Практико-ориентированное обучение это
вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у
обучающихся профессиональных компетенций практической работы, востребуемых
сегодня работодателями, а также понимания
того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на
практике.
В настоящие время в Казахстане
усугубляются проблемы обеспечения отраслевых и региональных услуг
квалифицированными кадрами. Это обусловлено такими факторами, как:
— сокращение численности населения;
— несоответствие потребностей рынка труда в специалистах определенной
квалификации их фактическому выпуску;
— неспособность молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные
обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии
практических навыков.
Указанные факторы отрицательно
влияют на показатель социально-экономического развития отраслевых и
региональных рынков услуг.
На сегодняшний день, часть
выпускников получивших образование в
колледже не могут устроиться на работу по специальности. Часть из них
устраиваються не по специальности. Одной из таких причин является то, что
работодателям необходимы специалисты с опытом работы, а у выпускников его
обычно нет.
На этом основании можно считать,
что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля является проблема
усиления практической части ( практико – ориентировонной) обучения.
Основу практико – ориентированного подхода в образовании составляет
рациональное сочитание фундаментального образования и профессионально –
прикладной подготовки. Любая образовательная технология — это воплощение определенной стратегии.
Применение практико –
ориентированных подходов в учебный
процесс обусловлен необходимым
поиском адекватных образовательных
технологий.
Сущность практико – ориентированного обучения заключается в построении учебного
процесса на основе единства эмоционально – образного и логического компонентов
содержания, приобретение новых знаний и формирование практического опыта
их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
На специальности 097000 «Теплотехническое оборудование и
системы теплоснабжения» практико-ориентированный подход к обучению ведется с 2014 года. В процесс
подготовки квалифицированных кадров по специальности «ТОСТ» используются разные формы обучения, а именно: организации
практики на рабочем месте в рамках обрзовательной программы; обучение на
специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях колледжа(
в мастерких, лабораториях, на полигонах и т.д).
На специальности внедрено модульное обучение по трем специальным предметам:
«Котельные установки систем теплоснабжения» , «Эксплуатация и ремонт котельных
установок» и «Тепловые электрические станции»
На предмете « Котельные установки систем
теплоснабжения» введено 3 модуля: практикум – 1 модуль: текущий
контроль, текстирование итоговый контроль тест(экзамен); на предмете
«Эксплуатация и ремонт котельных установок и теплотехнического оборудования» -3
модуля: практические занятия (6 работ- 40 % практических работ); текущий
контроль – тестирование; итоговый
контроль – тест – экзамен;на предмете «Тепловые электрические станции» -2 модуля: практикум (2
практикума — 67 % от практикума);
итоговый контроль – тестирование.
В чем преимущество модульного обучение
перед другими технологиями для
обучающихся? Модульное обучение дает возможность самостоятельно выбирать
индивидуальный темп обучения(различные способы изучения и контроля знаний по
отдельному модулю предмета), проводить самооценку своих достижений(рейтинг),
осваивать практическую деятельность(практикумы, практические работы).
Наиболее эффективный принцип
обучения известный человечеству: «Метод
проб и ошибок» — на действующем оборудовании
неприменим, поэтому внедрение модульного обучения дает возможность студентам
получить определенные умения и навыки работы на оборудовании, которое является
объектами моделирования реального
теплоэнергетического оборудования.
Учебные стенды – тренажеры дают первичное обучение, проверку первоначальных профессиональных
знаний, умений и навыков более глубоких и выходящих за рамки учебной программы.
Кроме того, на стендах студенты имеют возмжность отрабатывать определенные
технлогические операции, протекающие на теплоэнегетическом
оборудовании. Тренажеры с высокой адекватностью
воспроизводят весь спектр режимов работы оборудования, предоставляют студентам
уникальные по эффективности
возможности повышение качества практического обучения по специальности.
Преподаватель спецдисциплин ТВПК
Н.А.Суркова