П.П.Бажов. «Каменный цветок»

Чижук Татьяна Викторовна
Учитель русского языка и литературы сош 4 города Павлодара.
Тема: П.П.Бажов. «Каменный цветок». Отличие жанра сказа от сказки. Тема искусства в произведении.
Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова “Медной горы Хозяйка” и условий для усвоения понятия “сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.
Задачи:
Обучающая
Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
Развивающая
Развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;
Воспитательная
Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.
Оборудование:
• текст сказа П.П.Бажова “Горный мастер ”;
• портрет и фотографии П.Бажова;
• иллюстрации к произведению;
• электронная презентация.
На доске: выставка рисунков по мотивам сказов П.П.Бажова.
Эпиграф
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок
(Е.Хоринская)
Начало урока – дается фрагмент из художественного фильма “Каменный цветок”
Беседа по вопросам:
1. Ребята, вы смотрели этот кинофильм?
2. Как он называется?
3. По мотивам какого произведения он поставлен?
4. Кто является автором сказа “Каменный цветок”?
На экране появляются портрет и фотографии П.Бажова (комментарий учителя): насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
(Идет панорама уральских гор)
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
В.Степанов
Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижниками Петра I Акинфием и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавильных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: “Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом” или “уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая…взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье”; пересекаешь “ изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл”, или огибаешь “золотисто-зеленые заросли” у синего озера. “Лежит озеро в полном одиночестве…ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…” Тишина сказочная, таинственная.
На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.
Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова:
Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера
(Д.Бедный)
П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.
Семья была дружная и трудовая. “Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, — но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве”, — вспоминает его дочь Ариадна.
Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е.Клюква И.П.Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах”, — писал Бажов.
В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.
Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.
После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня — и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.
“Малахитовая шкатулка”.
Вопрос: Почему такое название?
В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
Малахит — этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.
(Показ изделий из малахита и других самоцветных камней)
Итак, малахитовая шкатулка открыта, и первый по порядку в ней сказ “Медной горы Хозяйка”.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему не “Хозяйка медной горы”?
2. Какое слово здесь главное и почему?
Словарная работа “Устами школьника” (объяснение и толкование непонятных слов, все это выводится на монитор компьютера)
Было жарко – страсть. Парун чистый — жаркий день после дождя
Лазоревку добывали — лазурит, камень светло-синего цвета
Королек с витком попадался – частица, слиток чистого металла
Изробленный – измученный, заболевший от непосильной работы
Артуть девка – девушка, подвижная, как ртуть
Забедно стало – обидно
Известно, какое время было, — крепость, то есть крепостное право, рабочие заводов были крепостными, являлись собственностью хозяев-заводчиков
Каелка, кайло – инструмент, которым руду откалывали
Желтяки да серяки с крапинками – непригодные камни с примесью песка
Вода долить стала – одолевать, затапливать
Текст сказа звучит в исполнении учителя, при этом передается неспешность, атмосфера тайны, легкая ироничность и глубокая мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов.
По мере чтения на мониторе компьютера появляются иллюстрации к сказу.
Вопросы:
1. Понравился ли вам сказ?
2. Что удивило вас?
3. Что показалось необычным?
4. Какие герои вызвали сочувствие?
5. Как вы думаете, чем бы закончилась история Степана, если бы он был героем сказки?
Отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Отличительные черты сказа:
• Герои – люди обыкновенные.
• Фольклорная первооснова.
• Присутствие рассказчика – человека из народа.
• Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Отличительные черты сказки:
1. Волшебные герои — добрые или злые.
2. Нет рассказчика.
3. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
4. Не имеют реальной основы.
Итог урока:
1) После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?
2) Чем отличается сказ от сказки?
Д/з: подготовить пересказ любимого эпизода

Добавить комментарий