Рефлексивный отчет по практике внедрения модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» в серию последовательных уроков по русской литературе в 8 классе..
Модуль «Новые подходы в преподавании и
обучении» предусматривает принимать во внимание то, как дети обучаются. То
есть, на уроках ученики должны активно участвовать во всех аспектах учебного
процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг
друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты,
экспериментировать с идеями, рисковать,
понимая, что ошибки- неотъемлемая часть обучения. (Руководство для учителя,
стр.140).
Почему я выбрала именно этот модуль? Так как я являюсь учителем русского языка и
литературы, одна из главных моих задач —
развитие речи учащихся и мне бы
хотелось, чтобы мои ученики умели грамотно и красиво строить диалог и
аргументировать свое мнение и делать осмысленные выводы.
Что я сделала для реализации данного
модуля? Какие приемы и стратегии выбрала для достижения наилучшего результата?
И так, для реализации модуля «Новые
подходы в обучении и преподавании» я
применяла различные формы работы и стратегии. Успешность
обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей
ученику чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Учитывая это, на каждом из четырех
последовательных уроков на начальном
этапе я проводила различные тренинги для положительного эмоционального настроя
на урок.
Тренинг «Дерево достижений» Т., К., А. и К. наклеивают «листочки».
На каждом уроке я старалась формировать группы с
учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня
обученности и активности учащихся.
Я продумала стратегии распределения детей в группах,
чтобы сохранить доброжелательную атмосферу в классе.
Деление на группы. Стратегия «Пазлы»
До обучения на курсах и прохождения
практики на всех уроках цели и задачи урока формулировались мною. А из «Руководства для учителя» мне стало
известно, что учитель должен стремиться
создать такие условия, при которых ученики имеют «самоцель». (Чиксентмихайи,
2008). То есть учитель должен включать учеников в рабочий процесс, благодаря
чему ученики получают удовольствие от планирования и достижения какого-либо
результата. Исходя из этого, так как мои ученики раньше самостоятельно не
ставили цели перед собой, на первый урок я подготовила для них опорную
карту, в котором они должны были
определить сами для себя, что бы хотели
узнать новое и чему научиться на уроке. Таким образом, если на первом уроке я помогла
им сформулировать цели, то на последующих уроках они научились самостоятельно
ставить цели перед собой. Необходимости опорной карты уже не было.
И. и Ж. по опорной карте определяют цели
урока
Результаты
научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на
уроке. (Мерсер и Литлтон, 2007). Так же модель обучения Л.Выготского
предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения в диалог. Таким
образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения
является решающей для развития обучения
ученика. В этой связи для того, чтобы вовлечь учащихся в процесс
«обмена мыслями» на каждом из серии последовательных уроков я организовала
работу в группах и парах.
На первом
уроке (В.Г.Короленко «Слепой музыкант») на стадии осмысления для работы в группе я применила прием
критического мышления «Тонкие и толстые вопросы». Если раньше на уроках при
постановке вопроса отдельному ученику не всегда получалось получить
развернутый, осмысленный ответ или вообще ответа не следовало, то обсуждая эти вопросы в группе ученики приводили примеры, спорили, записывали ответы и приходили к общему выводу, и, наконец, озвучивали тот ответ, который по их
мнению был наиболее правильным. Так же
на стадии осмысления для групповой работы я дала задание (защита постера)
ответить на вопрос «Кто повлиял, и что
повлияло на судьбу Петра?». Так как класс был разделен на две группы,
соответственно ответ был разным. Первая группа выступила с ответом о том, что
на судьбу Петра повлияла любовь: любовь Эвелины, любовь матери, и любовь самого
Петра к музыке, а вторая же группа озвучила другой ответ. Они считали, что на
судьбу Петра повлияло его воспитание: Иохим, дядя Максим и мать. После
выступления, несмотря на небольшое
расхождение во мнениях, пришли к выводу, что ответы обеих групп были
правильными. Самое главное в этом задании было то, что учащиеся обменялись
информацией, высказывали собственное мнение, аргументировали свои ответы и
понимали, что их мнение важно и нужно.
А. и Д. защищают постер
Для меня такая
форма работы, как работа в группе, стала новым видом работы, потому что в своей
прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы, в основном,
только на открытых уроках и внеклассных
мероприятиях, интеллектуальных играх-соревнованиях. В настоящее время, я увидела, что работа в
группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу,
учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы,
обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению.
