Тема "Прямоугольная система координат"
Цель урока — научить учащихся строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;
- научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, хорошо воспринимать на слух координаты; четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
- развивать творческие способности;
- воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат
Тип урока — комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений)
Форма урока — урок-игра
Оборудование — Компьютер, слайды.
В качестве учебного пособия используется учебник математики 6 класса авт. Алдамуратова Т.А.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
Мотивационный материал
— Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего? …Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.
Системы координат окружают нас повсюду
- чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты — ряд и место;
- система географических координат (широта — параллели и долгота — меридианы);
- те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят, что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами — буквой и цифрой:
- с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;
- применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;
- при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.
Исторический материал — Как давно системы координат пронизывают практическую жизнь человека?
Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами. Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. Но эти понятия впервые были систематизированы в 17 веке Рене Декартом. Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, естествоиспытатель, математик. Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Автор координатной плоскости, поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
Координатная плоскость
При изучении темы «Координатная прямая», мы научились находить по координате положение точки на прямой. А как указать положение точки на плоскости? Для этого нам понадобиться координатная плоскость. Рассмотрим ее составляющие:
- две перпендикулярные прямые — оси координат (часто называют — прямоугольная система координат)
- вертикальная — ось абсцисса (х), горизонтальная — ось ордината (у), стрелки осей указывают положительные направления,
- начало координат — точка пересечения прямых,
- на прямых, вводят обычные координаты, которые согласованы между собой
Нахождение координат точек. Построение точек на плоскости по заданным координатам.
Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: ее абсцисса (х) и ордината (у). И наоборот, каждой паре чисел (х; у) соответствует единственная точка на плоскости. Координаты точки записывают в скобках через точку с запятой, причем первой всегда записывается координата х, второй координата у.
3. Актуализация опорных знаний
Предлагаю вам сейчас применить изученный материал на практике. Для этого выполним ряд практических заданий:
- определите координаты точек A, B, C, D, E, F;
- укажите место точек на координатной плоскости Н(1;4), Т(-2;5), К(-3;-4),Е(5;-2), О(0;0).
- Определить координаты зарытых кладов и получите сокровище капитана Флинта.
- Дневник в студию.
- Тебе не повезло дружок.
4. Закрепление изученного материала
Задание: На нашем острове обитает много животных, в океане плавают рыбы. Нарисуйте их по данным координатам, придумайте им свои названия (задание выполняется в рабочих тетрадях).
Школа Робинзона Крузо.
- Домашнее задание §35 №1125, №1128.
- Итог урока.
Ребята выбирают и говорят свою оценку урока.
Скачать урок [attachment=243]