Тема: Производная.
Цели урока:
Образовательная: формирование знаний о формулах дифференцирования и умений применять их для вычисления производных. Отработать навыки нахождения производных функций, используя изученные правила дифференцирования функций.
Развивающая: развивать логическое мышление, познавательную активность, навыки самоконтроля и вычислительные навыки.
Воспитательная: воспитывать умение обосновывать свои соображения и высказывания, самостоятельно делать правильные выводы и заключения. Воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов при нахождении производных тригонометрических функций.
Оборудование: сигнальные карточки обратной связи, распечатки на партах с текстами и листы контроля, интерактивная доска, компьютер.
Ожидаемый результат:
1 – й уровень: каждый ученик должен знать формулы дифференцирования и уметь применять их для нахождения производных на уровне обязательных результатов;
2 – й уровень: знать вывод этих формул и уметь применять их для вычисления производных тригонометрических функций;
3 – й уровень: знать таблицу производных, уметь выводить эти формулы и применять их для вычисления производных сложных функций.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы поведения урока: словесный, наглядный, практический и проблемно – поисковый.
Ключевое понятие: производная.
Структура урока:
- Организационный момент (1-2 мин).
- Проверка домашнего задания (4 мин).
- Устная работа (10 мин).
- Практическая работа (18 мин).
- Тестовый контроль (6 мин).
- Постановка домашнего задания (2 мин).
- Подведение итогов урока (рефлексия по методу неоконченных предложений) (2 мин).
Ход урока.
1. Организационный момент:
- Сообщение цели и задач урока;
- Познакомить учащихся с планом урока
2. Проверка домашнего задания:
1 уровень: №525 – решение прокомментировать.
2 уровень: №526 – решение записать на доске и объяснить его решение.
Учащиеся проверяют индивидуально свои ответы и ставят себе (самоконтроль) оценку в лист контроля
Фамилия, имя |
Домашнее задание |
Правила диффе-ренцирования |
Таблица производных |
Практическая работа |
Самост.работа Решение задач |
Тест |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Еще Софья Ковалевская говорила: “Математик должен быть поэтом в душе”. Приведу стихотворение (из учительского фольклора) о производной с использованием таблицы алгоритмического поиска производной.
В данной функции от “икс”, нареченной “игреком”, Тем у функции самой вызвав изменение |
y=f(x0) x0; f(x0) x0+∆x ∆y=f(x0+∆x)-f(x0) ∆y/∆x ∆x→0 y/= lim (∆y/∆x) ∆→0 |
3 Фронтальный опрос:
- Сформулируйте определение производной функции f в точке х0.
- Можно ли рассматривать производную частного как производную произведения двух функций?
- Какие из функций являются сложными?
1) у = 4 √х +1 3) у = cos (3x) 5) y = 3 cos (x)
2) y =√(4g+1) 4) y = (x 2 + 2) 4 6) y = sin (2x +∏/4 )
Почему эти функции называются сложными функциями? (функция составленная из нескольких функций называется сложной ).
- Сформулируйте геометрический смысл производной.
- Сформулируйте физический смысл производной.
- Запишите уравнение касательной.
- Повторим формулы дифференцирования:
(U + V) / = (1/U)/
(U* V) / = (U/V)/
(c U) / = (x n)/ =
(kx + b) / = (f (g (x))) / =
5. Найдите производную функции:
4 Практическая работа:
1. Учащимся раздаются карточки с заданиями (разного уровня сложности). Они находят производные функций в тетради.
1 уровень: решив эти примеры, вы узнаете имя и фамилию крупного французского математика, доказавшего многие теоремы о пределах, которыми мы пользуемся при вычислении производных.
Л |
f (x) = 2x2 |
f/ (-1) |
-4 |
К |
g (x) = sin x |
g /(0) |
1 |
Ш |
f (x) = (x + 3)3 |
f/ (1) |
48 |
И |
f (x) =7x |
f/ (10) |
7 |
О |
g (x) = cos 5x |
g/ (∏/10 ) |
-5 |
У |
g (x) =12 |
g/ (21) |
0 |
И |
g (x) = 3x2 +x -16 |
g/ (1) |
7 |
— 4 |
0 |
7 |
1 |
-5 |
48 |
7 |
Л |
У |
И |
К |
О |
Ш |
И |
2 уровень: решив эти примеры, вы расшифруете фамилию французского математика, который ввёл термин «производная»
Р |
f (x) = 2x 4 |
f/ (-1) |
— 8 |
Н |
g (x) = cos x |
g/ () |
-1/2 |
Г |
f (x) = (9 – 4x 2) |
f/ (-1) |
8 |
Р |
f (x) = |
f/ (4) |
1/4 |
А |
g (x) = sin 5x |
g/ (∏/10 ) |
0 |
Ж |
g (x) =12 x |
g/ (100) |
12 |
А |
g (x) = 2x2 +x -11 |
g/ (1) |
5 |
Л |
g(x) = |
g/ (3) |
1 |
1 |
0 |
8 |
¼ |
5 |
— ½ |
12 |
Л |
А |
Г |
Р |
А |
Н |
Ж |
2. Применение производной в физике и технике.
вариант 1 вариант 2
1) Точка движется прямолинейно по закону
S(t)=2t3-3t S(t)=t2+2t+3
2) Найдите скорость движения точки, в момент времени t=0.
3) Найдите скорость движения точки, в момент времени
при t0=3 cek при t0=2 cek.
Решение:
1 вариант. V=6t2 – 3 V(3)=6*9-3=51 (м/с)
2 вариант. V=2t+2 V(2)=2*2+2=6 (м/с)
3. Каждый выбирает задания по своим способностям:
1. Решите уравнение f / (х) = 0:
f (x) = cos x + √3/2p, — sin x +√3/2 = 0; -sin x = -√3/2; sin x =√3/2 ; x= (-1)k ∏/3 +∏ k, k
2. Решите неравенство f / (х) > 0:
f (х) = sin x – x; cos x-1>0; cos x>1; решений нет.
3. Напишите уравнение касательной к графику функции f (x) в точке х0:
f (x) = cos x ; x0 =2∏/3
Решение: у = f (x0) + f / (x) (х – х0)
f (2∏/3) = cos (2∏/3)= -1/2 ; f / (x) = (cos x) / = — sin x ; f / (2∏/3) = — sin(2∏/3) = — √3/2;
y = — 1/2 -√3/2 (x -2∏/3 ) = -1/2 — √3/2 x + √3∏/3.
4. Определите промежутки возрастания и убывания функции f (x), если
f(x)=x3+3x2+3x+1
5. Проверка уровня усвоения изученного материала: