Предмет: Русский язык Тема: «Глагол как часть речи»

Северо-Казахстанская область

Акжарский район

Село Талшык

Талшыкская средняя школа

Учитель начальных классов: Шайсултанова
Гульмира Амангельдиновна

Предмет: Русский язык

Северо-Казахстанская область

Акжарский район

Село Талшык

Талшыкская средняя школа

Учитель начальных классов:

Шайсултанова Гульмира Амангельдиновна

Предмет: Русский язык

Тема: «Глагол как часть речи»

Цель:Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно
употреблять их в речи.

Задачи:

 Образовательные: научить учащихся находить глаголы в тексте, определять
время, число; отработка орфографии, лексики, грамматики изученной части речи, выявление
роли глагола в тексте,

Развивающие:активизировать познавательную
деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;
развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы
на уроке; развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в
коллективе

Методы: словесный,
иллюстративно- словесный, частично-поисковый, наглядный

Тип урока: урок-закрепление

 

ОБОРУДОВАНИЕ: Оборудование: компьютер, презентация Роwer Роint, экран, С.И.
Ожегов Толковый словарь, В.И. Даль. Толковый словарь
, rарточки

Ход урока:

<!—
[if !supportLists]
—>1.    <!—
[endif]
—>Самоопределение к учебной
деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

(Солнышко)                                                                                               Слайд
2.

                                                                                                          

«Добрый день, Солнышко!»

«Добрый день, страна моя!»

«Добрый день, друг мой!»

«Добрый день, учитель!»

«Добрый день, ребята!»

 

Сегодня урок русского
языка я хочу начать с загадки:            Слайд 3.

                                                                    Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

-Что это?

-Знаете ли
вы, как создаются книги?

-Кто работает
над созданием книг?

Слайд 4.

Изготовление книги — весьма сложный процесс. Помимо
непосредственного производства, он включает в себя различные этапы до- и постпечатной
обработки. Несмотря на великие достижения в области техники, изготовление книг
до сих пор невозможно представить без применения ручного труда. Чтобы сделать
хорошую книгу, необходима слаженная работа профессионалов всех направлений: писателей,
поэтов, художников, редакторов, верстальщиков, технологов, печатников и многих
других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей
приложило свой труд к её созданию.

-Сегодня на уроке мы с вами создадим книгу. А о чём
эта книга, вы узнаете из орфографической минутки.

«Орфографическая минутка»                  

  Под сосною у дорожки                                                          Слайд 5.

  Кто стоит среди травы?
        Ножка есть, но нет сапожка,
       Шляпка есть — нет головы.                                                     ГРИБ

 

Он ходит, голову
задрав,                                                        Слайд 6.

Не потому, что важный
граф,
      Не потому, что гордый нрав,
      А потому, что он…                                                                  ЖИРАФ

 

И топчут ее,                                                                              Слайд 7. 
      И режут ее —
      Она не серчает,
      Добром отвечает.                                                                  ЗЕМЛЯ

 

                                                                                                 Слайд
8.

Подберите синоним к слову ТАНЦЕВАТЬ                       ПЛЯСАТЬ

Ты весь мир обогреваешь                                                     Слайд 9.

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …                                                               СОЛНЦЕ

Плещет теплая волна,                                                          Слайд 10.    

 Под
волною белизна.                             

Отгадайте, вспомните,

 Что за
море в комнате?                                                        ВАННА

                                                    НА ДОСКЕ ПОКАЗ

«Минутка чистописания»      

            Глагол                               глагол                                         глагол

  

«Лексическое значение слова
ГЛАГОЛ»                         
Слайд 11.

РАБОТА ПО СЛОВАРЮ

Глагол – греческого происхождения, означающее «речь».

Из словаря В.И. Даля:  «Слово,
речь. Часть речи, разряд слов,

<!—
[if gte vml 1]>

«И, обходя моря и земли.

Глаголом жги
сердца людей!»

<!—
[if !vml]
—>\"Подпись:<!—
[endif]
—>выражающих действие, состояние.»

 

                                                                                А.С.Пушкин

-Объясните значение строк ГЛАГОЛОМ жги сердца ( РАБОТА ПО СЛОВАРЮ)

 

Подберите однокоренные слова к слову
глагол

Глагол- глаголить, разглагольствовать.

Кто из вас может объяснить лексическое
значение этих слов?

