Практико – ориентированное обучение на специальности 0907000 «Теплотехническое оборудование и системы теплоснабжения» в Темиртауском высшем политехническом колледже.



        Практико-ориентированное обучение это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций практической работы, востребуемых сегодня работодателями, а также понимания  того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике.
        В настоящие время в Казахстане усугубляются проблемы обеспечения отраслевых и региональных услуг квалифицированными кадрами. Это обусловлено такими факторами, как:
— сокращение численности населения;
— несоответствие потребностей рынка труда в специалистах определенной квалификации их фактическому выпуску;
— неспособность молодых специалистов эффективно выполнять свои должностные обязанности в силу теоретической составляющей полученных знаний, при отсутствии практических навыков.
        Указанные факторы отрицательно влияют на показатель социально-экономического развития отраслевых и региональных рынков услуг.
На сегодняшний день,  часть выпускников  получивших образование в колледже не могут устроиться на работу по специальности. Часть из них устраиваються не по специальности. Одной из таких причин является то, что работодателям необходимы специалисты с опытом работы, а у выпускников его обычно нет.
        На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля является проблема усиления практической части ( практико – ориентировонной) обучения.
Основу практико – ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочитание фундаментального образования и профессионально – прикладной подготовки. Любая образовательная технология  — это воплощение определенной стратегии.
        Применение практико – ориентированных подходов в  учебный процесс  обусловлен необходимым поиском  адекватных образовательных технологий.
Сущность практико – ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально – образного и логического компонентов содержания, приобретение новых знаний и формирование практического опыта их  использования  при решении жизненно важных задач и проблем.
На специальности 097000 «Теплотехническое оборудование  и  системы теплоснабжения» практико-ориентированный подход  к обучению ведется с 2014 года. В процесс подготовки квалифицированных кадров по специальности «ТОСТ» используются  разные формы обучения, а именно: организации практики на рабочем месте в рамках обрзовательной программы; обучение на специально оборудованных рабочих местах в структурных подразделениях колледжа( в мастерких, лабораториях, на полигонах и т.д).
На специальности внедрено модульное обучение по трем специальным предметам: «Котельные установки систем теплоснабжения» , «Эксплуатация и ремонт котельных установок» и «Тепловые электрические станции»
На предмете « Котельные установки систем  теплоснабжения» введено 3 модуля: практикум – 1 модуль: текущий контроль, текстирование итоговый контроль тест(экзамен); на предмете «Эксплуатация и ремонт котельных установок и теплотехнического оборудования» -3 модуля: практические занятия (6 работ- 40 % практических работ); текущий контроль – тестирование;  итоговый контроль – тест – экзамен;на предмете «Тепловые электрические  станции» -2 модуля: практикум (2 практикума  — 67 % от практикума); итоговый контроль – тестирование.
В чем преимущество модульного обучение  перед другими технологиями для  обучающихся? Модульное обучение дает возможность самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения(различные способы изучения и контроля знаний по отдельному модулю предмета), проводить самооценку своих достижений(рейтинг), осваивать практическую деятельность(практикумы, практические работы).
       Наиболее эффективный принцип обучения известный человечеству: «Метод  проб и ошибок» — на действующем  оборудовании неприменим, поэтому внедрение модульного обучения дает возможность студентам получить определенные умения и навыки работы на оборудовании, которое является объектами моделирования реального теплоэнергетического оборудования.
Учебные стенды – тренажеры дают первичное обучение, проверку первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков более глубоких и выходящих за рамки учебной программы. Кроме того, на стендах студенты имеют возмжность отрабатывать определенные технлогические  операции, протекающие на теплоэнегетическом оборудовании. Тренажеры с высокой адекватностью  воспроизводят весь спектр режимов работы оборудования, предоставляют  студентам  уникальные по эффективности  возможности повышение качества практического обучения по специальности.
 Преподаватель спецдисциплин   ТВПК                                     Н.А.Суркова

Добавить комментарий