Еще
одним «открытием» при изучении и использовании
модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» стало для меня теория
«Голос ученика», которая способствует:
— положительному содействию в развитии самоуважения у
учеников;
— позитивному отношению к школе и обучению;
— формированию эмоционально положительного
отношения к учителям. (Руководство для
учителя, стр 152). И для реализации этой теории на стадии рефлексии
использовала обратную связь, которая помогала мне планировать и
совершенствовать дальнейшую работу. На первом
уроке из серии последовательных я провела устную обратную связь потому,
что хотела услышать мнение, голос
каждого ученика о проведенном совместно уроке, и о впечатлениях от работы в группе.
Устная обратная связь
На втором уроке
из серии последовательных уроков (М.Горький «Песня о Соколе») я так же
организовала работу в группе. Учащиеся должны были дать характеристику главных
героев «Песни о Соколе», а для анализа произведения по двум формам жизни я
использовала прием «Сводная таблица». Учащиеся с помощью диалогической беседы
анализировали произведение, понимали,
что они являются равноправными партнерами, прилагали все усилия для
того, чтобы выполнить задание.
Групповая работа над образом Ужа
Обоснованность применения
модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серии уроков в том, что он
может быть использован на любом
этапе урока. В разделе «Важность диалога
в классе» указано, что постановка вопросов является ключевым навыком, так как
при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для
преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников.
(Руководство для учителя). Исходя из этого, на всех уроках я применяла вопросы
«высокого порядка» и вопросы «низкого порядка». При выполнении данных задании дети поняли, что
вопросы «низкого порядка» требуют односложного ответа, а вопросы» высокого
порядка» требуют рассуждении и мышления, также оно способствовало появлению
активного диалога.
При диалоговом обучении
немаловажно помнить и о диалоге «ученик-ученик». На третьем уроке из серии
последовательных уроков (Ю.П.Казаков «Тихое утро») перед детьми стояла такая задача: каждая из групп должна была
подготовить по 3 «тонких” и 3 «толстых” вопроса по рассказу «Тихое утро”. И удивилась тому, что
они с особым интересом формулировали и задавали эти вопросы. Первая группа подготовила и озвучила такие
вопросы:
Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
Что примирило мальчиков перед рыбалкой?
Что в природе удивляет Володю? Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала
убежал? Что заставило Яшку вернуться? Почему плакал Яшка после спасения Володи?
Как это его характеризует? Если на первые три вопроса ученики отвечали одним словом, то на вопросы «высокого порядка»
отвечали развернутым, полным ответом. Применение
диалогового обучения на уроках эффективно не только тем, что оно способствует
развитию речи учащихся, развитию критического мышления, но и тем, что ученики
испытывают меньше стресса и они становятся более уверенными в себе.
Почему я пришла к такому выводу? У
меня в классе есть ученик Кайыргали, который на традиционных моих уроках
никогда не проявлял активность. И в серии четырех последовательных уроков я
вела наблюдение за ним: как он ведет себя в групповой работе, как он ведет себя
в парной работе, как он работает индивидуально и с кем ему комфортнее работать.
И анализируя свои наблюдения, я поняла, преимущество модуля «Новые подходы в преподавании
и обучении» в том, что даже слабомотивированные ученики в ходе групповой,
парной работы начинают проявлять активность, становятся оживленнее. Потому что
понимают, что в такой работе (групповой, парной) можно избежать ошибок,
проверить и исправить их вовремя.
К. |
К. в парной работе с Аймекен |
К. |
Это наблюдение помогло
мне понять то, что когда ученики имеют общую проблему, создают совместное ее
понимание, ученики думают вместе и если организовать работу в паре таким
образом, чтобы сильный ученик помогал менее активному ученику вполне возможно
то, что менее активный ученик станет самым активным учеником. Таким образом, стереотип «все дети
делятся на «способных» и «неспособных» наверное, исчезает. Раньше в классе в
ходе урока я опиралась на «сильных» учеников, а те, у которых была слабая
мотивация к обучению, просто отсиживались. Теперь я начинаю понимать, что
каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход,
чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности. Сейчас, я в полную
силу стараюсь использовать задания, которые помогают развивать их умственные и
познавательные способности. Также я использую их знания, умения и навыки в
работе со слабоуспевающими детьми. Они вступают с ними в диалог, наводящими
вопросами пытаются пробудить у них желание говорить, высказывать свою точку
зрения.
