передовой педагогический опыт

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ОСАКАРОВСКОГО РАЙОНА

СШ№16 с. Садовое

 

              

Тема

передового педагогического опыта:

«Формирование основ литературного творчества

младших школьников»

Автор опыта:

Смирнова Валентина Николаевна

учитель начальных классов

СШ № 16 с. Садовое

 

с. Садовое

2012

Содержание

 

I. Информация об опыте

 

1.1. Тема опыта

1.2. Сведения об авторе опыта

1.3. Условия возникновения и становления опыта

1.4. Актуальность опыта

          1.5. Ведущая педагогическая идея опыта

          1.6. Длительность работы над опытом

1.7. Диапазон опыта

1.8.Степень новизны опыта

1.9.Перспективность опыта

 

 

II. Теоретическая база опыта

 

III. Технология опыта

 

IV. Результативность опыта

 

V.  Адресная направленность опыта.

 

 

1. Информация об опыте

1.1. Наименование опыта

«Формирование основ литературного творчества

младших школьников»

 

1.2. Сведения об авторе опыта

 

Валентина Николаевна Смирнова

учитель начальных классов

СШ № 16 с. Садовое

 

           

1.3. Условия возникновения и становления опыта

Работа над данной проблемой началась в 2008-2009 учебном году.

Уже в начальной школе большинство ребят  занимают в учебном процессе  пассивную роль и  начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея формирования основ литературного творчества как одного из средств развития познавательной активности младших школьников. Другим условием становления данного опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм организации обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс и внеклассную работу новых педагогических технологий.

 

 

1.4.Актуальность опыта

          В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.         

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый ученик был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование и  развитие познавательных потребностей. Этому способствует и работа по формированию основ литературного, что и легло в основу опыта. Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие формирование основ литературного творчества учащихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить этот процесс с наибольшей эффективностью.

Таким образом, обозначились противоре­чия между традиционными методами и формами обучения, ори­ентированными на передачу готовых знаний, и ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей, а также между целостным реальным миром и стремлением многих учащихся творчески   развивать себя.  Содержание работы помогает преодолеть вышеназванное противоречие, предусматривает разработку новых подходов к данной проблеме.

Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивные изменения в ребенке, на создание «ситуации успеха»

1.5 Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  создании оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, потенциальных возможностей учащихся.    Необходимость воспитания творческого читателя заявлена в современных программных документах. Образовательный стандарт начального образования указывает, что  «Литературное чтение» как учебный предмет имеет широкие возможности для воспитания личности школьника, формирования его духовно-нравственных и гражданских качеств, казахстанского самосознания, развития готовности и способности к пониманию,  интерпретации художественных текстов и на этой основе создания собственных текстов разных жанров в их стилевом многообразии»  «Основными целями изучения литературы в началь­ной школе является знакомство учащихся с произ­ведениями мирового фольклора и мировой детской литера­туры; … развития твор­ческого воображения, образного мышления, служащих ос­новой для собственного литературного творчества учащих­ся; формирование элементарных представлений по теории литературы. В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «Литературное чтение»: формировать творческую личность, имеющую определенный исследовательский потенциал, готовую к выработке начальных индивидуальных суждений…»  ( Пояснительная записка к программе  по предмету «Литературное чтение» для 1-4 классов).

Как же соотносится восприятие и постижение художественного текста с творчеством? В чём же заключается творчество в процессе обучения?

