Разработка урока математики в 6 классе «Координатная плоскость» может быть использована для открытых уроков в рамках предметных недель и семинаров. Тип урока-урок закрепления материала. На уроке предусмотрены индивидуальная и групповая формы работы, в ходе которых обучающиеся для достижения поставленных целей продемонстрируют не только полученные знания, но покажут умения пользоваться сетью Интернет и быстро находить в ней нужную информацию. Урок сопровождается презентацией.
ГУ Михайловская СШ
Разработка урока по математике
«Координатная плоскость»
6 класс
Ряполова Т.В., учитель математики и информатики,
1 категория
2012 год
Организационная информация
Тема урока |
Координатная плоскость |
Предмет |
Математика |
Класс |
6 класс |
Автор урока (ФИО, должность) |
Ряполова Татьяна Викторовна, учитель математики и информатики |
Образовательное учреждение |
ГУ «Михайловская СШ» |
Район, село |
Мендыкаринский район, с.Михайловка |
Методическая информация
Тип урока |
Урок закрепления материала |
Цели урока |
Образовательные: Формирование навыков построения и нахождения точек по заданным координатам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Развивающие: Развитие умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развитие творческих способностей. Воспитательные: Воспитание настойчивости, дисциплинированности, аккуратности; интереса к предмету. |
Задачи урока |
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока |
-знать основные понятия: система координат, координатные оси (ось абсцисс, ось ординат), координатная плоскость, абсцисса и ордината точки; знать свойства точек координатной плоскости; уметь определять координаты точки, заданной в координатной плоскости и отмечать точку с заданными координатами в координатной плоскости; уметь точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения; аккуратно вести записи и выполнять построения в тетради или на бумаге. |
Необходимое оборудование и материалы |
Мультимедийный кабинет: 16 ПК (персональные компьютеры), интерактивная доска Inter Write, локальная сеть, принтер, проектор, подключение всех ПК к Internet. ПО (программное обеспечение) для ПК: тренажер «Поймай рыбку», электронный практикум «Координатная плоскость», презентация, оценочный лист для занесения промежуточных оценок с автоматическим подсчетом итоговой оценки (MS Excel). Приложения 1- 4 |
План урока |
I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. 1.Посещение театра. 2.Посещение шахматного клуба. 3.Путешествие с капитаном Врунгелем. 4.Фантазируем. III. Проверка ЗУН. 1.Математический диктант. 2. «Поймай рыбку». IV. Физминутка «Гимнастика мозга». V. Практикум. VI. Домашнее задание. VII.Итог урока. VIII. Рефлексия. |
Ход урока:
I. Организационный момент.
Дидактическая задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Проверка отсутствующих, оценивание состояния готовности к уроку учащихся.
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦР |
||
Разрешения проблем |
коммуникативная |
информационная |
|||
|
Правила поведения на уроке |
Готовиться к уроку, учитывая специфику предмета, умение организовать свое рабочее место |
Информационно-сообщающий. |
Фронтальная |
Презентация, слайд 1 |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ребята, послушайте, какая тишина! |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
|
Приветствует учителя. Садится за свое, закрепленное за ним, ученическое место. |
II. Актуализация опорных знаний.
Дидактическая задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность уч-ся, подготовить их к усвоению материала, научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦР |
||
Разрешения проблем |
коммуникативная |
информационная |
|||
Участие в целеполагании, определении задач урока. Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей. Умение составлять схематический план. Умение делать выводы. |
Развитие речи, выступление перед классом. |
Работа с интерактивной доской.
Использование компьютера |
Информационно-сообщающий.
Метод самостоятельной работы
|
Фронтальная, индивидуальная |
Презентация, слайд 2- 12 |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Перед уроком учитель раздает каждому ученику заранее подготовленные материалы, оформленные в виде приложений (Приложение 1 — 4 ). У каждого учащегося на «рабочем столе» ПК размещена папка «Координатная плоскость» с необходимым для урока ПО. В лист самоконтроля, который находится в файле «Оценивание.xls», учащиеся будут заносить результаты в баллах за каждое задание, выполненное им.