На 143
странице «Руководства для учителя» написано, что те учащиеся, которые владеют
приемами метапознания, взаимодействуют с учителем на равных, в общих интересах
неразрывного процесса преподавания и обучения, и, в конечном итоге, сами
выполняют функцию учителя. А в достаточно типичной системе ученик становится
зависимым от преподавателя.
В противоположном же случае ученик определяет
индивидуальную ценность работы, выбирает содержание, определяет режим и
регламент обучения и сам выстраивает ожидаемые результаты.
И на четвертом уроке из серии последовательных (В.Гаршин
«Сказка о пальме») мой ученик Шынгысхан не только предложил провести тренинг
«Пожелание по кругу», он собственными руками сделал из цветных бумаг букет роз
для этого тренинга.
Тренинг «Пожелание по кругу». Букет роз сделанный
Шынгысханом.
И этот небольшой прием «метапознания»
со стороны моего ученика Шынгысхана, который на первый взгляд может показаться
кому-то совсем незначительным, приободрил меня, потому что, я пронаблюдала
некую автономность в проведении этого тренинга, и при этом дополнительного внимания с моей
стороны не требовалось.
И таким образом, на
практике серию последовательных уроков проводила с применением групповой и
парной форм работы. Я видела, как раскрываются дети, взаимодействуя друг с
другом: у одних открылись лидерские качества, другие, которых я считала
молчаливыми – заговорили, а третьи вообще оказались ораторами. Важно было то,
что моя роль, как учителя отошла на второй план. Я просто наблюдала за детьми и
их действиями, по их просьбе оказывала им помощь, корректировала их результат.
Я, так же как и они чувствовала себя одной из деталей движущего механизма этого
процесса, называемого групповая работа. Я видела, как учатся дети общаться друг
с другом, учатся вести диалог и аргументировать свою точку зрения, и ощущать
радость от того, что каждый вносит свою лепту в общую работу. Я поняла важность
диалогового обучения, развитие речи учащихся, важность применения на уроках
групповой работы. На практике я попыталась каждый момент урока использовать с
пользой: деление класса на группы, работа с вопросами, с информацией и т. д.
все это должно было служить для достижения одной цели: формированию у учеников
навыков обучения тому, как обучаться.Не могу с уверенностью сказать, что у меня все получилось на «олтично». Где то
были недоработки, где то недопонимание. Но в целом, я поняла, что
новые подходы в преподавании и обучении необходимы. Жизнь не стоит на
месте. Поэтому, учителя, которые живут и работают для будущего, которые
являются патриотами своей страны, не должны останавливаться в развитии. Наоборот,
мы должны совершенствоваться, внедрять в практику идеи новых подходов в преподавании и обучении, для
того, чтобы наши ученики были развитыми, самомотивированными и успешными во
всех начинаниях.
Модуль «Новые подходы в преподавании и
обучении» предусматривает принимать во внимание то, как дети обучаются. То
есть, на уроках ученики должны активно участвовать во всех аспектах учебного
процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг
друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты,
экспериментировать с идеями, рисковать,
понимая, что ошибки- неотъемлемая часть обучения. (Руководство для учителя,
стр.140).
Почему я выбрала именно этот модуль? Так как я являюсь учителем русского языка и
литературы, одна из главных моих задач —
развитие речи учащихся и мне бы
хотелось, чтобы мои ученики умели грамотно и красиво строить диалог и
аргументировать свое мнение и делать осмысленные выводы.
Что я сделала для реализации данного
модуля? Какие приемы и стратегии выбрала для достижения наилучшего результата?
И так, для реализации модуля «Новые
подходы в обучении и преподавании» я
применяла различные формы работы и стратегии. Успешность
обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей
ученику чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Учитывая это, на каждом из четырех
последовательных уроков на начальном
этапе я проводила различные тренинги для положительного эмоционального настроя
на урок.
Тренинг «Дерево достижений» Т., К., А. и К. наклеивают «листочки».
На каждом уроке я старалась формировать группы с
учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня
обученности и активности учащихся.
Я продумала стратегии распределения детей в группах,
чтобы сохранить доброжелательную атмосферу в классе.