 Под процессом творчества принято понимать \»деятельность, направленную на создание эстетических, художественных ценностей\». Творчество оценивается с точки зрения социальной значимости и оригинальности и определяется конечным продуктом — научным открытием или новизной научного исследования, изобретением, рационализацией, созданием художественного произведения, решением новой задачи и т.д. Для читательской деятельности важнее субъективная точка зрения на творчество, по которой оно определяется самим процессом творчества, в случае, если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной. В момент знакомства с литературным произведением читатель не создаёт нового для окружающих, читателем совершается открытие художественного мира для себя.
Вся система литературно-художественного воспитания находится на стыке двух миров – мира литературы и мира ее читателей, творчества писателя, творчества читателя. Ее задача слить эти миры: литературу включить во внутреннюю жизнь ребенка, а его внутреннюю жизнь включить в литературу. На этом «совмещенном поле» и происходит влияние художественного произведения на личность, реализуется духовный потенциал и литературы, и чтение приобретает творческий характер.     Творческое чтение вбирает все основные характеристики и параметры критического мышления, это ярко выраженный процесс неповторимой индивидуальной интеллектуальной духовной деятельности, которому присуща свобода осознанного, обоснованного выбора действий и произведений для чтения. При этом эстетическое их восприятие составляет ядро и выступает непременной предпосылкой возникновения интереса к чтению, наслаждения чтением. Творческое чтение развивает доказательность, самостоятельность оценки прочитанного, формирует способность соотнесения, аналитического осмысления и сравнения собственного впечатления о прочитанном с суждениями, впечатлениями других.
    Процесс творческого прочтения, размышления над проблемами очень важен для саморазвития личности. Знания, добытые в процессе творческого чтения, обдумывания, обобщения информации, становятся основой системы мировоззрения, то есть взглядов на мир, общество, другого человека и самого себя. Для того, чтобы ребенок творчески развивался, необходимо следующее:

  • понимание природы чтения как особого вида эмоционально-творческой жизни, базирующейся на великих душевных силах человека: образном видении, фантазии, наблюдательности, памяти сердца, ассоциативном мышлении, самосознании, сопереживании – и одновременно развивающей эти силы.
  • детский способ постижения мира и искусства – наглядно-образное и эмоционально-непосредственное восприятие, естественную потребность ребенка в жизненном опыте, в познании себя и других.
  • сущность литературы как творчества писателя, требующего ответного творчества читателя, единство природы этого творчества, его импульсов: догадки, выдумки, фантазии, образного мышления, субъективных ассоциаций, личностных побуждений

Что нужно, чтобы именно нравственные, духовные, творческие силы стали перспективой для образования личности?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться  к эмоционально-творческому началу детства, к тому, что для ребенка свойственно думать именно сердцем. Отсутствие подобного начала в современной педагогике очевидно. Уже сегодня тревожит готовность многих молодых людей пользоваться готовыми мнениями, чужими мыслями, их удивительное умение приспосабливаться к формальному восприятию действительности – качества, говорящие о явном отсутствии нравственной культуры и культуры чувств. Нами сделана попытка систематизировать   методики, приемы, формы, вовлекающих младшего школьника в ситуацию оценки и перспективы своего читательского опыта, вызывающих у него интерес к переосмыслению и толкованию книги, делающих неизбежным мучительный и прекрасный поиск ее смысловой завершенности. В основе всего – будь это анализ читательских впечатлений, тестирование, эмоциональный тренинг или угадывание контекста, игры в слово или парадоксальные литературные загадки – лежит открытие таланта читателя, основанное на творчестве понимания людей, на приоритетах душевных качеств личности.

 Мониторинг качества знаний, умений и навыков учеников позволил составить  программу работы по данной проблеме не только на уроках литературного чтения, но и на других предметах и на внеклассных кружковых занятиях.

Программа личностного творческого развития младшего школьника как единого целостного процесса может быть реализована тогда, когда учитель будет иметь ясную картину основных линий развития каждого ребенка, а взаимосвязь содержания, методов, форм, стилей педагогического общения, опирающаяся на принципы гуманной педагогики, станет средством формирования основ литературного творчества школьников.

 

1.6. Длительность работы над темой ППО

В течение 2008 – 2009 года я изучала психологическую, педагогическую и методическую литературу, передовой опыт учителей-новаторов по интересующей меня проблеме и параллельно использовала на уроках литературного чтения задания, способствующие формированию основ литературного творчества детей. В 2009 – 20010 учебном году начала работать непосредственно на уроках литературного чтения и на занятиях кружка (название?) согласно намеченному плану,  по программе.

