Разработка урока русской грамоты в 1 классе Тема: «Гласные звуки и буквы»

Разработка урока

русской грамоты в 1 классе

 

 

Автор:  Рахимова Гульжихан Тулеубаевна

 

Место работы, должность:  школа- лицей №101 г. Караганды, учитель начальных классов

 

Тема: «Гласные звуки и буквы»

Цель: формировать знания  о гласных звуках и буквах русского языка;

 

Задачи: Образовательные: 

  • закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах;
  • учить выделять гласный звук в слове;
  • Учить находить  различия между звуками и буквами;
  • научить  выполнять частичный  фонетический анализ  слова;

Развивающие: 

  • развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение; 
  • продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания; 
  • развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
  • развивать фонематический слух на материале звуков [а], [у], [и]; [э], [ы] [о];

Воспитательные: 

  • воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, уважения к мнению других;
  • учить сопереживать сказочным героям  и приходить к ним на помощь.

 

Пояснительная записка

 

 

Данный урок составлен в соответствии с «Учебной  программой «Русская грамота» для 1 класса общеобразовательной школы, изданной в  Астане в  2010г. Вышеупомянутая программа была утверждена Министерством  образования и науки Республики Казахстан и Национальной академией образования имени Ы.Алтынсарина. Строится на коммуникативно-деятельностном и социокультурном подходах к развитию школьников. В нём содержатся материалы, способствующие максимальному развитию коммуникативных способностей учащихся.

Предлагаемая разработка ориентирована на учеников 1 класса. В разработке урока содержится единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности, которая имеет некоторые особенности для читателей данного возраста.

 

Важную роль в для формирования понятий «звук» и «буква»на данном уроке играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с презентацией, с заданиями в рабочих листах. Задача учителя – помочь учащимся добывать знания.

 

Тема «Гласные звуки и буквы» выбрана в разделе «Мы умеем дружбой дорожить и соответствует тематическому планированию.

Используемые учебники:

 

Родное слово» В.К.Павленко, Р.Т.Касымова – Алматы: «Атамура», 2012. 

В основе урока лежат следующие дидактические принципы:

  • Научность и доступность обучения (опора на учебник, обучение на уровне возможности детей).
  • Систематичности и последовательности (между частями материала существует логическая связь, пройденный материал подготавливает учащихся к освоению нового).
  • Принцип наглядности (наглядность стимулирует речевую активность учащихся).
  • Сознательности и активности (учащиеся понимают изучаемый материал, подбор методов и приемов предполагает речевую активность детей).
  • Принцип коррекционной направленности обучения (методы и приемы, включенные в урок, выполняют не только учебную, но и развивающую и воспитывающую функцию).

На уроке использовались следующие методы обучения:

— Словесные методы (обобщающая беседа, вводная беседа, рассказ – заключение, инструкции к заданиям).

— Наглядные методы (презентации, рабочие листы, ).

— Практические методы (работа с учебником, самостоятельная работа, выполнение различных упражнений, демонстрация опыта).

Использовались приемы активизации познавательной деятельности (задавание вопросов; сравнение картинок; списывание с печатного текста, осложненное заданием и т.д.).

Методы обучения были скомбинированы таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности, тем самым соблюдался здоровье сберегающий аспект.

Средства обучения: рабочие листы с заданиями, презентации с заданиями.

Ожидаемые результаты: 
— умение детьми видеть разницу между  гласными звуками и буквами, умение  вычленять гласные звуки в словах, записывать их соответствующими буквами; 

-умение оперировать терминами, сопровождать свои ответы правилами русского языка;

-умение выполнять частичный фонетический разбор;

-чувствовать разницу между произношением гласных звуков и согласных;
— повышение активности мыслительной деятельности учащихся; 
— улучшение результатов обучения; 
— развитие творчества у учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы, учебник, шары с трубочкой для опыта, вырезанные сердечки для рефлексии.

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1.Организация учебного процесса

1.Психогимнастика

-Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите своё удивление. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость). Молодцы!(Приветствуют кивком головы)

Сегодня на уроке мы опять должны открыть что-то новое, полезное.

— А с каким настроением это делать легче?( С хорошим настроением это делать гораздо легче.)

-Как для этого мы должны работать? Мы сегодня много будем работать сообща, поэтому давайте поприветствуем друг друга.

2 Психологический настрой

(Дети поворачиваются друг к другу и с движениями произносят слова- приветствия)

Ты пришел и я пришел

Вместе нам хорошо.

Если будет трудно,

Справимся все дружно.(садятся)

— Сказочные герои бывают разными по характеру. Одни совершают хорошие поступки, помогают друг другу, выручают из беды, а другие стараются им помешать.