Деление на группы. Стратегия «Пазлы»
До обучения на курсах и прохождения
практики на всех уроках цели и задачи урока формулировались мною. А из «Руководства для учителя» мне стало
известно, что учитель должен стремиться
создать такие условия, при которых ученики имеют «самоцель». (Чиксентмихайи,
2008). То есть учитель должен включать учеников в рабочий процесс, благодаря
чему ученики получают удовольствие от планирования и достижения какого-либо
результата. Исходя из этого, так как мои ученики раньше самостоятельно не
ставили цели перед собой, на первый урок я подготовила для них опорную
карту, в котором они должны были
определить сами для себя, что бы хотели
узнать новое и чему научиться на уроке. Таким образом, если на первом уроке я помогла
им сформулировать цели, то на последующих уроках они научились самостоятельно
ставить цели перед собой. Необходимости опорной карты уже не было.
И. и Ж. по опорной карте определяют цели
урока
Результаты
научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на
уроке. (Мерсер и Литлтон, 2007). Так же модель обучения Л.Выготского
предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения в диалог. Таким
образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения
является решающей для развития обучения
ученика. В этой связи для того, чтобы вовлечь учащихся в процесс
«обмена мыслями» на каждом из серии последовательных уроков я организовала
работу в группах и парах.
На первом
уроке (В.Г.Короленко «Слепой музыкант») на стадии осмысления для работы в группе я применила прием
критического мышления «Тонкие и толстые вопросы». Если раньше на уроках при
постановке вопроса отдельному ученику не всегда получалось получить
развернутый, осмысленный ответ или вообще ответа не следовало, то обсуждая эти вопросы в группе ученики приводили примеры, спорили, записывали ответы и приходили к общему выводу, и, наконец, озвучивали тот ответ, который по их
мнению был наиболее правильным. Так же
на стадии осмысления для групповой работы я дала задание (защита постера)
ответить на вопрос «Кто повлиял, и что
повлияло на судьбу Петра?». Так как класс был разделен на две группы,
соответственно ответ был разным. Первая группа выступила с ответом о том, что
на судьбу Петра повлияла любовь: любовь Эвелины, любовь матери, и любовь самого
Петра к музыке, а вторая же группа озвучила другой ответ. Они считали, что на
судьбу Петра повлияло его воспитание: Иохим, дядя Максим и мать. После
выступления, несмотря на небольшое
расхождение во мнениях, пришли к выводу, что ответы обеих групп были
правильными. Самое главное в этом задании было то, что учащиеся обменялись
информацией, высказывали собственное мнение, аргументировали свои ответы и
понимали, что их мнение важно и нужно.
А. и Д. защищают постер
Для меня такая
форма работы, как работа в группе, стала новым видом работы, потому что в своей
прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы, в основном,
только на открытых уроках и внеклассных
мероприятиях, интеллектуальных играх-соревнованиях. В настоящее время, я увидела, что работа в
группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу,
учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы,
обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению.
Еще
одним «открытием» при изучении и использовании
модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» стало для меня теория
«Голос ученика», которая способствует:
— положительному содействию в развитии самоуважения у
учеников;
— позитивному отношению к школе и обучению;
— формированию эмоционально положительного
отношения к учителям. (Руководство для
учителя, стр 152). И для реализации этой теории на стадии рефлексии
использовала обратную связь, которая помогала мне планировать и
совершенствовать дальнейшую работу. На первом
уроке из серии последовательных я провела устную обратную связь потому,
что хотела услышать мнение, голос
каждого ученика о проведенном совместно уроке, и о впечатлениях от работы в группе.
Устная обратная связь
На втором уроке
из серии последовательных уроков (М.Горький «Песня о Соколе») я так же
организовала работу в группе. Учащиеся должны были дать характеристику главных
героев «Песни о Соколе», а для анализа произведения по двум формам жизни я
использовала прием «Сводная таблица». Учащиеся с помощью диалогической беседы
анализировали произведение, понимали,
что они являются равноправными партнерами, прилагали все усилия для
того, чтобы выполнить задание.
Групповая работа над образом Ужа
Обоснованность применения
модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серии уроков в том, что он
может быть использован на любом
этапе урока. В разделе «Важность диалога
в классе» указано, что постановка вопросов является ключевым навыком, так как
при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для
преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников.
(Руководство для учителя). Исходя из этого, на всех уроках я применяла вопросы
«высокого порядка» и вопросы «низкого порядка». При выполнении данных задании дети поняли, что
вопросы «низкого порядка» требуют односложного ответа, а вопросы» высокого
порядка» требуют рассуждении и мышления, также оно способствовало появлению
активного диалога.
