Пояснительная записка
Настоящая дополнительная образовательная программа «Основы информатики» составлена на основе авторской программы Лычагиной А.Ю (Программа кружка «Компьютерная грамотность»).
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, урока информатики имеет межпредметные связи со многими предметами в школе, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом — внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из четырех ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики. Дети, приходя в школу в 1 класс и занимаясь в компьютерном кружке все 4 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах, но между тем, если ребенок начнет заниматься позже, со 2 или 3 класса, он свободно сможет влиться в коллектив кружка.
Программа курса состоит из часов:
- 1 класс «Я рисую» – 34 часа (1 раза в неделю)
- 2 класс «Проба пера»- 34 часа (1 раз в неделю );
- 3 класс «Мастер презентаций»- 34 часа (1 раз в неделю );
- 4 класс «Мастер оформления» — 34 часа (1 раз в неделю ).
Важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.
Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны — давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.
Программное обеспечение:
- Операционная система MS Windows 2007
- Графический редактор MS Paint или PaintBrush
- Текстовый редактор MS Word 2007, 2010
- Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
- Редактор Power Point 2010
- Microsoft Office Publisher 2007, 2010
Тематическое планирование кружка
«Я рисую»
(34 часа – 1 раза в неделю)
ВВЕДЕНИЕ
Процесс создания компьютерного рисунка значительно отличается от традиционного понятия "рисование". С помощью графического редактора на экране компьютера можно создавать сложные многоцветные композиции, редактировать их, меняя и улучшая, вводить в рисунок различные шрифтовые элементы, получать на основе созданных композиций готовую печатную продукцию. За счет автоматизации выполнения операций создания элементарных форм — эллипсов, прямоугольников, треугольников, а также операций заполнения созданных форм цветом и других средств создания и редактирования рисунка становится возможным создание достаточно сложных изобразительных композиций детьми.
Цели программы:
Целью создания настоящего курса является формирования художественной культуры младшего школьника, привития навыков работы с компьютерной графикой и осознания связей и взаимодействия искусства с жизнью (на примере рекламы, телевидения, книжной графики, промграфики и т.п.).
Задачи программы
- Эстетическое воспитание учащихся.
- Развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления учащихся средствами графических изображений.
Привитие любви к искусству, развитие стремления к познанию посредством компьютерного рисунка.
Первый год обучения (34 часа)
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Графический редактор Paint (32 час)
Знакомство с графическим редактором, его основными возможностями, инструментарием программы. Составление рисунков на заданные темы.
№ |
Тема |
|
1 |
Правила техники безопасности. |
1 |
2,3 |
Компьютер и его устройства. Первое знакомство. Программы. |
2 |
4 |
Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы |
1 |
5,6,7 |
Инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы |
3 |
8,9 |
Функция раскрашивания в графическом редакторе. |
2 |
10,11,12 |
Декоративное рисование. Линии, кривая, узоры |
3 |
13,14 |
Графические примитивы – простейшие геометрические фигуры, рисуемые с помощью инструментов ГР (овал, прямоугольник, линия). |
2 |
15,16 |
Раскрашивание готовых рисунков. (Прямоугольник, многоугольник, эллипс, скругленный прямоугольник) |
2 |
17,18,19,20 |
Практическая работа |
4 |
21,22 |
Функция копирования. Составление рисунков. |
2 |
23,24 |
Шрифт. Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи, корректировка надписи |
2 |
25,26 |
Проект. «Мои любимые сказочные персонажи» |
2 |
27,28 |
Проект. « Мой дом», «Мой город», «Моя школа» |
2 |
29,30 |
Пейзаж. Понятие пейзажа, примеры, понятия (пространство, ближе, дальше, за, около, ритм, размер) |
2 |
31,32 |
Промышленная графика Создание образца упаковки (фантика) конфеты, шоколадки, мороженного, работа с библиотекой символов |
2 |
33,34 |
Упражнения, повторение и закрепление пройденного материала. Создание коллекции рисунков. |
2 |
Тематическое планирование кружка
(34 часа – 1 раза в неделю)
Содействовать развитию умения редактированию, набору текстов на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи, а так же составление рисунков, текстов, рамок.
- Развитие навыков работы в текстовом редакторе
- Овладение навыков набора компьютерного текста
- Вызывать, развивать и поддерживать мотивацию маленьких школьников к совершенствованию своей письменной речи;
- Приучать ребенка редактировать текст многократно, но при этом последовательно, выбирая порядок действий с учетом индивидуальных потребностей ученика;
- Научить ребят использовать полученные знания, умения, навыки в жизни.
В конце изученного курса текстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования, могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типы выравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине); могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры.
Второй год обучения (34 часа)
Правили поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Текстовый редактор Word (31 час)
Знакомство с текстовым редактором Word. Меню программы, основные возможности. Составление пригласительных открыток, буклетов, брошюр, схем и компьютерных рисунков – схем.
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Правила техники безопасности |
1 |
2 |
Информация. Виды информации |
2 |
3,4 |
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. |
2 |
5 |
Клавиатура. |
|
6 |
Работа с клавиатурным тренажером |
|
7 |
Текстовый редактор Word . Первое знакомство. Вызов программы. |
1 |
8-14 |
Набор текста |
4 |
15-17 |
Редактирование текстов |
3 |
18 |
Логические задачи |
1 |
19-20 |
Изменение шрифта текста |
2 |
21-22 |
Работа с рисунками |
2 |
23-24 |
Создание рисунков в Microsoft Word |
2 |
25-27 |
Работа с таблицами в Microsoft Word |
3 |
28-30 |
Создайте заголовок с использованием объекта WordArt |
3 |
31-32 |
Создание автофигур |
3 |
33 |
Создание списков |
2 |
34 |
Логические задачи |
1 |
Тематическое планирование кружка
«Мастер презентации»
(34 часа – 1 раза в неделю)
Введение
В современном мире очень часто требуется навык свободно говорить, представлять себя или что-то. Этому нас учит презентации . Презентация – это представление готового продукта. А человек это тоже продукт и от того как мы представим себя нас возьмут на хорошую работу, к нам будут относиться на должном уровне. А компьютерная презентация позволяет подкрепить наше выступление смотрибельной информацией. Она является твердой опорой, на которую всегда можно опереться. Младших школьников компьютерная презентация учит структурировать знания, работать с большими объемами информации, не бояться говорить о своих мыслях, защищать свои проекты, но при этом она повышает интерес к предмету, развивает эстетические чувства.
Цели программы
Целью создания курса является формирование эстетического чувства, привития навыков работы на компьютере, использование полученных знаний на других предметах
Задачи программы
- помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности
- помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
- изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
- помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
— Начальное формирование навыков работы на компьютере в редакторе PowerPoint (мастер составления презентаций);
— Начальное формирование работы в сети Internet
- творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
- Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;
- Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, образного мышления;
- обучение детей младшего школьного возраста работе за компьютером, а также подготовка их к старшему звену
Третий год обучения (34 часа)
Правила поведения и техники безопасности в компьютерном кабинете (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей компьютера и непосредственно того, что они будут делать на кружке.
Компьютер и его устройства (2 часа )
Знакомство с компьютером и его основными устройствами, работа в компьютерной программе «Мир информатики »
Редактор Power Point (31 час)
Знакомство с редактором Power Point, меню программы, создание презентации на заданные темы, использование эффектов анимации, гипперсылки.
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Техника безопасности |
1 |
2,3 |
Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Программы. |
2 |
4 |
Знакомство с программой PowerPoint |
1 |
5,6 |
Основные возможности программы PowerPoint |
2 |
7,8 |
Составление простейшей презентации |
2 |
9,10,11 |
Творческий Проект. «Это я» |
3 |
12,13 |
Добавление в презентацию картинок, арт текстов. |
2 |
15,16,17 |
Творческий проект. «Мой класс» |
3 |
18,19 |
Добавление эффектов анимации в презентацию |
2 |
20,21,22,23,24 |
Творческий Проект. «Моя семья» |
5 |
25,26 |
Составление презентации с вложениями. Гипперссылки. |
2 |
27,28 |
Поиск информации для презентации в Интернет |
2 |
29,30,3132,33,34 |
Творческий проект «Мой город» |
6 |
Тематическое планирование кружка
Школьная газета
(34 часа – 1 раза в неделю)
Цели: оградить ребят от влияния улицы; воспитать творческую личность, умеющую общаться с людьми разного возраста и социального положения, умеющую излагать свою точку зрения; дать возможность реализовать свои способности; может быть, даже дать некоторую профориентацию; воспитать патриота.
Задачи:
научиться каждому работе на компьютере, уметь делать необходимую для создания газеты работу: правильно набирать текст, уметь правильно фотографировать, сканировать рисунки и фотографии, делать верстку;
повысить орфографические и пунктуационные навыки;
уметь корректировать и редактировать тексты;
распределять материал в номере;
повысить навыки речевой культуры и общий культурный уровень учащихся;
научиться видеть и уметь выбирать главное, значимое, из множества событий;
уметь анализировать и делать выводы.
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Техника безопасности |
|
2-3 |
Знакомство с программой Microsoft Office Publisher. Возможности программы |
1 |
4-5 |
Создание календарей |
2 |
6-7 |
Создание наклеек |
2 |
8-9 |
Создание визитных карточек |
2 |
10-11 |
Создание открыток |
2 |
12-13 |
Создание объявлений |
2 |
14-15 |
Создание пригласительных |
2 |
16-17 |
Создание меню |
2 |
18-19 |
Создание грамот |
2 |
20-21 |
Создание буклетов |
2 |
22-23 |
Импорт документов Word |
2 |
24-25 |
Создание каталогов |
2 |
26-27 |
Создание подарочных сертификатов |
2 |
28-29 |
Создание резюме |
2 |
30-31 |
Знакомство с Internet |
2 |
32-34 |
Поиск информации |
3 |
|
|
|
После изучения всего курса учащиеся
должны знать:
- правила поведения в компьютерном классе;
- как работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word, Publisher
- основные функции редакторов;
- основы работы в сети Internet
должны уметь:
- работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word, Publisher
- составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
- составлять поздравительные открытки;
- составлять презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации, гипперссылок ;
- составлять газетные статьи с добавлением картинок, арт. текстов;
- сканировать изображения;
- работать в сети Internet т. д.
Скачать сборник практик 1 [attachment=46]
Скачать сборник практик 2[attachment=47]