Посмотрим из словаря Ожегова.

 Глаголить – говорить

Разглагольствовать- говорить
многословно, бессодержательно.

Слайд 12

В древности были ещё слова с тем же
корнем например  Глаголица
-одна из древнеславянских азбук.

<!—
[if !supportLists]
—>2.     <!—
[endif]
—>Сообщение
темы, цели урока.
Как вы думаете, о чём мы будем рассказывать в нашей книге?

Слайд 13

 (правильно о глаголе, т.е. мы сегодня на уроке
вспомним то, что узнали о глаголе во 2-3 классе)

-Что такое глагол?

Глагол-это часть речи, которая
обозначает действие предмета или лица, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО  СДЕЛАТЬ? Глагол в предложении обычно является сказуемым.

-А какие стихотворения о глаголе вы
знаете?



      Интересная
часть речи

В русском языке живёт

Кто, что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет вам ……(глагол)

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

 



Слайд 14

Работа над пословицами (вставьте подходящий по смыслу
глагол)

Труд …, а лень…                                            перетрут          портит     

Смелый …, а робкий ….                                знает                  теряет

Терпенье и труд всё ….                                  кормит              находит      

Кто много …, тот много …                           читает 

Слайд 15

Неопределённая форма                       Выпишите глаголы. Что вы
о них       можете сказать?  

Птицы могут летать высоко,

Пролетать над озёрами синими,

Улетать от гнезда далеко,

Ввысь взлетать над горами красивыми.

Слайд 16

Глаголы в неопределённой форме отвечают на
вопросы что делать? что сделать? Неопределённая форма не показывает ни времени,
ни числа,  ни лица, ни рода

Слайд 17

Физминутка   (танцевальная)

Слайд 18

Работа по группам                         Отгадайте загадки.Найдите глаголы.
Каждая группа выписывает глаголы в три столбика. Глаголы записаны по столбикам.
Сравните их. Что вы о них можете сказать?

1 группа «Летит без крыльев и поёт,

                 Прохожих задирает.

                 Одним прохода не даёт,

                 Других он подгоняет.»                  ВЕТЕР                     

2 группа «Длинной шеей поверчу-

                  Груз тяжёлый подхвачу,

                 Где прикажут — положу:

                  Человеку послужу.»                        ПОДЪЁМНЫЙ КРАН

3 группа «Принялась она за дело,

                  Завизжала и запела:

                  Ела, ела дуб, дуб,

                  Поломала зуб, зуб.»                          ПИЛА

Слайд 19

Уч-ся делают вывод, что глаголы даны в разных
временах. На доске появляются слова в 3 столбика, учащиеся сверяются и  делают вывод, что глаголы даны в разных
временах.               

-Что вы можете сказать о настоящем времени? О
будущем времени? О прошедшем времени?

Слайд 20

 настоящее время                    будущее время                  прошедшее время

    в момент речи                    после момента речи           до момента речи

Слайд 21

Упражнение «Четвёртый
лишний».

<!—
[if !supportLists]
—>·       <!—
[endif]
—>Трещит, скрипит, воет, скулил.

<!—
[if !supportLists]
—>·       <!—
[endif]
—>Прочитает, запишет, нарисует, удивил.

<!—
[if !supportLists]
—>·       <!—
[endif]
—>Встречает, визжал, поскрипывал, дул.

Слайд 22

Число    глаголов

Запишите действия предметов, которые вы
видите на данном рисунке.

Чем отличаются друг от друга эти глаголы?          (они даны в разном числе)

Слайд 23

Род   глаголов

Сравните действия этих лиц и предметов. Что вы можете сказать об этих
глаголах?

Слайд 24

Работа по учебнику.       Упражнение
343        Стр.96

Задание:

<!—
[if !supportLists]
—>·       <!—
[endif]
—>Выпишите глаголы, определите время, число.

<!—
[if !supportLists]
—>·       <!—
[endif]
—>1 предложение разберите по членам предложения

<!—
[if !supportLists]
—>·       <!—
[endif]
—> 

Слайд 25

— Ребята, давайте вспомним о правилах
пользования учебником?

Береги книгу!

/Не/ бери её грязными руками

И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок..

-Что вы
заметили в этом правиле?

-Что вы
можете сказать о написании частицы НЕ?

Слайд 26

Частица НЕ с глаголами

Не выучил, не делай,

Не

Добавить комментарий