Северо-Казахстанская область
Акжарский р-н
Талшикская СШ
учитель информатики
Ахметова Аймгуль Бахитовна
Тема: Программирование циклического алгоритма (2-й урок)
Цель: продолжить знакомство учащихся с видами циклов While—Do, Repeat—Until. Объяснив правила записи операторов, используемых в программе, научить учащихся программированию циклических алгоритмов. Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ информатики. Навыки составления программ для решения задач на компьютере. Воспитание у учащихся информационной культуры. Подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества.
Ход урока:
1. Орг момент
2. Этап постановки цели урока
3. Опрос д/з
Проверочная тестовая работа
1. Алгоритм, в котором предусмотрено многократное выполнение одной и той же группы команд, называется — … .
A) циклическим алгоритмом*
B) разветвляющимся алгоритмом
C) алгоритмом разветвлений
D) линейным алгоритмом
E) алгоритмом повторений
2. Как принято называть группу повторяющихся команд?
A) Тело цикла*
B) Организм цикла
C) Душа цикла
D) Скелет цикла
3. начальное значение цикла в заданном фрагменте равно for i:= 1 to 10 do
A) 1;* B) 10; C) 0; D) i; E) нет начального значения;
4. конечное значение цикла в заданном фрагменте равно for i:= 1 to 15 do
A) 10; B) 15;* C) 1; D) i; E) конечное значение неизвестно;
5. Чему равен 1 Гигобайт?
A) 1 бит; B) 1000 байт; C) 24 бит; D) 8 бит; E) 1024 Мбайт;
6. Интерфейс — это:
A) Программа записанная на машинном языке.
B) Программа, осуществляющая диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами, запуском других программ*
C) Совокупность средств и правил, обеспечивающих логическое или физическое взаимодействие устройств.
D) Управляющая программа.
E) Транслятор
7. оператор writeln (i);
A) вводит значение; B) выводит на экран результат;* C) описывает цикл;
8. сколько раз выполняется цикл?
a := 1;
for i:=1 to 3 do a := a+1;
A) 1 ; B) 3; C) 0; D) 4;*
9. сколько раз выполняется цикл?
a := 1;
for i:=3 to 1 do a := a+1;
A) 1;* B) 3; C) 0; D) 4;
10. В каком устройстве ПК производится обработка информации?
A) внешняя память
B) дисплей
C) процессор*
D) мышь
4 . Этап объяснения нового материала
While—Do
Оператор While.
Формат: оператор While состоит из ключевых слов, условия входа в цикл и тела цикла.
Запись: While <условие> do <тело цикла> перед каждым повторением тела цикла проверяется условие повторения. Если условие истинно, выполняется тело цикла, иначе программа переходит к другому оператору. Если при первой проверке условие оказалось ложным, то тело цикла не выполняется ни разу, а управление передается оператору, расположенному после оператора While.
Покажем работу оператора While — do в виде схемы.
Пример1. Даны числа а, b (а>1).
Нужно выбрать на экране члены бесконечной последовательности а1, а2, а3, …, которые меньше данного числа b
слайд 6
Program M4;
Var а,b,c: real;
Begin
Read(a,b);
Writeln (‘ ‘ );
c:=a;
While c<b do
Begin
Writeln (c:6:l);
C:=c*a; WRITE (\’ \’); end; writeln;
End.
Repeat — Until
Оператор состоит из начала цикла (Repeat), тела и условия выхода из цикла (Until).
Запись: Repeat <тела цикла> Until <условие>;
Работа оператора показана на рис.
Между операторами Repeat — Until и While — Do существуют три основных различия:
1. В операторе Repeat условие выхода из цикла проверяется в конце. Тело цикла, независимо от условия, обязательно выполняется один раз. 2. Условие выхода из цикла в операторе Repeat удовлетворяет тогда, когда условие истинно, в операторе While, наоборот, когда условие ложное, цикл прекращается. 3. Между ключевыми словами Repeat, Until может располагаться один или несколько операторов без begin и end, а в операторе While тело цикла состоит только из одного или составного оператора, т.е. здесь в составных операторов используется begin и end.
ПримерЗ. Программу для вычисления суммы четных чисел между 0 и 10 покажем с помощью оператора Repeat.
Program M6;
Var i, sum: integer;
Begin
I:=0; sum:=0;
Repeat
Sum:=sum+I;
I:=i+2
Until (i>10);
Writeln (‘sum’,)
End.
5. Практическая работа по программе Паскаль решение задач
1. Дана сторона равнобедренного треугольника. Найдите площадь этого треугольника.
2. Даны действительные числа х, у. Найдите:
а) max (x,y);
б) min (x, у);
3. Написать программу для вычисления суммы нечетных чисел от 0 до 10.
6. Подведение итогов урока.
7. Этап постановки д/з: прочитать конспект, просмотреть задачи, тема 1.8, стр 51-57
скачать презентацию к уроку [attachment=91]