— И сегодня нас ожидают гости из очень известной и любимой сказки.

2. Актуализация опорных знаний.

Слайд1

-Кто нас ожидает? Из какой сказки наш друг? Кто автор этого произведения?

Слайд2

1Формулирование темы урока.

— Посмотрите на доску. Что вы видите?

ГАЛЕАНСЫНУЫДЕ

Эти буквы встали в ряд
И загадку говорят.

Слайд3

— Прочитайте буквы через одну, начиная с первой буквы, и вы узнаете тему нашего урока.(гласные)

— Сегодня мы будем повторять гласные звуки и буквы.

— _- А какое сегодня число? Что необычного в этой дате? (конец месяца и зимы)

-Почему ослик грустный? (У него сегодня день рождения, а он остался без хвоста.)

Слайд3

-Как ощущает себя Ослик без хвоста?

— Какие чувства у вас возникают при виде грустного животного?

-Можем ли мы помочь ослику? Что для этого необходимо?

_ Давайте поможем дружной сплоченной работой!

2 Самоопределение к деятельности.

На доске записаны буквы.

Запись даты.

Слайд3

Помогите выполнить задание Винни Пуху, чтоб он помог другу. Как зовут друга? Йа . Как мы запишем это слово? Почему?

-Назовите эти буквы.

У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, И, Ь.

Слайд4

— Найдите лишнее, обоснуйте. (Ь- не обозначает звука.)

— Найдите лишнее, обоснуйте. (М- обозначает согласный звук.)

— Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)

— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (О гласных звуках и буквах)

Слайд5

— Почему их назвали гласные?

— Чем отличаются звуки от букв?

3 Каллиграфическая минутка

У Я А ы О Ю Ё Э Е И

Слайд 6

Запишите все гласные буквы в ряд с заглавной буквы. Какая гласная буква никогда не бывает большой? (ы) Почему?

— Какие звуки они обозначают? На какие группы можем разделить их? (показатели твердости- мягкости, йотированные.)

4Постановка учебных задач

Слайд7

 

 

-Сегодня мы повторим то, что знаем о гласных звуках и буквах. Вместе постараемся определить признаки гласных звуков, узнаем, какие бывают гласные звуки.

3 Физкультминутка для глаз

Слайд 9

 4 Усвоение новых знаний

Слайд10

1Задания Совы «Узелки на память». Повторение изученного.

 

-Мы начинаем повторение. Но для этого отгадаем имя следующего героя.

— Как правильно  разгадать «загадку слов»? ( Нужно назвать первые звуки в словах  и  из них составить слово.)

 

-Какое слово получилось? Сколько в нем слогов?

Какие они? Произнесите с ударением. Как называется слог, на который падает ударение? А на который не падает? (слабая и сильная позиция)

— Мудрая Сова приготовила «Узелки на память». Очень-очень давно, когда люди ещё не умели ни писать, ни читать, они использовали верёвочку, к которой привязывали ряд разноцветных шнурков с завязанными узелками. Узелки были разными по форме, по-разному размещались на верёвке, каждый узелок имел свое условное обозначение. С их помощью древние народы передавали важные сообщения или запоминали что-то очень важное. Выражение узелки на память осталось в языке и обозначает: «Запомни! Это важно!»

 

Что же нам предлагает запомнить Сова? (Гласные звуки и буквы, их обозначающие).

2 Опыт с воздушными шарами и трубочкой

-Теперь посмотрим, как рождаются звуки

1.Возьмём резиновый надувной шарик со вставленной в него трубкой. Шарик надуваем, а затем даём возможность воздуху свободно выйти из шарика. При этом нет никаких звуков.

2. Прикрывая немного пальцем трубку, выпускаем воздух, при выходе создаётся шум.

3 Надув шарик, наденем на трубку две тонкие резиновые плёнки. Воздух, проходя через плёнку, создаёт звук «уйди-уйди».

Вывод: Чтобы проходящий воздух образовывал какие-то звуки, нужно поставить преграду на его пути; от характера препятствий будет зависеть качество звуков. А при произношении гласного звука воздух выходит свободно.

-Что вы теперь запомнили?

3 Вопросы на повторение:

  1. Сколько гласных звуков в русском языке? ( 6 гласных звуков)
  2. Один звук пропал. Какой это звук? (Звук [у])

Докажите, что звук [у] – гласный. (При произношении воздух не встречает преграду).В чем особенность произношения этого звука? Давайте представим, что мы играем на трубе, как у нас выходит воздух?