При диалоговом обучении
немаловажно помнить и о диалоге «ученик-ученик». На третьем уроке из серии
последовательных уроков (Ю.П.Казаков «Тихое утро») перед детьми стояла такая задача: каждая из групп должна была
подготовить по 3 «тонких” и 3 «толстых” вопроса по рассказу «Тихое утро”. И удивилась тому, что
они с особым интересом формулировали и задавали эти вопросы. Первая группа подготовила и озвучила такие
вопросы:
Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
Что примирило мальчиков перед рыбалкой?
Что в природе удивляет Володю? Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала
убежал? Что заставило Яшку вернуться? Почему плакал Яшка после спасения Володи?
Как это его характеризует? Если на первые три вопроса ученики отвечали одним словом, то на вопросы «высокого порядка»
отвечали развернутым, полным ответом. Применение
диалогового обучения на уроках эффективно не только тем, что оно способствует
развитию речи учащихся, развитию критического мышления, но и тем, что ученики
испытывают меньше стресса и они становятся более уверенными в себе.
Почему я пришла к такому выводу? У
меня в классе есть ученик Кайыргали, который на традиционных моих уроках
никогда не проявлял активность. И в серии четырех последовательных уроков я
вела наблюдение за ним: как он ведет себя в групповой работе, как он ведет себя
в парной работе, как он работает индивидуально и с кем ему комфортнее работать.
И анализируя свои наблюдения, я поняла, преимущество модуля «Новые подходы в преподавании
и обучении» в том, что даже слабомотивированные ученики в ходе групповой,
парной работы начинают проявлять активность, становятся оживленнее. Потому что
понимают, что в такой работе (групповой, парной) можно избежать ошибок,
проверить и исправить их вовремя.
К. |
К. в парной работе с Аймекен |
К. |
Это наблюдение помогло
мне понять то, что когда ученики имеют общую проблему, создают совместное ее
понимание, ученики думают вместе и если организовать работу в паре таким
образом, чтобы сильный ученик помогал менее активному ученику вполне возможно
то, что менее активный ученик станет самым активным учеником. Таким образом, стереотип «все дети
делятся на «способных» и «неспособных» наверное, исчезает. Раньше в классе в
ходе урока я опиралась на «сильных» учеников, а те, у которых была слабая
мотивация к обучению, просто отсиживались. Теперь я начинаю понимать, что
каждый ребенок уникален по-своему, только нужно правильно найти к нему подход,
чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности. Сейчас, я в полную
силу стараюсь использовать задания, которые помогают развивать их умственные и
познавательные способности. Также я использую их знания, умения и навыки в
работе со слабоуспевающими детьми. Они вступают с ними в диалог, наводящими
вопросами пытаются пробудить у них желание говорить, высказывать свою точку
зрения.
На 143
странице «Руководства для учителя» написано, что те учащиеся, которые владеют
приемами метапознания, взаимодействуют с учителем на равных, в общих интересах
неразрывного процесса преподавания и обучения, и, в конечном итоге, сами
выполняют функцию учителя. А в достаточно типичной системе ученик становится
зависимым от преподавателя.
В противоположном же случае ученик определяет
индивидуальную ценность работы, выбирает содержание, определяет режим и
регламент обучения и сам выстраивает ожидаемые результаты.
И на четвертом уроке из серии последовательных (В.Гаршин
«Сказка о пальме») мой ученик Шынгысхан не только предложил провести тренинг
«Пожелание по кругу», он собственными руками сделал из цветных бумаг букет роз
для этого тренинга.
Тренинг «Пожелание по кругу». Букет роз сделанный
Шынгысханом.
И этот небольшой прием «метапознания»
со стороны моего ученика Шынгысхана, который на первый взгляд может показаться
кому-то совсем незначительным, приободрил меня, потому что, я пронаблюдала
некую автономность в проведении этого тренинга, и при этом дополнительного внимания с моей
стороны не требовалось.
И таким образом, на
практике серию последовательных уроков проводила с применением групповой и
парной форм работы. Я видела, как раскрываются дети, взаимодействуя друг с
другом: у одних открылись лидерские качества, другие, которых я считала
молчаливыми – заговорили, а третьи вообще оказались ораторами. Важно было то,
что моя роль, как учителя отошла на второй план. Я просто наблюдала за детьми и
их действиями, по их просьбе оказывала им помощь, корректировала их результат.
