
презентацию-описание.
3уровень: Составить презентации по теме «Применение тел вращения в
моей профессии».
Фильм 3:
6. Применение теоретических знаний при решении задач (задания в 3
уровня).
Задачи 1 уровень
Задача 1.Высота цилиндра равна диаметру его основания. Найдите отношение площади его основания к площади боковой поверхности.
(Ответ: 1:4)
Задача 2.Прямоугольный треугольник с катетами 3 см и 4 см в первый раз вращается вокруг меньшего катета, а во второй – вокруг большего. Сравните площади боковых поверхностей получающихся при этом конусов.
(Ответ: площадь боковой поверхности конуса, который вращался около меньшего катета больше).
Задачи 2 уровень
Задача 1.Ромб со стороной 10 см и острым углом 600 вращается около стороны. Найти объем тела вращения.
(Ответ: 750π см3)
Задача 2. Прямоугольная трапеция с основаниями 5 см и 8 см, высотой 4 см вращается около большего основания. Найдите отношение площади боковой поверхности тела вращения к площади основания тела вращения.
(Ответ: 15:4)
Задачи 3 уровень
Задача 1.Равнобочная трапеция с основаниями 10 см и 18 см, высотой 3см вращается около меньшего основания. Найти площадь поверхности тела вращения.
(Ответ: 138π см2)
Задача 2.Квадрат со стороной 8 см вращается около прямой, проведенной через вершину параллельно диагонали, не проходящей через эту вершину. Найти объем тела вращения.
(Ответ: 512π см3)
- Итоги урока: рефлексия себя на уроке, оценивание.
Оцени работу на уроке по 10 бальной шкале.
Я Мы Дело
10 10 10
9 9 9
8 8 8
7 7 7
6 6 6
5 5 5
4 4 4
3 3 3
2 2 2
1 1 1
0 0 0
8. Д/з (творческое):
1уровень: Найти изображения тел вращения в окружающей среде.
Приготовить короткую презентацию из картинок.
2уровень: Приготовить макеты моделей тел, составленных из
сочетания простейших тел вращения. Приготовить короткую
презентацию-описание.
3уровень: Составить презентации по теме «Применение тел вращения в
моей профессии».