Программа
элективного курса для учащихся 6 класса «Эрудит»
Подготовила учитель информатики и математики
СШ № 16 с.Садовое
Осакаровского района Карагандинской области
БАУМАН ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель и задачи курса
3. Требования к уровню усвоения курса
4. Содержание программы курса
5. Тематический план
6. Терминологический словарь
7. Литература
8. Приложение
Симметрия, как бы широко или узко мы не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство.
Герман Вейль
Пояснительная записка
Лейтмотивом курса является понятие симметрии, играющей (есть мнение) ведущую, роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни. Симметрия пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области и объекты.
С симметрией мы встречаемся повсюду — в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, свойственная бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета, симметрия в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров.
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Содержание курса обеспечивает развитие творческих способностей ребенка, обогащает и развивает геометрическую интуицию, развивает личность ученика, его способности. Курс предполагает комплексное развитие памяти, внимания, речи, нетрадиционного мышления, развития пространственного воображения, смекалки и наблюдательности.
Вопросы геометрического содержания рассматриваются на основе практических работ, связанных со сгибание листа бумаги, вычерчиванием фигур и пр.
Курс предполагает интеграцию между несколькими учебными предметами: геометрией, биологией, ИЗО, МХК, литературой и т. д.
Материал курса позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, инициировать исследовательскую деятельность учащихся, делать обобщения, высказывать собственные суждения, задумываться над загадками природы, и искать тропинку к истине.
Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архитектуры, получить дополнительную информацию из материалов (художественные альбомы,
видеоматериалы, информация Интернет), провести небольшое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Средствами для осуществления этой работы являются задания для учащихся, а также темы рефератов на выбор учащихся.
Элективный курс «Мир симметрии» рассчитан на 17 часов. В программе приводится распределение учебного времени.
Основные формы организации учебных занятий: лекция, беседа, практическая работа, презентация. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.
Элективный курс «Мир симметрии» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собственных внутренних закономерностей. Материал данного курса может использован учителем, как на уроках математики, так и на занятиях кружков.
Цель курса
Подготовка учащихся к систематическому изучению геометрии в основной школе, создание условий для развивающего и непрерывного геометрического образования и расширение геометрических компетенций в процессе практической и исследовательской деятельности.
Задачи курса состоят в следующем:
— ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
— создание условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
— приобретение навыков работы с различными чертежами инструментами;
-развитие конструкторской смекалки, точности, аккуратности при построении геометрических фигур.
— использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
— расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с лучшими образцами произведений искусства, формировать общекультурные компетентности;
— показать возможности применения полученных знаний в профессии художника, архитектора, инженера-строителя.
Требования к уровню усвоения курса:
— знать первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
— распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры;
— уметь изображать геометрические фигуры и определять геометрическое тело по рисунку, видеть его свойства;
-овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;
— уметь приобретать знания из различных источников.
Ожидаемые результаты:
— повышение качества обучения учащихся геометрии;
— развитие интереса у учащихся, предполагающих связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с математикой;
— умение проводить небольшие самостоятельные исследования и выполнять практические работы.
Результатами освоения учащимися 6 класса данного курса, могут стать следующие умения:
1) использовать геометрический материал для описания и решения задач в учебной деятельности;
2) применять приобретенные геометрические представления для описания закономерностей, существующих в окружающем мире;
3) владея геометрическим языком и изобразительными навыками, понимать и уметь изображать рисунки, схемы;
5) уметь находить информацию в разнообразных источниках;
6) уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Содержание программы курса
Тема 1. Симметрия (8часа).
Симметрия. Виды симметрий: осевая симметрия, центральная симметрия, зеркальная симметрия.
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений, решение задач.
Форма контроля: практическая работа.
Тема 2. Симметрия в природе (8 часа).
Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Симметрия в технике, в быту. Асимметрия.
Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; презентация; обсуждение тем сообщений и рефератов; выступления.
Форма контроля: проверка творческих заданий и рефератов; практическая работа.
Тема 3. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства (6часа).
Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма. Орнамент. Бордюры.
Методы обучения: беседа, показ иллюстраций, выполнение творческих заданий; презентация.
Форма контроля: проверка творческих заданий.
Тема 4. Симметрия в искусстве (8 часа).
Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке. Работа в программе Microsoft Paint.
