Урок русской литературы посвящён работе по стихотворению А.С.Пушкина \»К морю\». Выполнен в форме интегрированного урока, в котором приняли участие филолог, преподаватель ИЗО и музыкант. Тем не менее, тот же материал может быть подготовлен и одним специалистом — учителем литературы. Кроме того, разработка урока может быть использована на уроках ИЗО или музыки.
Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства.
Задачи:
а) образовательная — сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям.
б) развивающая — расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал.
в) воспитывающая — привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, вы когда-нибудь видели море? Какое оно?
Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила.
Л. — тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь)
Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. «И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь).
Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение).
Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами). Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы?
Д. — Зрительные и звуковые (запись на доске)
Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
Д. — Свободная стихия
Л. -Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие?
Д. — Эпитеты, метафоры, сравнения (запись на доске)
Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется?
Д. — Олицетворением
Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь?
Д. — О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения.
Л. -Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность?
Д. — Романтизм. И герой нашего стихотворения – тоже романтик.
Л. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. Назовите их
Д. — Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая
Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае?
Д. — Эмоционально-психологическую и символическую.
Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.
Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники . Как их называют?
Д — маринисты.
Х. — можете ли назвать фамилии художников-маринистов?
Д. — это художник Айвазовский.
Х. — Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы , восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Перед вами картины великого мастера живописи. Посмотрите на них внимательно и ответьте — что является средствами выразительности в живописи?
Д. — Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма.
Х. — Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины.
(Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Кипре», «Девятый вал», «Морской берег», «Прощание», «Кавказские горы с моря»).
Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение?
Дети (Д.) — к литературе
М. — а произведение живописи?
Д. — к изобразительному искусству
М. — симфоническое произведение?
Д. — к музыке
М. — из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным?
Д. — самое конкретное по языку выражения — литература, на втором месте — живопись, и на последнем — музыка.
М. — Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.
В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них — это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова \»Шехеразада\». Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите \»Шехеразада\».
М.— Шехеразада — героиня каких сказок?
Д. — восточных
М. — Как называется сборник арабских сказок?
Д. — \»1001 ночь\»
М. — (вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада — жена султана Шахриара, а на Востоке правитель — не просто первое лицо в государстве, это \»великий и всемогущий\», его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение \»восточный деспот\». Как ещё называют такого человека?
Д. — тиран.
М. — Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.).
Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили?
Д. — с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного.
М. — Обратите внимание на средства музыкальной выразительности — в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит?
Д. — аккорд — это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон — по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М.— Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы
а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит;
б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика?
Д. — мощное звучание
М. — соло или оркестровое tutti?
Д. — tutti
М. — предпочтительные тембры — струнные, деревянные или медные духовые?
Д. — медные духовые
М. — регистр темы
Д. — низкий и средний
Ученики прослушивают музыкальный фрагмент (\»Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником\» — 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
М. — Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто \»фотографирует\» реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления.
-О чём говорит похожесть тем Султана и моря?
Д. — о близости характеров
М.-Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего — чтобы противопоставить или приравнять?
Д. — чтобы указать на тождество их
М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой?
Д. — как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных.
М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж?
Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. — Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки:
Д. — Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.
Л. — Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении — приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите \»Шезеразада\» — тот же приём, в произведениях изобразительного искусства — аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу?
Д. — Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин). Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи.
Домашнее задание: выучить стихотворение А.С.Пушкина «К морю» наизусть. Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.
Использованные материалы
1. «Сказка в творчестве Н.А.Римкого-Корсакова», с.статей под ред.Т.Коровиной, М., «Музыка», 1987
2. Русская литература. Уч.пособие для 8 класса средней школы под ред Н.И.Громова.
М., «Просвещение», 1973
3. Н.А.Римский-Корсаков. Альбом. М., «Музыка», 1988
4. А.И.Кандинский, Е.М.Орлова. Русская музыкальная литература, вып.3.
Изд-во «Музыка», Ленинградское отделение», 1981
5. А.Соловцов. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М., «Музыка», 1984