ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.
З.Ш. Эргашова – ГУ СОШ №42 имени М. Ауэзова, учитель информатики
Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий.
Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очевидно, что использование информационных технологий повышает заинтересованность предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе.
Происходящие изменения в современном обществе, в общественной жизни в какой-то степени подразумевают развитие и применения новых педагогических технологий, направленных на индивидуальную работу с учащимися. На современном этапе обучения необходимо особо обратить внимание на индивидуальное развитие личности, поиск и развитие творческих способностей учащегося, обучению навыкам самостоятельного решения поставленных перед собой задач. Формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, применять знания, уметь планировать деятельность, ставить вопросы и уметь находить на них ответы. Умение эффективно сотрудничать в разнообразных мини группах.
Все это неизбежно должно привести к поиску и внедрению новых педагогических форм и технологий в образовании. Одна из таких форм – исследовательская и проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Тема моего исследования вытекает из общей методической темы школы: «Создание и совершенствование условий для развития личности школьников», которая востребована в свете решения проблемы самосовершенствования личности ребенка на современном этапе развития.
Цель исследования: создание условий для развития личностных качеств учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.
Объект исследования: процесс построения проектно-исследовательской деятельности при самореализации личности учащегося.
Предмет исследования: проектно-исследовательская деятельность как средство самореализации личности учащегося в его учебных достижениях.
Гипотеза исследования: если педагог осознает как ценность опережающую функцию образования в развитии; осуществляет проектно-исследовательскую деятельность, направленную на преобразование педагогической и социальной практики, то он самореализуется в своей педагогической карьере, а также создает условия для развития личности учащихся.
Для достижения и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
— изучить научно-теоретическую основу данной темы;
— изучить психолого-педагогические особенности учащихся, их готовность работать в данной системе;
— осуществить диагностику личностных качеств учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью;
— развить навыки исследовательской деятельности, умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
— сформировать образовательную, информационно-коммуникационную, рефлексивную компетентность учащихся;
— развить творческие и интеллектуальные способности личности.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время система образования РК находится в состоянии модернизации, которая обусловлена общими тенденциями мирового развития, прежде всего переходом к постиндустриальному, информационному обществу.
Технология проектного обучения — одна из инновационных технологий образования. Суть технологии проектного обучения включает следующие термины и определения: Proyectus – «брошенный вперед»; проектная технология – это вид образовательной технологии, которая позволяет ученику приобрести самостоятельность в познании и способствует его адаптации к жизни в стремительно меняющемся окружающем мире; в основе проектного обучения лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Исследовательская деятельность — деятельность, связанная с поиском ответа на задачу, решение которой заранее неизвестно. Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи, связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.
При решении исследовательской задачи ученик сталкивается с проблемой: нет готовых решений, алгоритмов решения задачи и ему предстоит самостоятельно найти решение задачи. Немаловажное значение имеют те отношения между учеником и учителем, которые возникают при выполнении исследовательских задач. На решение любой исследовательской задачи затрачивается время. Ученик и учитель несколько раз встречаются и обсуждают проблему. На этом этапе и создаются новые отношения. Это отношения партнерства.
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Исследовательская работа с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
При выполнении исследовательской работы учитель формирует у учащегося:
• мыслевыдвижение идеи (мозговой штурм);
• презентационные: (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности);
• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
• поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
• информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
При оценке успешности обучающегося, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Второй очень важный ряд критериев оценки успешности имеет и носит управленческий и объективный характер. От исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс, желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Он знает «взрослую» жизнь не только по школе, как многие учителя, он иногда вхож в научные круги, он становится «кумиром» ребят, которые рады видеть в нем свой идеал. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными «своими» и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте, – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение. Все вышесказанное побудило меня применять в педагогической деятельности исследовательский метод обучения – метод проектов. Результаты такой деятельности говорят сами за себя. Умение применять информационные технологии, умение собирать материал по теме, анализировать и обобщать дает возможность учащимся проявить себя в различных творческих конкурсах.
Использование исследовательского метода обучения в преподавании информатики преследует несколько целей: повышение интереса к предмету информатики; овладение практическими навыками работы с компьютерной техникой, выходящими за рамки школьной программы; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.