Методы обучения: учебная беседа с использованием компьютера; сообщения, работа на компьютере.
Форма контроля: проверка творческих заданий; практическая работа.
Защита творческих проектов учащихся (4часа).
Тематический план
№ п/п |
Наименование тем курса |
Количество |
|
Тема 1. Симметрия (8 часа). |
|
1-2 |
Симметрия, ее виды. Презентация: «Удивительный мир симметрии» |
2 |
3-4 |
Симметричные фигуры. Осевая симметрия. Практическая работа. |
2 |
5-6 |
Центральная симметрия. Зеркальная симметрия. Практическая работа. |
2 |
7-8 |
Симметрия помогает решать задачи. |
2 |
|
Тема 2. Симметрия в природе (8 часа). |
|
9-10 |
Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. |
2 |
11-12 |
Симметрия в мире насекомых, животных. |
2 |
13-14 |
Симметрия в неживой природе. Симметрия в технике, в быту. |
2 |
15-16 |
Об асимметрии. |
2 |
|
Тема 3. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства 6 часа). |
|
17-18 |
Орнаменты. |
2 |
19-20 |
Симметрия орнамента вышивки мордовского национального костюма. |
2 |
21-22 |
Паркеты. Бордюры. |
2 |
|
Тема 4. Симметрия в искусстве (8 часа). |
|
23-24 |
Симметрия в архитектуре. |
2 |
25-26 |
Симметрия на улицах г. Саранска. Презентация. |
2 |
27-28 |
Симметрия в литературе. Симметрия в алфавите. |
2 |
29-30 |
Творческие работы по теме: «Симметричные фигуры на экране компьютера». Работа в программе Microsoft Paint. |
2 |
31-32-33-34 |
Защита творческих проектов учащихся. |
4 |
|
Итого: |
34 |
Терминологический словарь
Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.
Бордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры.
Геометрия, раздел математики, занимающийся изучением свойств различных фигур, их размеров и взаимного расположения. Для удобства преподавания геометрию подразделяют на планиметрию и стереометрию. В планиметрии рассматриваются фигуры на плоскости; в стереометрии изучаются пространственные фигуры.
Окружностью называется геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, удалённых от данной точки на данное расстояние. Данная точка называется центром окружности, а данное расстояние — радиусом окружности.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных).
Паркет — натуральное деревянное напольное покрытие. Современный паркет многолик — от привычного штучного паркета, уложенного строгой палубой, до искусственного заменителя — ламинированного паркета (ламината).
Симметрия — [греч. symmetria] — полное зеркальное соответствие в расположении частей целого относительно средней линии, центра; соразмерность.
Словарь С.И. Ожегова: «Симметрия — соразмерность, пропорциональность частей чего-нибудь, расположенных по обе стороны от середины, центра».
Литература
- Гильде В. Зеркальный мир. — М.: Мир, 1982г.
- Вейль Г. Симметрия. Изд.2-е, стереотипное — М.: Едиториал УРСС,2003.
- Волошинов А.В. Математика и искусство. — М.: Просвещение, 2000.
- Зенкевич, И. Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.
- Тарасов Л.В. Симметрия в окружающем мире/ Л.В.Тарасов.- М.:ООО Издательство “Мир и Образование”, 2005.
- Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.
- Юшкин Ю.Ф. Мордовия Народное искусство. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.
- Математика в школе, №7-2006, с. 40. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю. Наглядная геометрия V-VI.
- Советский энциклопедический словарь — М.: Советская энциклопедия, 1980г.
- Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии — М.: Мысль, 1974г.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 1998. — 192 с.
- Интернет ресурсы: www. festival.1september.ru, http://golovolomka.yard.ru/golovolomka_052.php
- Художественные альбомы.
Список литературы, рекомендуемой учащимся
1. Вейль, Г. Симметрия. Пер. с англ. – М.: Наука, 1968.
2. Волошинов, А. В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992.
3. Гарднер, М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1994.
4. Гарднер, М. Этот правый, левый мир. Пер. с англ. – М.: Мир, 1967.
5. Депман, И. Я., Виленкин, Н. Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.
6. Кеплер, И. О. О шестиугольных снежинках. – М., 1985.
7. Левитан, К. Геометрическая рапсодия. – М., 1976.
8. Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.
9.Юшкин Ю.Ф. Мордовия. Народное искусство. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.