Я, так же как и они чувствовала себя одной из деталей движущего механизма этого
процесса, называемого групповая работа. Я видела, как учатся дети общаться друг
с другом, учатся вести диалог и аргументировать свою точку зрения, и ощущать
радость от того, что каждый вносит свою лепту в общую работу. Я поняла важность
диалогового обучения, развитие речи учащихся, важность применения на уроках
групповой работы. На практике я попыталась каждый момент урока использовать с
пользой: деление класса на группы, работа с вопросами, с информацией и т. д.
все это должно было служить для достижения одной цели: формированию у учеников
навыков обучения тому, как обучаться.Не могу с уверенностью сказать, что у меня все получилось на «олтично». Где то
были недоработки, где то недопонимание. Но в целом, я поняла, что
новые подходы в преподавании и обучении необходимы. Жизнь не стоит на
месте. Поэтому, учителя, которые живут и работают для будущего, которые
являются патриотами своей страны, не должны останавливаться в развитии. Наоборот,
мы должны совершенствоваться, внедрять в практику идеи новых подходов в преподавании и обучении, для
того, чтобы наши ученики были развитыми, самомотивированными и успешными во
всех начинаниях. Модуль «Новые подходы в преподавании и
обучении» предусматривает принимать во внимание то, как дети обучаются. То
есть, на уроках ученики должны активно участвовать во всех аспектах учебного
процесса: формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг
друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты,
экспериментировать с идеями, рисковать,
понимая, что ошибки- неотъемлемая часть обучения. (Руководство для учителя,
стр.140).
Почему я выбрала именно этот модуль? Так как я являюсь учителем русского языка и
литературы, одна из главных моих задач —
развитие речи учащихся и мне бы
хотелось, чтобы мои ученики умели грамотно и красиво строить диалог и
аргументировать свое мнение и делать осмысленные выводы.
Что я сделала для реализации данного
модуля? Какие приемы и стратегии выбрала для достижения наилучшего результата?
И так, для реализации модуля «Новые
подходы в обучении и преподавании» я
применяла различные формы работы и стратегии. Успешность
обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей
ученику чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Учитывая это, на каждом из четырех
последовательных уроков на начальном
этапе я проводила различные тренинги для положительного эмоционального настроя
на урок.
Тренинг «Дерево достижений» Т., К., А. и К. наклеивают «листочки».
На каждом уроке я старалась формировать группы с
учетом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня
обученности и активности учащихся.
Я продумала стратегии распределения детей в группах,
чтобы сохранить доброжелательную атмосферу в классе.
Деление на группы. Стратегия «Пазлы»
До обучения на курсах и прохождения
практики на всех уроках цели и задачи урока формулировались мною. А из «Руководства для учителя» мне стало
известно, что учитель должен стремиться
создать такие условия, при которых ученики имеют «самоцель». (Чиксентмихайи,
2008). То есть учитель должен включать учеников в рабочий процесс, благодаря
чему ученики получают удовольствие от планирования и достижения какого-либо
результата. Исходя из этого, так как мои ученики раньше самостоятельно не
ставили цели перед собой, на первый урок я подготовила для них опорную
карту, в котором они должны были
определить сами для себя, что бы хотели
узнать новое и чему научиться на уроке. Таким образом, если на первом уроке я помогла
им сформулировать цели, то на последующих уроках они научились самостоятельно
ставить цели перед собой. Необходимости опорной карты уже не было.
И. и Ж. по опорной карте определяют цели
урока
Результаты
научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на
уроке. (Мерсер и Литлтон, 2007). Так же модель обучения Л.Выготского
предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения в диалог. Таким
образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения
является решающей для развития обучения
ученика. В этой связи для того, чтобы вовлечь учащихся в процесс
«обмена мыслями» на каждом из серии последовательных уроков я организовала
работу в группах и парах.
На первом
уроке (В.Г.Короленко «Слепой музыкант») на стадии осмысления для работы в группе я применила прием
критического мышления «Тонкие и толстые вопросы». Если раньше на уроках при
постановке вопроса отдельному ученику не всегда получалось получить
развернутый, осмысленный ответ или вообще ответа не следовало, то обсуждая эти вопросы в группе ученики приводили примеры, спорили, записывали ответы и приходили к общему выводу, и, наконец, озвучивали тот ответ, который по их
мнению был наиболее правильным. Так же
на стадии осмысления для групповой работы я дала задание (защита постера)
ответить на вопрос «Кто повлиял, и что
повлияло на судьбу Петра?». Так как класс был разделен на две группы,
соответственно ответ был разным. Первая группа выступила с ответом о том, что
на судьбу Петра повлияла любовь: любовь Эвелины, любовь матери, и любовь самого
Петра к музыке, а вторая же группа озвучила другой ответ. Они считали, что на
судьбу Петра повлияло его воспитание: Иохим, дядя Максим и мать. После
выступления, несмотря на небольшое
расхождение во мнениях, пришли к выводу, что ответы обеих групп были
правильными. Самое главное в этом задании было то, что учащиеся обменялись
информацией, высказывали собственное мнение, аргументировали свои ответы и
понимали, что их мнение важно и нужно.
