Приготовление раствора. Правила ТБ.

Практическая работа №5

Тема: Приготовление раствора. Правила ТБ.

Цель: Научить  учащихся  готовить раствор.  Закрепить навык и умение рассчитывать ω (массовую долю) и N (число молекул) вещества  в  растворе.

Задачи:образовательная

формирование у учащихся навыков выполнения химических опытов, закрепление умений химически грамотного и безопасного обращения с веществами, работы с весами, мерной посудой;

продолжить формирование навыков решения расчетных задач с использованием массовой долей растворенного вещества.

Раскрытие роли химических знаний и умений в повседневной жизни и профессиональной деятельности человека.

Развивающая:

развитие коммуникативных качеств личности: способности к сотрудничеству, групповой деятельности, делового общения, взаимопомощи.

Воспитательная:

воспитание культуры поведения в мире веществ.

Ожидаемые результаты:

обращаться с лабораторным оборудованием,

соблюдать правила техники безопасности,

проводить химические опыты,

наблюдать за химическими процессами,

оформлять результаты наблюдений.

 

Тип урока: практическая работа; 

 Метод: словесно-наглядный, поисковый, практический.

Дидактическое оснащение урока: Нурахметов Н.Н, Сарманова К.А, Джексембина К.М. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательной школы- Алматы,  «Мектеп» 2012

 

Оборудование: весы с разновесами, мерный цилиндр, стакан, стеклянная палочка, колба ,дистиллированная вода, твердые:  поваренная соль, гидрокарбонат натрия, хлорид бария, нитрат аммония, инструктивная карта на партах.

 ХОД УРОКА

1. Организационный момент 

Приветствие, проверка присутствующих.

2. Постановка познавательной задачи Сегодня на уроке мы с вами научимся готовить растворы. Для этого сделаем необходимые расчеты, вспомним приемы работы с весами, научимся отмерять жидкость с помощью мерного цилиндра, безопасно обращаться с веществами. Кроме этого продолжим учиться составлять письменный отчет о проделанной работе.

3. Актуализация опорных знаний и умений

Фронтальная  беседа:

1.      Какие компоненты необходимы для приготовления раствора?

(Ответ:Вода, и соль)

2.      Как узнать, сколько нужно взять соли и воды для приготовления раствора?

(Ответ: вычислить по формуле: w(раств.в-ва)=m(растворен. в-ва)  /m(раствора)* 100%)

3.      По какой формуле можно рассчитать массу соли?

(Ответ: m(соли)=w(раств.в-ва) *m(раствора)/ 100%

4.      По какой формуле можно рассчитать массу воды?

(Ответ:m (H2O)=m (раствора)-m(cоли))


5.      Расскажите о правилах работы с весами.

(Ответ: А)Перед каждым взвешиванием или серией взвешиваний необходимо проверить состояние весов. Правильность установки весов определяется по отвесу или жидкостному уровню.

Б) Стрелка ненагруженных весов должна указывать на нулевое деление шкалы или колебаться около него на равные расстояния и ту и другую сторону.

В) Взвешиваемый предмет всегда помещается на левую чашку весов, а разновес — на правую.

Г) При взвешивании какого-либо предмета разновес подбирают не беспорядочно, а руководствуясь следующей системой. Сначала на глаз грубо оценивают массу предмета и помещают на правую чашку весов гирьку заведомо большей массы. Слегка приоткрыв арретир убеждаются, что гирька действительно перевешивает. В этом случае ее заменяют следующей по порядку гирькой меньшей массы. Так поступают до тех пор, пока гирька не окажется легче взвешиваемого предмета. Тогда к ней добавляют следующую меньшую гирьку. Операцию повторяют, не пропуская ни одной гирьки. Когда предмет будет почти уравновешен, арретир открывают полностью и наблюдают за показанием стрелки.)

7. Назовите необходимое для работы химическое оборудование.

(Ответ: весы с разновесами, мерный цилиндр, стакан, стеклянная палочка, колба)

4. Мотивация учебной деятельности .

С прошлого урока знаете, что выполнять практическую работу вы будете по группам . На партах у вас имеется необходимое оборудование, задания для групп, инструктивная карта.

 Мы еще раз убедимся, что химические знания и умения необходимы в разных профессиях и в быту.

Будьте внимательны в расчетах и во время приготовления растворов.

При  выполнении  практических  работ вы  должны соблюдать правила  по технике безопасности.

Назовите  правила техники безопасности, которые должны выполняться при данной работе.

Учащиеся:

  1. Проводить опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.

Не берите для опыта больше веществ, чем это необходимо;

  1. Не пробуйте вещества на вкус;
  2. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в колбу осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у колбы дно  и не имеет ли оно трещины.
  3. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать;
  4. Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.
  5. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.
  6. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

 

5. Ознакомление с инструкцией 

А) Выполняя домашнее задание, вы уже познакомились с ходом практической работы. Порядок вашей работы на уроке изложен в инструктивной карте (см. приложение 1).

      Познакомьтесь с инструкцией.

             Порядок выполнения практической работы понятен?

             Б) Познакомьтесь с задания для групп (см. приложение 2).

Если вам все ясно и понятно приступайте к работе.

 

6. Выполнение работы учащимися . Задание. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли. Приготовьте 50 г 5 % раствора поваренной соли.

Как изменится массовая доля раствора, если:

А) налить в приготовленный раствор 50 г. Воды;

Б) добавить 10г.соли

Учащиеся выполняют практическую работу в соответствии с инструктивной картой.

Учитель следит за правильностью расчетов, соблюдением правил техники безопасности, дает индивидуальные консультации.

7. Составление письменного отчета 

Учащиеся сдают готовые растворы учителю, приводят рабочие места в порядок, составляют письменный отчет .

8. Подведение итогов урока .

Учитель подводит итоги урока:

1) называет группы учащихся, которые быстро и правильно приготовили раствор;

2) указывает на типичные ошибки;

3) показывает склянки с готовыми растворами и еще раз подчеркивает их использование.

9. Домашнее задание .  повторить §36-38 ( Нурахметов Н.Н, К.А.Сароманова, К.М.Джексембина Учебник Химия 8класс,Алматы «Мектеп» 2012)

Приложение № 1

Инструктивная карта к практической работе «Приготовление растворов солей»

1. Произведите необходимые расчеты для приготовления раствора (рассчитайте массу соли и объем воды).

2. Подготовьте весы к работе (соберите и уравновесьте весы).

3. Взвесьте рассчитанное количество соли и поместите ее в стакан.

4. Отмерьте с помощью мерного цилиндра рассчитанный объем воды и прилейте в стакан с солью.

5. Перемешайте раствор стеклянной палочкой.

6. Составьте отчет о проделанной работе (расчеты, описание хода приготовления раствора, вывод)

7. Приведите рабочее место в порядок и сдайте его учителю.

 

Приложение № 2

Задания для групп

Группа № 1 «Лаборанты».

Задание. Для аналитического определения в растворах сульфат — ионов используют раствор хлорида бария. Приготовьте 50 г 2% раствора хлорида бария.

Группа № 2 «Агрохимики».

Задание. Для подкормки растений используют раствор аммиачной селитры. Приготовьте 50 г 4 % раствора нитрата аммония.

Группа № 3 «Кулинары».

Задание. Для засолки огурцов применяют раствор поваренной соли. Приготовьте 40 г 5 % раствора поваренной соли.

Группа № 4 «Фармацевты».

Задание. Для нейтрализации ожогов кислотой в аптечке школьной химической лаборатории имеется раствор соды. Приготовьте 50 г 2% раствора соды.

 

 

 



Добавить комментарий