Понимание темы «Координатная плоскость» необходимо каждому человеку. Прикладное значение данной темы велико и затрагивает все стороны нашей жизни. -В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Задания: 1) Наш урок мы начнем культурной программой. Предлагаю вам посетить театр. У билетов разная стоимость. Почему? На какую информацию в билете нужно обратить особое внимание? По билету найдите место в зрительном зале.
2)Игра в шахматы продлевает человеку жизнь – известный факт. Поэтому следующий пункт нашей программы – шахматный клуб. Чтобы научиться играть в эту игру, нужно знать…..координаты шахматной фигуры. Определите местоположение шахматной фигуры на шахматной доске. Что еще нужно знать, чтобы научиться игре в шахматы?
3)Кто из нас не мечтал отправиться в путешествие вместе с капитаном Врунгелем. Для такого приключения нужно знать, что такое… географические координаты. Определите координаты звездочки и человечка на географической карте.
4)Все дети очень любят фантазировать. Придумайте систему координат для определения места ученика в классе и укажите координаты нескольких учеников. Вывод: Суть координат или, как обычно говорят, системы координат — это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Привести дополнительные примеры. (Доставка почты, координатная сетка для летчиков и моряков, игра «Морской бой», рисование портрета художником, сканирование изображения принтером, программа MS Excel, в которой каждая ячейка имеет уникальное имя , например А7, А – имя столбца, 7 – номер строки). Оценивание результатов деятельности учащихся. |
Сообщает тему и план урока. Вводное слово учителя. Побуждает к началу активной мыслительной деятельности. Предлагает билеты разной стоимостью. (Приложение «Билеты в театр», слайд 2) Предлагает учащимся взять Приложение 1-2 и вписать координаты указанных шахматных фигур. (слайд 3) Предлагает учащимся взять Приложение 1-3 и вписать координаты звездочки и человечка (слайд 3-5). Предлагает учащимся взять Приложение 1-4 и изобразить на листе свою систему координат с указанием координат нескольких учащихся. Предлагает привести дополнительные примеры. (слайд 7-12) Предлагает внести в оценочный лист результаты. (Файл «Оценивание») |
Рассуждает…
Выбирает билет, показывает свое место в театре на интерактивной доске (остальные учащиеся проверяют правильность указанного места). Вписывает координаты шахматных фигур, обменивается заданиями для взаимопроверки.
Вписывает координаты звездочки и человечка с последующей самопроверкой (ответ на интерактивной доске). Изображает на листе свою систему координат с указанием координат нескольких учащихся. Защищает свою работу. Оценивает работу других учащихся в этом задании. Приводят примеры
Вносит в оценочный лист результаты 4-х заданий, сохраняет. |
III. Проверка ЗУН.
Дидактическая задача: Проверка знаний по определениям координатной плоскости, оси абсцисс, оси ординат, начала координат; установить, усвоены ли учащимися закономерности, содержащие данные понятия. Устранение обнаруженных пробелов.
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦР |
||
Разрешения проблем |
коммуникативная |
информационная |
|||
Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей |
Умение сотрудничать, оказывать помощь |
Использование компьютера |
Метод самостоятельной работы |
Индивидуальная |
Презентация, слайд 13- 15
Тренажер «Поймай рыбку» |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Чтобы выявить уровень знаний, проведем: 1.Математический диктант, состоящий из 4-х теоретических вопросов.
Чтобы выявить уровень умений, отправимся на рыбалку. Ваша задача: поймать как можно больше рыбы. Для удачной ловли нужно правильно указать координаты поплавка. Учащиеся, чей улов составит 10 – 12 рыб, ставят себе «5», за 7-9 рыб получают «4», за 4-6 рыб ставят «3», за 0-3 рыбы ставят «2 балла». 2.Тренажер «Поймай рыбку».
Вывод: Знание определений координатной плоскости, осей абсцисс и ординат, свойства точки, знание правила, по которому отмечается точка на координатной плоскости, позволяет успешно справиться с практическим заданием. В нашем случае, ребята, у которых не было ошибок в математическом диктанте, поймали большее количество рыбы; значит, без ошибок определяли координаты поплавка.
Занесение результатов в оценочный лист. |
Предлагает учащимся ответить на вопросы (самопроверка). (слайд 13-14)
Предлагает уч-ся запустить тренажер «Поймай рыбку». Объясняет правила ловли рыбы. (слайд 15)
Предлагает проанализировать полученные результаты. (Приложение 2)
Предлагает внести в оценочный лист результаты 2-х заданий. (Файл «Оценивание») |
Отвечает на вопросы диктанта (самопроверка).