А. и Д. защищают постер
Для меня такая
форма работы, как работа в группе, стала новым видом работы, потому что в своей
прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы, в основном,
только на открытых уроках и внеклассных
мероприятиях, интеллектуальных играх-соревнованиях. В настоящее время, я увидела, что работа в
группе позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу,
учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы,
обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению.
Еще
одним «открытием» при изучении и использовании
модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» стало для меня теория
«Голос ученика», которая способствует:
— положительному содействию в развитии самоуважения у
учеников;
— позитивному отношению к школе и обучению;
— формированию эмоционально положительного
отношения к учителям. (Руководство для
учителя, стр 152). И для реализации этой теории на стадии рефлексии
использовала обратную связь, которая помогала мне планировать и
совершенствовать дальнейшую работу. На первом
уроке из серии последовательных я провела устную обратную связь потому,
что хотела услышать мнение, голос
каждого ученика о проведенном совместно уроке, и о впечатлениях от работы в группе.
Устная обратная связь
На втором уроке
из серии последовательных уроков (М.Горький «Песня о Соколе») я так же
организовала работу в группе. Учащиеся должны были дать характеристику главных
героев «Песни о Соколе», а для анализа произведения по двум формам жизни я
использовала прием «Сводная таблица». Учащиеся с помощью диалогической беседы
анализировали произведение, понимали,
что они являются равноправными партнерами, прилагали все усилия для
того, чтобы выполнить задание.
Групповая работа над образом Ужа
Обоснованность применения
модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в серии уроков в том, что он
может быть использован на любом
этапе урока. В разделе «Важность диалога
в классе» указано, что постановка вопросов является ключевым навыком, так как
при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для
преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников.
(Руководство для учителя). Исходя из этого, на всех уроках я применяла вопросы
«высокого порядка» и вопросы «низкого порядка». При выполнении данных задании дети поняли, что
вопросы «низкого порядка» требуют односложного ответа, а вопросы» высокого
порядка» требуют рассуждении и мышления, также оно способствовало появлению
активного диалога.
При диалоговом обучении
немаловажно помнить и о диалоге «ученик-ученик». На третьем уроке из серии
последовательных уроков (Ю.П.Казаков «Тихое утро») перед детьми стояла такая задача: каждая из групп должна была
подготовить по 3 «тонких” и 3 «толстых” вопроса по рассказу «Тихое утро”. И удивилась тому, что
они с особым интересом формулировали и задавали эти вопросы. Первая группа подготовила и озвучила такие
вопросы:
Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
Что примирило мальчиков перед рыбалкой?
Что в природе удивляет Володю? Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала
убежал? Что заставило Яшку вернуться? Почему плакал Яшка после спасения Володи?
Как это его характеризует? Если на первые три вопроса ученики отвечали одним словом, то на вопросы «высокого порядка»
отвечали развернутым, полным ответом. Применение
диалогового обучения на уроках эффективно не только тем, что оно способствует
развитию речи учащихся, развитию критического мышления, но и тем, что ученики
испытывают меньше стресса и они становятся более уверенными в себе.
Почему я пришла к такому выводу? У
меня в классе есть ученик Кайыргали, который на традиционных моих уроках
никогда не проявлял активность. И в серии четырех последовательных уроков я
вела наблюдение за ним: как он ведет себя в групповой работе, как он ведет себя
в парной работе, как он работает индивидуально и с кем ему комфортнее работать.
И анализируя свои наблюдения, я поняла, преимущество модуля «Новые подходы в преподавании
и обучении» в том, что даже слабомотивированные ученики в ходе групповой,
парной работы начинают проявлять активность, становятся оживленнее. Потому что
понимают, что в такой работе (групповой, парной) можно избежать ошибок,
проверить и исправить и