С этого времени веду постоянную работу по совершенствованию, обогащению, апробации и адаптации собранного материала. Ведется постоянный  контроль и оценка уровня развития творческих способностей учащихся.  Сравнение  и анализ итогов деятельности показал положительные результаты по следующим параметрам:

  • повышение уровня познавательной активности учащихся
  • повышение уровня учебной мотивации;
  • повышение творческой активности учащихся, уровня их творческих способностей

 

1.7. Диапазон опыта

Представленный опыт включает в себя информацию об опыте, программу работы кружка Диапазон опыта достаточно широк. Данный опыт  применим в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и может быть использован в средней группе классов (5-7 классы)

Работа проводится систематически. Опытом своей работы делюсь с коллегами школы, района.

1.8.Степень новизны опыта

Важным критерием новизны представляемого ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения в настоящее время очень высоки. От школы требуют не только знающего выпускника, но и человека, способного творчески участвовать во всех преобразованиях общества.  Именно начальная школа является той первой ступенькой, где ребенок получает первые знания, умения, навыки. Именно начальная школа ищет и находит  эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями.  Формирование и развитие творческих способностей младших школьников – это требование времени и современного общества.

 Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности, высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в  развитии детского творчества – все это получено в результате проведенной работы.

 Для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития было оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей. Нет  перегрузки детей дополнительными занятиями, нет больших  трудоёмких заданий и т.д.

Новизна опыта заключается в стабильности результатов учебно-воспитательного процесса. Заданный уровень  результатов сохраняется при изменяющихся условиях обучения и воспитания, положительные результаты  достигаются на протяжении 3-х учебных годов.

 

                                         

1.9. Перспективность опыта.

Данный опыт способствует решению основных задач воспитания и обучения, поставленных перед ОУ (социальный заказ), способствует  дальнейшему совершенствованию практики учебно-воспитательной работы. Данным опытом успешно решаются противоречия и затруднения по воспитанию и развитию думающего читателя, формированию литературного творчества младших школьников.  Позитивные  результаты подтверждены не только в работе одного учителя, , но и в деятельности всех педагогов, которые используют этот опыт в своей работе. Соответствует  современным достижениям педагогики и методики.

 

