ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЯЗЫКОВ
С.Ш. Омарова, учитель русского языка и литературы
КГУ «Молодогвардейская средняя школа»
район М. Жумабаева Северо-Казахстанской области
Цель: выявить самую лучшую команду, которая владеет русским, казахским, английским языками.
Ведущий 1: Құрметті оқушылар, ұстаздар, қадірлі қонақтарымыз. Тіл апталығы өтуде! Осы шараға байланысты істеріңе сәттілік тілей отырып, сіздерді «Тіл әлеміне саяхат» атты
ойынға шақырамыз.
Ведущий 2: Указом Президента РК 22 сентября утвержден как ежегодный День языков Республики Казахстан. Этот праздник не случайно появился в нашей Республике, ведь в Казахстане живут народы 121-ой национальности.
Ведущий 1: At todays party we show all our knowledge for 3 languages: Kazakh, Russian and English. Lets go!
Ведущий 2: Мы представляем 3 экипажа, в состав которых входят учащиеся 6-11классов. Возглавляют эти экипажи учащиеся 11 класса:
Ведущий 1: Во-первых, нам нужно выбрать жюри.
Начинаем наше путешествие.
1 станция – «Знакомство». У каждого экипажа было домашнее задание – познакомить всех присутствующих со своими экипажами. Слово предоставляется экипажам.
Ведущий 2: Жюри оценивает , а мы продолжаем свое путешествие. И следующая наша станция – «Лексическая». Каждому экипажу раздаются загадки на 3 языках. Вам необходимо отгадку назвать тоже на трёх языках.
1. Аяғы бар, басы бар, Арқалаған тасы бар. (Тасбақа, черепаха, turtle)
|
2. Қалың киімді ұнатады, Шешіндірсең, жылатады. (Жуа, луг, onion)
|
3. Бұдан кір қорқады, бұл судан қорқады. (сабын, мыло, soap)
|
1.Гуляет на поле, да не конь, Летает на воле, да не пртица. (жел, ветер, wind)
|
2. Всегда во рту, а не проглотишь. (тiл, язык, tongue/ language)
|
3. Без языка, без голоса, а все расскажет. (кiтап, книга, book)
|
1. I”m tall and green, I”m in the garden. (ағаш, дерево, tree)
|
2. It does not have legs, but it goes (сағат,часы, clock)
|
3. Two brothers, but they don”t see each other. (Көз,глаза, eyes)
|
Ведущий 1: Жюри оценивает. А мы путешествуем дальше. Язык – самое совершенное средство общения, позволяющее человеку понимать других и быть понятым. Вспомните фразу: «Счастье – когда тебя понимают». В языке – все краски и звуки жизни, все самые тонкие, неуловимые движения души, все знания и опыт, накопленные человеком. Язык закрепляет всю информацию о мире. Удивительно и бесконечно богатство мыслей, к которым приобщает язык, развивая в нас интеллект, чувства, нравственность.
Ведущий 2: А теперь станция – «Пословицы». Экипажам раздаются карточки с разрезанными пословицами. Нужно их соединить, чтобы получилась целая пословица.
- Отансыз адам – ормансыз бұлбұл.
(Человек без Родины, как лес без соловья)
2.Отан – оттан да ыстық
(Родина – горячее огня).
3.Халықтың ортақ үйі — Отан
(Родина — наш общий дом)
1. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.
3. Красна птица оперением, а человек учением.
1. A friend in deed is friend in deed. (Друг познается в беде)
2. All’s well that ends well. (Все хорошо, что хорошо кончается)
3. Better late that never. (Лучше поздно, чем никогда)
Ведущий 1: Путешествие продолжается.
РК – многонациональное государство. Законом о языках определены статусы языков: казахский язык является государственным языком, русский язык официально употребляется наравне с казахским языком в государственных организациях и в органах местного самоуправления. Законом утверждается, что каждый гражданин РК имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества.
Ведущий 2: Сдедущая наша остановка – «Скороговорки». Экипажам раздаются скороговорки на трёх языках, нужно их проговорить.
1. Торта қойдым,
Орта қойдым,
Орта қойдым,
Жорта қойдым
2 Таң атты ма,
Таң атпады ма?
Таң атпаса
Оятпа Таңатты да
3 Жапалақтап қаптан қар жауды,
Алқапты апақ қар жапты
1. Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат,
Ныне волчата галдят,
Как галчата –
И, как волчата, галчата молчат.
2. Везёт Сеньку Санька.
С Санькой на санках.
Санки скок:
Сеньку – с ног,
Саньку – в лоб,
Все – в сугроб.
3. Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка.
1. Pat’s black is in Pat’s black hat
2. A girl sees three big grey geese
3. A cup nice coffee is in nice coffee-cup
Ведущий 1: Наша следущая станция – «Рифмы». Вы должны подобрать рифму.
1 команда |
2 команда |
3 команда |
1)Ешкі – коза, Шегіртке – … . 2) Өзен – река, Қол – … .
|
1) Көктем – весна, Қарағай – … . 2) Шырша – ель, Төсек – … .
|
1)Күн – день, көлеңке – … . 2)Сырғанақ – каток, Орамал – … .
|
Ведущий 2: Следующая станция – «Конкурс капитанов». Капитаны должны дать ответ на вопрос на трёх языках.
1 капитан
1. В названии какого дня есть удвоенная согласная? (суббота,sattuday, сенбі)
2. Здоровье главное … (богатство, байлық,, rich)
3. Куй железо пока … (горячо,ыстық, hot)
4. Что изучает раздел языка – «Фонетика»? (звуки, дыбыс, sounds)
2 капитан
1. По чему плавает утка? (по воде, суда,over water)
2. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (мороз, аяз, freeze)
3. Не имей сто рублей, а имей сто … . (друзей, дос, friends)
4. Век живи, век … . (учись, оқы, study)
3 капитан
1. Нет дыма без … . (огня, от, fire)
2. Без труда не вынешь … из пруда. (рыба, балық, fish)
3. Как правильно: черный кофе или черное кофе? (черный кофе, қара кофе, black coffee)
4. Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать … . (сегодня, бүгін, today)
Ведущий 1:Наша следующая станция – «Поэтическая». Нужно прочитать стихотворение с выражением (капитаны выбирают стихотворение)
- Язык согласия
Пожмем покрепче мы друг другу руки
И насладимся радостью бесед.
На языке общаемся мы русском,
Он, словно воздух, нужен людям всем.
Многообразен, уникален, строен,
Проблемам вечным мчась наперекор,
Объединяет судьбы и народы
И создает уверенность, покой… (А. Купчишин)
1. Жалғыз жалау жалтылдап,
Тұманды теңіз өрінде
Жат жерде жүр не тындап?
Несі бар тұған жерінде?
Ойнақтап, толқын, жел гулеп,
Майысар діңгек сықырлап …
Ол жүрген жоқ бақ іздеп,
Қашпайды бақтан бойды ұрлап.
Астында дария көк майдан,
Үстінде сәуле алтын күн.
Қарашы, ол бүлік құдайдан
Сұрайды дауыл күні-түн. (Абай «Жалау»)
1. In the past it was the year of disputes,
Swear words and was called “bad”
Now in peace and without foes
The people make friends with it
Ведущий 2: Жюри подводит итоги.Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, но и живая душа народа, сокровище, его радость, боль, память. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого многочисленного и малочисленного народа – это целый мир, полный прелести и волшебства. Спасибо всем.