Северо-Казахстанская область
Акжарский р-н
Талшикская СШ
учитель информатики
Ахметова Аймгуль Бахитовна
Тема: Программирование циклического алгоритма (1-ый урок)
Цель: познакомить учащихся с видами циклов. Объяснив правила записи операторов, используемых в программе, научить учащихся программированию циклических алгоритмов. Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ информатики. Навыки составления программ для решения задач на компьютере. Воспитание у учащихся информационной культуры. Подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества.
Ход урока:
1. Орг момент
2. Этап постановки цели урока
3. Опрос д/з
Алгоритм составления разветвляющихся программ.
План урока.
1. Программирование циклических алгоритмов.
2. Операторы цикла.
3. Правила записи операторов цикла, примеры.
4 . Этап объяснения нового материала
При решении многих задач некоторую последовательность действий приходится выполнять несколько раз. Например программа контроля знаний выводит вопрос, принимает ответ, добавляет оценку за ответ к сумме баллов, затем повторяет это действие ещё раз, и ещё до тех пор, пока не будут выведены все вопросы.
Такие повторяющиеся действия называются циклами и реализуются в программе с использованием инструкций циклов.
Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.
- цикл с известным числом шагов
- цикл с неизвестным числом шагов (цикл с условием)
В языке Pascal циклические вычисления реализуются при помощи инструкций FOR, WHILE и REPEAT.
Определение. Операторы повторения (цикла) пользуются для организации повторения выполнения определенного оператора или группы операторов.
Повторяющая группа операторов составляет тело цикла.
На языке Паскаль предусмотрены три вида операторов цикла: While — цикл с предусловием, Repeat — цикл с постусловием, For—цикл с параметром. Операторы повторения While, repeat используются при неизвестном количестве повторений оператора и заданном условии входа и выхода из цикла. Если r число повторений известно, то лучше воспользоваться оператором For.
Инструкция For-Do
Инструкция FOR используется, если надо выполнить некоторую последовательность действий несколько раз, причём число повторений заранее известно. Например вычислить значения функции в нескольких различных, отстоящих на равном расстоянии друг от друга точках, то есть построить таблицу значений функции. такие задачи решаются с использованием цикла с фиксированным числом повторений, который в языке Pascal реализуется при помощи инструкции FOR.
В общем виде инструкция выглядит так:
for счётчик_цикла:= начальное_значение_счётчика
to конечное_ значение_счётчика do
begin
{последовательность операторов}
end
Примечание:
Если между begin и end находится только одна инструкция, то begin и end можно не писать
Блок-схема, соответствующая инструкции FOR (слайд 7)
Счетчик цикла — имя переменной-счетчика циклов;
Начальное значение счетчика — выражение, определяющее начальной значение переменной — счетчика циклов;
Конечное значение счетчика —выражение, определяющее конечное значение переменной — счетчика циклов;
Пример:
1. for i:= 1 to 10 do
begin
write (‘-’);
end;
Обычно в качестве выражений, определяющих значения начального и конечного состояния счётчика циклов используют переменные или константы. В этом случае последовательность операторов, находящаяся между begin и end, будет выполнена (начальное_ значение_ счётчика — конечное_значение_счётчика + 1) раз.
Значение переменной_счётчика можно использовать в последовательности операторов между begin и end.
Например, в результате выполнения инструкции
for i:= 1 to 5 do
begin
writeln (i);
end;
на экран будут выведены числа 1, 2, 3, 4 и 5 — каждое число на отдельной строке.
Если в инструкции FOR вместо слова to записать downto, то после очередного цикла значение счётчика будет не увеличиваться, а уменьшаться. Например, инструкция
for j:= 10 downto 0 do
writeln (i);
выводит на экран числа от 10 до 0.
Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до 8 (от a до b).
Особенность: одинаковые действия выполняются 8 раз. (Слайды 10,11)
Цикл с уменьшением переменной
downto
Практическая работа на ПК. Решение задач
Постановка д/з: тема 1.8, стр 51-57
скачать презентацию к уроку [attachment=89]