Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
Новодворовская ОШ
Учитель географии Киналевская Розалия Иосифовна
Путешествие Экоколобка.
( Экологическая сказка.)
Цель мероприятия:Углубить знания учащихся о взаимодействиях в природе,о неразрывной связи людей с окружающей средой,а также закрепить
знания учеников о правилах поведения на природе. Урок-сказка, направленный на экологическое образование младших школьников — это всегда интересно и увлекательно проведенное занятие, воспитывая у молодого поколения любовь к родной земле. Забота о природе, ее охрана, бережное отношение к ней — все это любовь к Родине, т.е. основа экологического воспитания учащихся. И несмотря на сказочный сюжет урока, цель его очень серьезная, она выражена в замечательных словах писателя А.П.Чехова: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша».
Классная комната, в которой будет разыграна экологическая сказка, превращена в лесную опушку: деревья, трава, цветы, озеро. Зрители знакомятся с действующими лицами сказочного путешествия. В класс в оригинальных костюмах входят ведущие и герои сказки: Экоколобок, Лесовичок, Баба Яга, Леший, Водяной (Звучит музыкальная пьеса П. И. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»).
Ведущий 1:
Посмотри, мой юный друг, Что находится вокруг: Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.
Ведущий 2:
Всё что нужно, год от года Нам дает сама природа, И потому все мы Жить не можем без воды, Без растений и животных. Без лесов, полей и рек Жить не может человек. Ведущие (вместе): Так давайте сбережем Наш земной природный дом! Появляется Экоколобок и «катится» по тропинке. Экоколобок: Здравствуйте, меня зовут Экоколобок. Я родился рано утром вместе с другими росинками на листе подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных лучей, а я скатился на тропинку, которая привела меня к вам. Ведущий 1: А куда же ты направляешься? Экоколобок: Слышал я, что есть на свете Необычная страна, В ней все правильно всегда. Как у нас, там есть горы, Реки, поле, и леса.
Там все животные на воле; А птицы — в небесах.
Там никто не ходит с палкой, Чтоб кого -нибудь убить. Не стреляют из рогатки, Не стремятся куст сломить. Там царят покой и дружба. Исчезли злоба и беда. Звери, птицы и растения Живут там в мире навсегда.
Ведущий 1:
Поняла я, Экоколобок, Куда тебе катится надо — В Экогородок. Но попасть туда непросто, Далеко твой путь лежит. Надо всё уметь и знать И друг другу помогать-Только так ты сможешь В Экогородок попасть.
и умеют и в трудную минуту не сробеют. Правда, ребята? Ну что, принимаешь нашу помощь? Да, нам еще не обойтись без Лесовичка.
Экоколобок; Конечно, я очень рад, что смогу с вашей помощью попасть в Экогородок. Появляется Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Для того чтобы попасть в Экоград, надо вспомнить правила поведения на природе. О каких правилах поведения в природе напоминают эти знаки? Лесовичок показывает ребятам знаки, и они объясняют значение каждого.
Лесовичок: Молодцы, ребята! Хорошо знаете правила. Атеперь в путь!
Дети вместе с Экоколобком берутся за руки, идут по кругу, напевая песенку (под фонограмму): Если долго, долго, долго, Если долго по дорожке, Если долго по тропинке, Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно-верно, То возможно, можно-можно,
Можно в Экогородок попасть.
Дети становятся в круг, поют и выполняют соответствующие движения:
А — а, реки в Экогородке вот такой ширины! А-а, там цветы и травы вот такой вышины, А — а, город мой зеленый, А — а, город мой любимый. А — а, ты меня встречай! А — а, ты нас всех встречай! Звучат голоса птиц (в аудиозаписи).
Лесовичок:
Березовые двери открылись предо мной,
Я вхожу в волшебный терем, зеленый и резной.
Он необыкновенный, чего там только нет.
В нем солнечные стены,ромашковый портрет,
И купол золоченый,летящий в облака,
На краюшке опушки вода из родника, В глубь терема маня,
Приветствуют меня.
Экоколобок: Как здесь красиво! Давайте отдохнем! А я знаю много
экологических загадок и хочу их загадать вам.
«Путешественники» располагаются на «поляне» и разгадывают
предложенные загадки.
1. Его производит обыкновенная корова. В небольших количествах он очень полезөн. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием. Когда при попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водяные животные начинают задыхаться. Его необходимо компостировать. (Навоз)
2. У меня много игрушек сделано из нее. Она бывает разноцветной, и ее трудно сломать. Предметы, изготовленные из нее, легкие. Если её поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе не разлагается в природе. (Пластмасса)
3. Её изобрели китайцы. Её получают из древесины. Она легко горит. Из неё получается очень много мусора. На ней обычно пишут и рисуют. (Бумага) \\ *
4. Его делают из песка. Чаще всего оно прозрачное. Когда падает, оно разбивается. Если его нагреть, оно становится тягучим, кактесто. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)
5. Это получается, когда становится старым или ломается. Это находится везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог. Из этого можно сделать что -то новое. (Металлолом)
6. Она всегда чёрного цвета. Ее особе! іно много в городе, где есть заводы и фабрики. Она вредна для человека, вызывая у него болезни. От неё одежда делается грязной. Ее много при горении. (Сажа)
7. Это то, чего мало в деревне, но много в городе, особенно в промышленном, где большое количество заводов и фабрик. Его издают разные приборы, машины. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше .. (Шум) Слышится шум. Появляются Баба Яга иЛеший.