Запускает тренажер «Поймай рыбку», вводит с клавиатуры координаты поплавка.
Подсчитывает свой улов. Рассуждает о результатах заданий, анализирует (пытается выявить причинно – следственные связи). Вносит в оценочный лист результаты 2-х заданий,сохраняет |
IV. Физминутка «Гимнастика мозга».
Упражнения для развития межполушарных связей идеально подходят для того, чтобы “…ум ребёнка развивать так, чтобы противоречие служило ему не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе над проблемой”.
Дидактическая задача: Снятие напряжения и усталости, развитие межполушарных связей, активизация полноценной деятельности ума и тела, помощь в управлении своей эмоциональной, физической и умственной жизнью.
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦР |
||
Разрешения проблем |
коммуникативная |
информационная |
|||
|
Умение выступать перед классом, умение оказывать помощь |
|
Словесный, наглядный |
Фронтальный |
Презентация, слайд 16
|
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Упражнения для развития межполушарных связей пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению. 1.«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2.«Кулак-ребро-ладонь». Последовательно менять три положения руки на плоскости стола: ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Выполнять сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. Можно помогать себе командами (Кулак-ребро-ладонь), произносимыми вслух или про себя. 3.«Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «С точностью до наоборот». «Зеркальное рисование». Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. |
Предлагает поочередно выходить заранее подготовленных учеников для показа упражнений. (слайд 16 ) |
Повторяет движения за учеником, ответственным за упражнение.
|
V. Практикум.
Дидактическая задача: отработка навыков построения точки по заданным координатам с использованием свойств точки, с применением опорных схем; умение ставить цели и планировать деятельность по их достижению; умение добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, глобальной сетью Internet), передавать ее; совершенствование навыков работы в команде; умение высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦР |
||
Разрешения проблем |
коммуникативная |
информационная |
|||
Умение выделять главное, составлять план. Умение делать выводы. Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей. |
Умение оформлять свою мысль в форме письменной коммуникации. Умение строить коммуникации в группе для получения общего результата, оказывать помощь. Умение вести диалог, развитие речи. Умение выступать перед классом. |
Использование компьютера. Использование Internet. Умение работать со справочной и энциклопедической литературой. |
Практический, частично-поисковый, проблемный, метод самостоятельной работы. |
Групповая, индивидуальная. |
Электронный практикум «Координатная плоскость», презентация, Слайд 17 |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Сейчас нам предстоит отправиться в зоопарк. Но не в роли посетителей, а в роли экскурсоводов. Для этого 1 и 2 варианты образуют одну группу, 3 и 4 вариант образуют другую группу. Каждая группа выбирает капитана для распределения обязанностей в выполнении заданий.
Капитан получает лист с заданием (Приложение 3, 3-1,3-2), в котором нужно выбрать представителя фауны и проделать следующую работу:
1.Выполнить построение на листах-заготовках по данным координатам. (Приложение 3, 3-1,3-2)
2. Выполнить построение на компьютере в электронном практикуме «Координатная плоскость»
3. Пользуясь Internet или энциклопедиями о животных и птицах составить рассказ.
4.Защитить работу всей группы.
Вывод: Знания помогли правильно, без ошибок построить выбранные фигуры как на бумаге, так и на компьютере. Группа, в которой четко были распределены обязанности каждого члена, в которой наблюдалось переживание за общий конечный результат, в которой была взаимопомощь, справилась с задание лучше и быстрее.
Занесение результатов в оценочный лист. |
Предлагает образовать группы и выбрать капитана.
Оказывает помощь
(Слайд 17)
Предлагает учащимся в группах оценить вклад каждого.
Внести в оценочный лист результат. (Файл «Оценивание») |
Занимает место в своей группе, выбирает капитана (сам становится капитаном). Выбирает представителя фауны. Получает задание от капитана.
Либо выполняет построение на листе-заготовке по данным координатам. Либо выполняет построение на компьютере в электронном практикуме. Либо составляет рассказ, используя Internet или энциклопедии о животных и птицах. Защищает работу группы: выступает в роли экскурсовода, рассказывает о животном или птице, демонстрирует рисунок, сделанный от руки, и рисунок, выполненный на компьютере. Оценивает вклад каждого члена группы.