II. Теоретическая база опыта

 Детское литературное творчество исследовали многие педагоги и психологи:В.И. Глоцер, Г.Н. Кудина, В.А. Левин, В.И. Лейбсон, З.Н. Новлянская, М.А.Рыбникова. Его роль и возможности для развития читателя достаточно подробно описаны. В свою очередь о творческой деятельности школьника заявляют и авторы современных программ по литературе для начальной школы. Достаточно популярно слово \»творчество\» и в названиях научных статей, размещённых в методических журналах, на сайтах в Интернете (\»Творчество на уроках литературы\», \»Творческие работы младших школьниках на уроках чтения\», \»Приёмы творческого анализа литературного произведения\», \»Творческие приёмы работы с текстом\» и т.д.). Анализ этих материалов показал, что речь в них главным образом идёт о широко известных приёмах работы, применяемых со времени становления методики преподавания чтения. Это — выразительное чтение, чтение по ролям, творческий пересказ, заучивание наизусть. Иногда педагогам удаётся найти удачное применение одного из этих приёмов касательно конкретного произведения, и они стремятся поделиться своей находкой с коллегами, в некоторых работах прослеживается сквозное применение одного из данных методов на уроках литературы в каком-то классе или во всей начальной школе. Однако во всех указанных случаях описываются отдельные приёмы работы, в определённой степени развивающие  фантазию, актёрские способности учеников, их память в рамках традиционной (объяснительной) методики работы с художественным текстом.   В соответствие с теорией Л.С. Выготского, творчество, безусловно, присутствует там, где человек воображает, комбинирует, изменяет старое и создаёт что-либо новое в своём сознании. Учёный рассматривает творчество как процесс самореализации, удовлетворяющий внутренней потребности человека, в ходе которого происходит мобилизация воображения, памяти, ассоциативных связей, изнутри формируется духовный мир личности.
Н.А. Рубакин указывал на то, что чтение — это интеллектуальное творчество. Чтение — творческая деятельность субъекта-читателя, осваивающего произведение, — продукт творческого труда другого субъекта — автора, создателя данного произведения. А высшей ступенью творческого чтения, таким образом, закономерно становится диалог читателя с писателем. Понимание (принятие или отторжение, оспаривание и т.п.) читателем авторской позиции, авторского замысла, художественных аргументов в его пользу — основной критерий творческого чтения — диалога с автором.
К какому же чтению следует приучать школьника? Это должно быть приобщение к высокому искусству, дающее возможность самовоспитания, самообразования, организации нравственной гармонии. В современном обществе с его ускоренным темпом, проблемами и трудностями, человеку приходится читать больше и качественно усваивать прочитанное. Необходимо умение понимать как буквальный, так и скрытый смысл, который заложен в тексте его автором. Чтение должно стать для читателя трудом, средством поиска истины и совершения личных открытий, общение с книгой — предоставить возможность ребёнку активизировать свой творческий потенциал, проявить яркую фантазию, продемонстрировать  образность мышления, развить систему чувственно-наглядных представлений.
Об этом в своё время говорил философ В. Асмус в статье \»Чтение как труд и творчество\» (1962 г.), подобная идея заложена в сборнике статей \»Воспитание творческого читателя\» (под ред. С.В. Михалкова и Т.Д. Полозовой, 1981 г.). В данных изданиях был обобщён опыт работы детских библиотек в этом направлении. В. Асмус выдвинул положение о том, что в процессе прочтения произведение получает вторую (вторичную) жизнь, которая возможна благодаря не только авторскому, но и читательскому творчеству. Фантазия, память, комбинирующая сила воображения действуют в рамках, намеченных автором. Содержание произведения не может быть перенесено в сознание без определённой читательской деятельности, которая является, по сути, творчеством. Примечательно, что школьная практика в основном снова остаётся в стороне от творческих методик преподавания.
 Развил представления о читательском творчестве А.М. Левидов в книге \»Автор-образ-читатель\» (1977 г.). Учёный говорит здесь о единстве природы творчества писателя и читателя, состоящем в мышлении образами. Писатель, наблюдая за реальной жизнью, создаёт произведение силой своей фантазии, читатель пересоздаёт созданную писателем жизнь в своём внутреннем мире. Творя произведение, автор рассчитывает на самостоятельную мысль и эмоции читателя, на способность порождать в воображении собственные образы, основываясь на образах писателя. Выходя в свет, мир образов произведения множится в геометрической прогрессии по количеству читателей. Субъективное творчество читателя позволяет говорить о соответствии количества содержаний произведения количеству читателей (Н.А. Рубакин). В процессе чтения происходит не только усвоение (присвоение) информации, но и её трансформация в соответствие с собственными запросами и как результат — генерирование своего видения.

По мнению Е.М. Торшиловой, роль стимуляторов творческого развития ребёнка могут играть и творчество, им самим осуществляемое, и художественное (эстетическое) восприятие, т.е. общение ребёнка с продуктами чужого художественного творчества, организованное по особым законам. Возможности самостоятельной творческой деятельности как стимулятора творческого развития более очевидны, чем индивидуальное восприятие чужого творчества. Проблема формирования основ литературного творчества младших школьников изучалась такими педагогами-методистами, как Ф.И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, Н.А. Корф, Д.Д. Семёнов, Д.И. Тихомиров, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Флёров, а в настоящее время – М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Н.Н. Светловская, Н.И. Политова, С.М. Менчинская и др.

В Казахстане освещению данной проблемы посвящены работы Р.Т. Мендекиновой, В.К. Павленко, Т.К. Абеновой, Р.К. Касымовой, К.Л. Кабдоловой, Т.А. Кульгельдиновой и др.