Как видим, основные цели, и задачи применения исследовательского метода обучения практически совпадают с целями изучения информатики и информационных технологий в основной школе. Поиск информации, анализ и обобщение, выполнение практических экспериментов с использованием компьютерной техники намного повысило интерес учащихся к изучению информатики. Увеличилось число учащихся, участвующих в различных конкурсах. У учащегося появилась возможность проявить себя, показать свою значимость. Поэтому в своей педагогической деятельности широко применяю исследовательский метод обучения.
Для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, в частности, пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:
1 этап. Мотивация научно – исследовательской деятельности. Обязательное приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы администрация школы и учителя получали не только моральные, но и материальные стимулы.
2 этап. Выбор направления исследования. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от учащихся, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.
3 этап. Постановка задачи.
4 этап. Фиксирование и предварительная обработка данных.
5 этап. Обсуждение результатов исследования.
6 этап. Оформление результатов работы.
7 этап. Представление исследовательской работы на конференции.
Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов. В нашей школе, учитывая интересы и потребности школьников, преподавателям выделяется дополнительное время для непосредственной работы с учащимися, желающими вести исследовательскую работу.
Темы будущих рефератов и проектов мы обсуждаем ещё до начала нового учебного года. Часть работы по сбору материала, исследовательская деятельность ведется летом и не один год. Обычно выбор исследовательских работ для выполнения в школе определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературой.
Так в 2009 году Казаченков Денис, ученик 11 «А» класса участвовал в городском конкурсе научных проектов с темой «Особенности системы управления контентом с использованием технологии Ajax», где занял 1 призовое место. Проектом исследования научной работы являлось создание модели системы управления контентом на основе технологии Аякс, написание ее программной реализации и обеспечение эффективного функционирования этой системы. Такая система при высоком уровне реализации была способна облегчить работу неопытному пользователю (бизнесмену, экономисту, врачу, учителю, строителю) при работе с веб-приложениями.
В 2010 году Меликов Олег, ученик 7 класса, принял участие в Казахстанском конкурсе детских исследовательских работ и творческих проектов «Зерде». Тема работы: «Роль метода проектов в формировании компьютерной грамотности школьника нового поколения». Конкретный вклад автора при выполнении данного исследования — это создание учебного пособия «Учусь, учусь, учусь в 7 классе» на основе технологии метода проектов, написание ее программной реализации, обеспечение эффективного функционирования этой программы, обсуждение и интерпретация результатов.
В 2011 году Турковский Юрий, ученик 8 класса, принял участие в научно-практической конференции «Изучение родного края – путь к науке». Тема проекта: «Использование космических съемок по сети интернет для определения площади участков Земли (на примере реки Усолка, притока Иртыша)». По результатам конкурса был награжден дипломом 3-й степени. Проектом исследования научной работы являлось изучение использования космических съемок по сети Интернет для определения площади участков Земли. Таким образом, в ходе исследования пришли к выводу о том, что знание работы геопорталов позволяет радикально изменить подходы к решению социально-экономических и управленческих задач.
Подготовка творческой работы и ее дальнейшая публичная защита способствует целенаправленному формированию креативного мышления, обучению детей технологии мыслительных действий, развитию умений осуществлять познавательный поиск, а также начальным навыкам публичных выступлений, умению аргументировать свои научные убеждения.
Личностные качества, сформированные при подготовке творческих работ к защите, основанные на принципах научной этики, объективности в дальнейшем переносятся на другие сферы деятельности, становятся качествами личности молодого человека.
Список использованной литературы:
1.Н. Чернилова «Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников», 1997, г. Саратов;
2. Д.Дьюи «Мое педагогическое кредо», 1897, США; «Психология и педагогика мышления», 1909,США; В. Килпатрик «Метод проектов», 1918, США;
3. К. Фрей «Проектный метод», 1997, Германия; Е. Полат «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования», 2007, Россия;
4. Т. Шамова «Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода», 2006, Москва;
5. И. Чечель «Управление исследовательской деятельностью педагога и учащихся в современной школе», 2000, Москва и т.д.