Вносит в оценочный лист результат, сохраняет. |
VI. Домашнее задание.
Дидактическая задача: Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта.
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦР |
||
Разрешения проблем |
коммуникативная |
информационная |
|||
Умение выбрать уровень сложности домашнего задания в зависимости от индивидуальных способностей. |
Умение оформлять свою мысль в форме письменной коммуникации, устной коммуникации. |
Использование компьютера. Использование Internet. Умение работать со справочной и энциклопедической литературой. |
Информационно-сообщающий. |
Фронтальный |
Презентация, слайд 18
|
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
А теперь, внимание! Домашнее задание:
1. Написать доклад или сделать презентацию о великих ученых: о Гиппархе, Птолемее, Декарте; о различных системах координат. Можно использовать для этого как энциклопедии, так и различные поисковые системы Интернета, обязательно сделав ссылки на источник (книга, адрес в интернете). Рекомендовать обратиться к следующим поисковым системам: Rambler (http://www.rambler.ru), Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.com), Nigma (http://www.nigma.ru). 2. На листе А4 изобразить по координатам любимое животное или птицу. Творчество и фантазия только приветствуются. |
Раздает учащимся карточки с дифференцированными заданиями на дом. (Приложение 4).
(Слайд 18)
|
Записывает домашнее задание. |
VII. Итог урока.
Дидактическая задача: Подвести итог урока. Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦР |
||
Разрешения проблем |
коммуникативная |
информационная |
|||
Умение делать выводы. Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.
|
Умение оформлять свою мысль в форме устной коммуникации. |
|
Информационно-сообщающий. |
Фронтальный |
Презентация, слайд 19
|
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Вот закончился урок, Подведем сейчас итог: 1.Что нового вы узнали на уроке? 2.Что вас заинтересовало на уроке? 3.Что показалось необычным на уроке? 4. Какой вид деятельности понравился больше всего?
Выставление оценок в журнал. |
Задает вопросы
Просит подвести итог своей работе, выставить конечную оценку в дневник, дать дневник на роспись. |
Отвечает на вопросы
По листу самоконтроля смотрит итоговую оценку, которую поставил компьютер, ставит оценку в дневник, подает дневник на роспись. |
VIII. Рефлексия.
Дидактическая задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, получить цветовой индекс урока.
компетенция |
методы |
формы |
Используемые ЦР |
||
Разрешения проблем |
коммуникативная |
информационная |
|||
Умение делать выводы. Умение анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей. |
Умение оформлять свою мысль в форме устной коммуникации. |
Использование интерактивной доски |
Информационно-сообщающий. |
Фронтальный |
Флипчарт Презентация, слайд 19
|
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
На интерактивной доске учащиеся выражают свои эмоции в письменной форме (1-2 слова).
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. |
(Слайд 19)
Заключительное слово |
Одним-двумя словами выражает свое эмоциональное состояние на интерактивной доске. |
Урок закончен.
Использованная литература и сайты:
- Учебник «Математика, 6», Алматы «Атамура», 2006 г
- Статья «Компетентностный подход в образовании – основа высокого уровня подготовки уч-ся по математике». Автор Кузнецова ИЮ. http://festival.1september.ru/authors/207-098-031/
- Статья «Реализация компетентностного подхода в обучении математике». Автор Герасимова С.Н.
- Статья «Реализация компетентностного подхода на уроках математики в средней общеобразовательной школе». Автор [Щербинова Наталья Николаевна, http://festival.1september.ru/authors/101-049-073/.
- Статья «Учебный процесс в логике компетентностного подхода (рекомендации)». Автор Левченко МИ, http://festival.1september.ru/authors/210-888-307/
- Статья «Формирование компетенций на уроках математики». Автор Лунькова ТМ, http://festival.1september.ru/authors/207-447-047/
- Программа «Электронный практикум по теме «Координатная плоскость»- свободно распространяемая бесплатная программа (freeware). Автор: Зубрин Сергей Викторович, http://subrins.narod.ru
- Программа – тренажер «Поймай рыбку» http://collection.cross-edu.ru/catalog/res/2b318695-b108-643a-b741-9a5713477b4d/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&&class=28925