                                                III. Технология опыта

Основные компоненты опыта: 

  • Обеспечение каждого ученика необходимым уровнем творческих умений и навыков;
  • Развитие индивидуальных творческих способностей;
  • Отбор средств и методов обучения и воспитания в системе лично-ориентированного подхода;
  • Разнообразие форм работы в соответствии с содержанием учебного материала;
  • Создание творческой атмосферы общения в коллективе;
  •  Взаимообогащение личности учителя и ученика.

Главная цель учителя — подготовка учеников к творческой деятельности. На уроках учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих и использующих разнообразные источники и материалы.
В рамках программы применяются активные формы обучения: игровые ситуации; проблемные задания, активный диалог.
Учитель старается, чтобы дети сами делали небольшие открытия, радовались тому, что не учитель объяснил, а они сами путем размышлений и понимания литературных произведений пришли к новому, своему видению.

                   III. Результативность опыта

В ходе работы получены положительные результаты по многим показателям, в том числе по развитию мышления и творческих способностей учащихся.
В результате обучения дети достигли высокого уровня развития мыслительных операций. Результаты тестирования показывают рост интеллектуальных  и творческих умений младших школьников.
Были использованы следующие методы исследования:

1)    изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме;

2)    анализ материалов и источников, представляющих педагогический опыт в плане решения анализируемых в опыте проблем: действующих программ и учебных пособий

3)    разработка и проведение учебных занятий в рамках избранной проблемы, гипотезы, целей и задач опыта

4)    наблюдение,анкетирование, беседа и др.

 

Система работы по данной проблеме дает  большие  возможности для развития  творчества детей на уроках литературного чтения, повышает интерес учеников к урокам.

В диаграмме представлены результаты  анкетирования учащихся, целью которого было выявление уровня познавательного интереса на уроках литературного чтения до начала работы по проблеме развития творческих способностей в 2007-2008 учебном году.

Как видно, из 20 учащихся только 3(трое) проявляли интерес к литературному чтению как предмету, 5 (пять) человек интересовали проблемы, о которых говорилось в изучаемых произведениях, 12 (двенадцать!) учеников присутствовали на уроках по необходимости.

В 2008-2009 учебном году, когда велась уже непосредственная работа по формированию основ литературного творчества учащихся, результаты анкетирования несколько изменились. Из 20 –ти учеников только 2 (двое) присутствовали на уроках «по необходимости», проблемы произведений были интересны 7 (семеро) и 11-ти (одиннадцать) был интересен сам предмет, им было интересно находиться на уроках литературного чтения. Такие изменения связаны только с тем, что на уроках ребятам предлагались задания, развивающие их творческие способности.

 

 

Таблица. Сравнительный анализ степени обученности учащихся.

 

Предмет

2007- 2008

 

 

2008-2009

 

 

2009-2010

 

 

2010-2011

 

 

«5»

% успев

% качес

«5»

%

 успев

% качес

«5»

%

успев

%

качест

«5»

%

качест

Литературное чтение

7

100%

81%

8 ч

100%

82%

10 ч

100%

95%

10

95%

 

 

 

Таблица. Результаты успеваемости  учащихся за последние три года

 

Учебный год

математика

русский язык

 

литературное чтение

Успеваемость

Качество

Успеваемость

Качество

Успеваемость

Качество

2008-09

100%

77%

100%

77%

100%

82%

2009-10

100%

76%

100%

76%

100%

86%

2010-11

100%

81%

100%

86%

100%

88%

 

 

    Качество знаний по литературному чтению за 3 года

 

 

 

 

 

Как видно из диаграммы, качество знаний учащихся  по литературному чтению повышалось в течение 3-х лет. Если в 2008-09 учебном году оно составляло 82%, в 2009-10 учебном году 86%, то в 2010-11 учебном году 88%. Такое повышение качества знаний учащихся подтверждает положительные результаты опыта работы.

Адресная направленность  опыта.

Рекомендовано использовать этот опыт не только начинающим, но и  опытным педагогам,  воспитателям дошкольных учреждений. Область применения опыта  широк: в группах раннего возраста; в начальных классах, в 5-7 классах, на отдельных занятиях, на уроках, на занятиях кружков и предметов по выбору.

Добавить комментарий