  1. Скажите, почему звук [и] стоит отдельно от остальных звуков? (Звук [и] обозначает мягкость предшествующего согласного).
  2. Какие ещё бывают звуки? ( Согласные).
  3. Чем согласные звуки отличаются от гласных? (При произношении согласных звуков воздух встречает преграду).
  4. Какая преграда? (Губы, зубы, язык).
  5. Чем звуки отличаются от букв? ( Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем).

5.Формирование навыков учащихся

Слайд11

Винни Пух и Пятачок очень проголодались, помогите им подкрепиться.

1.Работа с учебником. Стр.53№6

  • Орфографическое чтение

На какие группы можем разделить эти слова? (овощи и фрукты.)

  • Выпишите только названия овощей.( горох, морковь, огурец, помидор, тыква, капуста.) Какое слово лишнее?(тыква)

-Почему? (оно не словарное).

2 Фонетический разбор слов горох, огурец по вариантам.

— Сова хочет проверить, как вы умеете слышать звуки, различать гласные и согласные.

Чтение правила из учебника. Вывод.

Давайте поработаем в парах и составим кластер по теме «Речь»

 

6 Физкультминутка

-Называю звук, а вы показываете его руками :

А – руки в стороны, О- руки над головой в кольцо, У – руки в трубочку, И – руки вверх, указательные  пальцы оттопырены, Э – руки   перед собой, Ы – руки сложены перед собой.

О А У И Ы Э.  Показать звук в серединке: ЛУК,МАЛ, СЫР, СОЛЬ,ЛИС.

7  Обобщение

1Методика быстрой проверки

Слайд13

Я читаю утверждения, вы, если согласны- ставите +, если нет-

1

2

3

4

5

+

+

      1 Мы слышим звуки.

2 Предложения состоят из слогов.

3 Гласные бывают звонкими и глухими.

4В русском языке 10 гласных букв.

5 Гласные могут встречать преграду.

2 Взаимопроверка

 

3 Работа по развитию речи.

 

Винни Пух, герой любимой и всеми известной сказки, очень любил распевать разные песенки.

-Кто из вас знает, как называются эти песенки? (шумелки, сопелки, ворчалки, пыхтелки).

-Попробуйте и вы прочитать эти песенки. Подумайте над интонацией, как нужно их правильно прочитать.

 

     Я Тучка, Тучка, Тучка,

а вовсе не медведь.

Ах, как приятно тучке

по небу лететь!

  • Проверка задания № 1.(Чтение песенок Винни Пуха)

— Сколько предложений в ваших песенках? Как определили? ( Первое слово в  предложении написано с большой буквы, в конце предложения стоит точка и восклицательный знак.)

 

       Докажите. Какие они  по цели высказывания?

— Куда мы отправлялись в путешествие?

8 Домашнее задание стр.53 №8  9-вставить пропущенные гласные.

Слайд14

9 Рефлексия

— Как вы разобрались в материале урока?

— Какие звуки называются гласными?

— Как произносятся гласные звуки.?

— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

— Оцените свою работу на уроке

— Как узнать,  сколько в слове слогов?  (сколько в слове гласных, столько и слогов)

Слайд15

— Как вы думаете, куда собрались наши герои? ( На день рождения к Ослику).

— Кого они ищут в лесу? А я думаю, они ищут Кролика. Ведь его дом закрыт, и Кролика нигде нет. Докажите, что они ищут Ослика. (Дети находят в рабочих листах подпись под картинкой и читают: «Иа! Иа! Ау! Ау!»)

— С чем принято ходить на день рождения? (С подарками)

-Какой подарок приготовили Винни Пух с Пятачком? (горшочек с лопнувшим шаром). А Сова? (хвост)

Кульминационный момент

Возьмите на ваших столах сердечки, прижмите к своему сердцу и мысленно произнесите самые добрые пожелания.

        — Если вы вспомнили всё, что мы изучали на уроках, кто доволен своей работой на уроке, подарите сердечко Ослику.

— А если у кого-то есть еще затруднения, то заберите его домой и еще раз пусть сердце вам подскажет, на что следует обратить внимание и будет служить вам напоминанием.

— А если вам очень понравилась работа вашего товарища, то подарите ему свое сердце.

— Сказка помогла нам сделать урок полезным, поучительным. Недаром говорят: сказка ложь, да в ней намёк,  добрым молодцам урок.

— Все молодцы! Спасибо!

Слайд 16

Ослик Иа радуется вашим успехам и желает вам быть:

И — инициативными.

А — аккуратными

!
О — организованными

     У — упорными

У —  усердными

      !

 

 

 

 

Добавить комментарий