Баба Яга: Что-то я сегодня, милый друг, какая-то вредная. Не люблю, когда в лесу красиво, когда окаянные птицы поют, у меня от них голова болит. Не люблю, когда кругом тишина и покой. Давай мы с то-бой, дружочек, все здесь по-своему переделаем! А?
Леший: Это ты хорошо придумала, Бабуся Ягу-ся! Ты цветов нарви, да побольше. Кикимора их очень любит. А я веточек для веников наломаю, вот будет нам хорошая банька! Баба Яга: Молодец, Леший!
Баба Яга и Леший начинают безобразничать: рвать охапками
цветы, мять траву, ломать ветки, при этом они очень громко
кричать, пугая птиц. Потом Леший лезет в гнездо.
Ведущий 2: Ребята, что мы видим! Ужас какой! Давайте остановим
Бабу Ягу и Лешего?
Ведущий 1: Крикнем все громко: «Нельзя!»
Баба Яга; Ой, что это? Гром, что ли? Или сила нечистая? Мы,
кажется, ее и не звали, сами управились.
Леший: Ой, боюсь! Сгинь нечистая сила! Сгинь! Ой! Ой! Ой!
Ведущий 2: Это вы тут хулиганите, все уничтожаете гнезда
разоряете?
Леший: Бабусенька Ягусенька, к вам гости пожаловали! Милыө гости,
не ждали мы вас, а то бы больше нарвали цветов, наломали веток,
вместе бы в баньку сходили. Хи-хи-хи! Вы, наверное, тоже вредные,
не любите природу, все живое и красивое, все поющее и все
цветущее? Бабуся, давай их пригласим вместе с нами похулиганить.
Баба Яга: Проходите, гости дорогие. Будем вместе вредничать и
безобразничать!
Лесовичок: Это что же вы творите? Разве можно лес обижать? Цветы
и веточки ломать? Траву мять? Птичьи гнезда разорять? А как вы
считаете, мои юные друзья? Слышатся громкие ответы ребят «Нет!»
Лесовичок:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чутким,
Не оскверняй его святынь.
Леший и Баба Яга стоят, низко опустив голову.
Леший: Прошу простить меня за то, что принес природе много бед.
I Леший и Баба Яга (вместе):
Мы обещаем на Земле Оставить добрый след. Возьмите нас с собой.
Хотим пойти За вами вслед.
Ведущий 1: Ну что, возьмем их особой, чтобы они стали настоящими
друзьями природы?
Все соглашаются и вместе продолжают путешествие.
Экоколобок: Посмотрите, а это что такое?
Ведущий 1: Это озеро, а в него сбегаются ручейки.
Ведущий 2: Какая прохлада! И умыться можн.о! И воды напиться!
Табличка у озера: «Купаться запрещено! Воду использовать
нельзя!»
Появляется обеспокоенный Водяной.
Водяной: Не пейте, дети! Вода в озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утютги,\’ велосипеды — в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным и от чего избавились, выбросив в озеро. Остановилась жизнь для обитателей озера. Слышится шум. Появляются БабаЯга иЛеший.
Водяной поет песню:
Я одинокий водяной,
Никто не водится со мной. Друзья мои лягушки-болеют, как старушки. На дне моей квартиры-Бутылки, тряпки, вилы. Не озеро — помойка, Не уходи, постой-ка, Кругом лежат жестянки, Запчасти, склянки, банки, А мне ведь, жить, .. А мне ведь, жить,
А мне ведь жить среди этого так не хочется! Дети убирают со дна озера мусор: консервные банки, бутылки, тряпки и т.п.
Водяной: Спасибо, что вы освободили озеро от мусора! Ведущий 1: Если в водоёмы не будут сбрасываться всякие отходы, то постепенно вода в озерах, реках очистится сама: но это только при условии, что никто больше не бросит в них даже бумажку. И тогда сюда вновь возвратится жизнь: будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над водой чайки.
Ведущий 2: До свидания, Водяной. А наш путь продолжается под пение экологических частушек, которые помогут нам внимательнее посмотреть вокруг и постараться не вредить природе, как это делают герои частушек, Путешественники задорно поют куплеты.
1. Кто сказал — частушки вроде, В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде, Если любят их в народе.
2. Ёлочки -сосеночки зелёные, пахучие, Школьные припевочки: Веселые, колючие.
3. Слава с Вовочкой играли, Много мусора кидали;
Стали спорить и кричать, Кому же мусор убирать?
<!— [if !supportLists] —> 4. <!— [endif] —> На стене висит табличка: «Гражданин, не плюй на пол!»
Гражданин прочел табличку Плюнул на пол и пошел.
5. Кто сложил тут кучу грязи, Чуть пол-леса не спалил? Ты пойди теперь, узнай-ка, Кто он был и где он жил.
6. Клим цветочки вытоптал: «Жу — Жу — Жу» услышал он;
Села пчелка на оставшийся цветок, Клим пустился наутек.
7. Чистота — залог здоровья! Помни это ты всегда.
Но часто мусор мы бросаем, А убираем не всегда.
8. Не рубите елки, сосны, Задохнемся мы тогда. Берегите всю природу,
Не забывайте об этом никогда.
Лесовичок:
Скажу вам по секрету: Вы верно шли, друзья. Дружите вы с
природой, И Экоградом станет Вся наша прекрасная земля.
Ведущий 1:
Вы, друзья, не подкачайте. Правдивыми и честными быть обещайте.
Ведущий 2;
И обещайте всем сейчас:
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупать для бабочки сачка.
Раздается дружное: Обещаем!
Все действующие лица (вместе):
Мы обещаем:
Любить цветы, леса, простор полей?
Все, что зовется Родиной моей!